Биография
Людмила Макарова известна в первую очередь как театральная актриса. В интервью она признавалась, что «роман с кинематографом» у нее так и не сложился. В ее биографии было много тяжелых моментов – война, блокада, смерть близких, но, несмотря ни на что, она сумела сохранить и раскрыть в себе творческий дар, став любимицей советской публики.
Детство и юность
Людмила Иосифовна Макарова, русская по национальности, родилась в Петрограде (Санкт-Петербурге) 20 октября 1921 года. В детстве девочка мечтала быть балериной, но не смогла ею стать из-за болезни ног (которая потом будет мучить артистку до конца жизни).
Чтобы отвлечь дочь от несбывшейся мечты о танцах, мать отвела ее в драматический кружок, где маленькая Люда с восторгом открыла для себя манящий и яркий мир театра. Педагоги заметили в девочке несомненный талант, и в 1938 году она перешла в студию при Ленинградском драматическом театре имени М. Горького.
Людмиле Макаровой часто приписывали родство с Инной Макаровой, даже считали их сестрами. Но, несмотря на некую похожесть, артистки просто однофамилицы.
Театр
Людмилу включили во второй состав, и в том же 1938-м юная артистка дебютировала в эпизодической роли в спектакле «Кубанцы». Через 3 года Макарова, закончив учиться в студии, перешла на службу в Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова и стала полноценной актрисой основного состава. Там она успела сыграть всего одну серьезную роль – Аню в постановке «Вишневый сад».
Реализации творческих планов помешала война. БДТ эвакуировали в Киров, но Макарова отказалась ехать с труппой и осталась в Ленинграде, где поступила на временную службу в театр Балтийского флота. Вместе с другими актерами они ставили спектакли в портах, на кораблях и один раз даже на подводной лодке. Они не прекращали работу даже в блокадное время, выступая в ДК «Выборгский», а после освобождения города продолжили выступать в составе фронтовых бригад.
Расцвет творчества Людмилы Макаровой пришелся на послевоенные годы. В 1945 году она вернулась в родной БДТ. Актриса с готовностью примеряла на себя разные образы – заботливых матерей, легкомысленных любовниц, героинь труда и войны – казалось, не было ролей, с которыми она бы не справилась. На спектакли с ее участием – «Три сестры», «Мещане», «Ревизор», «Иркутская история» – было непросто достать билет.
Самой блистательной работой Макаровой стала роль в спектакле «Ханума», который благодаря ей стал своего рода театральным бестселлером. Постановка Товстоногова долго шла в театре БДТ, а снятая позже телеверсия прославила актрису на всю страну. Острая на язык сваха, пытающаяся устроить счастье молодых, покорила сердца зрителей.
Фильмы
В кино актриса дебютировала в 1953 году. Это был фильм-спектакль «Любовь Яровая», в котором ей досталась эпизодическая роль девушки-военного. В целом фильмография Макаровой составила почти 4 десятка картин, но в основном это были небольшие роли. Кинематограф она не любила и большинство предложений режиссеров просто отвергала.
Единственная картина, в которой Людмиле Иосифовне понравилось сниматься (это она отмечала во всех интервью) – «Степан Кольчугин» режиссера Тамары Родионовой. Публика также знает и любит ее героиню Атаманшу в «Тайне снежной королевы», новогоднем фильме Николая Александровича, и служанку Хендрике в фильме-спектакле «Рембрандт».
Личная жизнь
Супругом Людмилы Иосифовны стал партнер по сцене БДТ Ефим Копелян. В личной жизни актрисы это был единственный брак. Уже после первой встречи они почувствовали симпатию друг к другу, но поженились только спустя 2 года. Артистка любила вспоминать, как Ефим сделал ей предложение – просто велел взять свой паспорт и подъехать к загсу на Фонтанке, где она стала его женой. Свадьбу сыграли в мае 1941-го, и уже через месяц молодых супругов разлучила война.
Копелян ушел в народное ополчение добровольцем, а Людмила ждала его в Ленинграде. Хотя его фронт проходил рядом с городом, виделись супруги редко. Несмотря на это, Ефим находил возможность передать жене часть своего пайка и трогательные подбадривающие письма. Отношения супругов всегда были теплыми и доверительными, их не портили ни ревность, ни тяготы жизни, а справляться с трудностями обоим помогало чувство юмора.
После победы семья воссоединилась. В 1948 году у них родился сын Кирилл, который позже пошел по стопам родителей и выбрал для себя актерскую профессию. Макарова пережила обоих близких людей.
В 1957-м не стало ее мужа, а в 2005-м – сына. Копелян страдал болезнью сердца и умер в 62 года от обширного инфаркта. Кирилл тяжело болел – после серьезного инцидента, связанного с дракой, он стал инвалидом 1-й группы. Он так и не женился, и все заботы о нем легли на плечи престарелой матери. Сын Макаровой скончался, не дожив до 50 лет.
Пережить горе артистке помогла любимая работа – до последних лет она выходила на театральную сцену. В спектакле «Кошки-мышки» она играла после ампутации ноги, сидя в инвалидной коляске.
Смерть
Людмила Макарова скончалась в родном Санкт-Петербурге 30 мая 2014 года. Точная причина смерти в СМИ не называется, на момент ухода артистке было 92 года.
Руководство театра, в котором она служила, обратилось к администрации города с просьбой выделить место для ее захоронения на Литераторских мостках Волковского кладбища. Там и находится могила актрисы – совсем рядом с могилой мужа Ефима Копеляна. Вместо фото памятник украшает скульптурный портрет-барельеф, а рядом высечено изображение театральной колонны.
Фильмография
- 1953 — «Любовь Яровая»
- 1957 — «Степан Кольчугин»
- 1958 — «Отцы и дети»
- 1959 — «Достигаев и другие»
- 1965 — «Нос»
- 1967 — «Доктор Стокман»
- 1971 — «Мещане»
- 1972 — «Ревизор»
- 1975 — «Повторная свадьба»
- 1975 — «Рассказ о простой вещи»
- 1978 — «Ханума»
- 1980 — «Атланты и кариатиды»
- 1980 — «Там, за семