Биография
Звучных псевдонимов литература знает немало. Алексей Пешков стал Максимом Горьким, отразив в вымышленном имени и собственную нелегкую судьбу, и главное направление творчества. Версию о том, как появилась Тэффи, Надежда Бучинская изложила в отдельном рассказе, указав, что «прозвище» взято в честь «одного дурака» Стеффи. Что касается Евгения Скурко, то он преобразился в Максима Танка по двум причинам. Во-первых, потому что названия всех видов флоры и фауны уже разобрали, а во-вторых, слово «танк» к тому же ассоциировалось с танкой — японской стихотворной формой.
Детство и юность
В 17-й день осени 1912-го (по новому стилю) у супругов – крестьян Скурко, проживавших на хуторе Пильковщина (сейчас деревня расположена в Мядельском районе Минской области Беларуси), родился сын Женя. Известно, что у него было две сестры, Вера и Людмила, а также брат Федор.
Отец Иван Федорович сколотил зажиточное хозяйство, занимался разведением пчел, выполнял слесарную работу, шил сапоги, изучал грамоту и в целом являлся глубоко интеллигентным человеком. Дядя Фадей ездил по зарубежным странам, знал три иностранных языка, разбирался в ветеринарии и даже владел гипнозом. Навыки от главы семейства передались и наследнику — он ловко управлялся с плетением корзин и за всю жизнь ни разу не обратился к услугам слесаря или электрика.
«Сестру отца Веру вместе с ребенком убили немцы на нашем хуторе во время войны. Людмила окончила мединститут, работала врачом в Мяделе. Вышла замуж за Язепа Семежона, их как раз познакомил отец. А брат отца Федор работал в Минске на тракторном заводе. Братья и сестры отца уже умерли», — делился фактами биографии сын знаменитости в 2012-м.
Начавшаяся Первая мировая война вынудила семью перебраться в Москву, а возвращение на родину состоялось только в 1922 году. Будущий поэт успел сменить несколько учебных заведений, побывав и в Вилейской, и в Радошковичской, и в Виленской гимназиях.
В 15-летнем возрасте юноша вступил в коммунистический союз молодежи, стал активно участвовать в подпольном движении и в дальнейшем трудился инструктором ЦК комсомола Западной Беларуси. К 22 годам молодого человека дважды арестовывали и приговаривали к тюремному заключению. Но и в тюрьме сидеть сложа руки не получилось — парень организовал подпольное издание рукописного журнала «Решетка» и вел дневники.
Что касается высшего образования, то до 1939-го мужчина жил в Вильнюсе, где посещал местный университет, но из вуза его отчислили из-за революционной деятельности.
Личная жизнь
О личной жизни родителей трогательно поведал в интервью Максим Скурко, сопроводив рассказ многочисленными фотографиями:
«Мама и папа всю жизнь очень любили друг друга. Ромео и Джульетта блекнут перед ними! Их любовь проявлялась в постоянной заботе друг о друге. Например, дома обед приготовили, покушали. Пока мама оглядится, отец всю посуду вымоет! Если она затеяла котлеты, он уже прикручивает мясорубку к столу».
Единственный сын появился у супругов через месяц после начала Великой Отечественной войны, 13 июля 1941-го, а близнецы Ира и Вера пришли в победный год — 1 июня 1945-го. Известно, что наследник поэта до пенсии трудился ученым секретарем Института биоорганической химии Академии наук Беларуси, а одна из наследниц — химиком. Дети подарили отцу и матери троих внуков и внучку.
Что касается индивидуальных предпочтений знаменитости, то он обожал проводить время с друзьями за преферансом, бильярдом и шахматами. Мужчины не вставали из-за стола несколько часов подряд, так что жене Любови Андреевне Асаевич приходилось кормить их прямо в течение игрового процесса. У Танка не наблюдалось вредных привычек, алкоголь и сигареты уважением не пользовались и не употреблялись, любимым напитком считалось молоко, а блюдом — сало и лук.
Творчество
В 1936-м Максим Танк стал членом компартии Западной Беларуси и активно участвовал в подпольной коммунистической печати. В этом же году свет увидел дебютный сборник стихов «На этапах» — на начальном этапе творчества поэт воспевал борьбу своего народа за национальное освобождение.
Позднее были опубликованы поэмы «Порядок», «Клюквенный цвет», «Кастусь Калиновский» и книги «Точите оружие», «Через огненный горизонт». За «Чтобы знали» автор получил Сталинскую премию 2-й степени СССР.
В работах, написанных в войну, главными темами являлись, конечно, вера в победу, обличение фашизма, поэтизация советского воина. По ее окончании в произведениях говорилось о героическом прошлом, мире как высшей ценности и любви к родным местам.
«Вместе со строго классическим, рифмованным и белым стихом он все чаще пользуется верлибром. И если многих обезличивает этот стих, то Максима Танка он отличает от всех других тем, что не влечет за собою ни бесплотного и холодного космизма, ни условной отвлеченности, нарочитой и рассудочной замудренности…», — отозвался о коллеге Дмитрий Ковалев.
В библиографии литературного мастера нашлось место и детским сочинениям («Веточка и воробей», «Книжка о медведе», «Конь и лев», «Светлячок»), и юмористическим («Селедка со стихами»), воспоминаниям («Листки календаря: ежедневник»), и переводам. К последним относится переложение на белорусский язык трудов Александра Пушкина, Владимира Маяковского, Максима Рыльского, Станислава Добровольского, Павла Тычины и других.
После воссоединения Западной Белоруссии и Белорусской ССР Максим Танк числился корреспондентом «Вилейской правды» и «Крестьянской газеты», в Великую Отечественную — «За советскую Беларусь» и «Раздавим фашистскую гадину», в мирное время — в журналах «Вожык» и «Полымя» (главный редактор).
Смерть
С 1965-го Танк председательствовал в Верховном Совете Белорусской ССР, с 1969-го — в ВС СССР, а в 1972-м оказался членом Академии наук родной страны. Несмотря на активную политическую и научную деятельность, он не забывал о главном деле жизни, до конца своих дней радуя поклонников новыми сочинениями. За год до кончины вышел сборник стихотворений «Мой ковчег».
Белорусского деятеля искусств не стало 7 августа 1995-го, смерть наступила по естественным причинам. Чуть раньше, 17 марта, покинула земной мир любимая жена — урну с прахом супруги поэт держал дома, завещав опустить ее с собой в могилу. Еще одним желанием усопшего было, чтобы на месте захоронения не ставили никаких памятников. Последнее пристанище Максим Танк нашел возле отца и матери в родной Пильковщине.
Память
- В Минске находится Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ) имени Максима Танка.
- В столице Беларуси улица Ново-Красная была переименована в улицу Максима Танка.
- Минский педагогический колледж носит имя в честь поэта.
- В Мяделе в 2014 году был открыт памятник Максиму Танку.
- Также библиотека города Мядель названа в честь Максима Танка.
Цитаты
- Я убежден, что не литературные направления и школы родят писателей, не литературные направления и школы создают выдающиеся произведения. Повивальной бабкой была и будет — жизнь.
- Однажды я спросил у человека, который прошёл через огонь, воду и медные трубы:
— Что самое сложное на этом свете?
И он сказал:
— Пройти через верность. - Самая страшная вещь — безразличие. Если с ним не бороться, оно, как трясина, может погубить любого человека.
- Мае кажется, что требовать от искусства, чтобы оно было отражением только действительности, — очень мало. Тогда хватит и фотографов.
Библиография
- 1936 — «На этапах»
- 1937 — «Клюквенный цвет»
- 1945 — «Точите оружие»
- 1948 — «Чтоб знали»
- 1955 — «Конь и лев»
- 1960 — «Сказки. Легенды»
- 1964 — «Глоток воды»
- 1966 — «Селёдка со стихами»
- 1970 — «Листки календаря: Ежедневник»
- 1976 — «Дорога, убаюканная рожью»
- 1979 — «Быль о космическом путешествии муравья Бадини»
- 1984 — «За моим столом»
- 1988 — «Дорога и хлеб»
- 1990 — «Послушайте, весна идёт»
- 1994 — «Мой ковчег»
Интересные факты
- Многие стихотворения Максима Танка стали песнями, любимыми белорусской публикой. Например, «Аве Марию» исполняли знаменитые «Песняры».
- На сайте, посвященном поэзии Танка, собраны многочисленные сочинения поэта, разделенные по темам («Родина», «Война», «Любовь») и дате написания. Здесь имеется также раздел «Годы неизвестны», где хранятся поэма «Сказка про музыку», «На родине Гамлета» и т. д.
- «Семья была для него главным. Хотя главное детское воспоминание об отце — это то, что он все время на работе. Растила нас в основном, конечно, мать, но у папы, например, дома даже не было специального рабочего кабинета. То там присядет, то там. Когда напишет стихотворение, бежит в кухню читать маме. Она была первым и главным критиком. А когда удавалось особенно хорошее стихотворение, он читал его уже всем нам. Мне запомнилось, что, когда издавалась очередная папина книга, он носился с ней как с младенцем», — свидетельствовал сын знаменитости.
- Якуб Колас с любовью называл коллегу коренастым дубом, глубоко пустившим корни в родную землю.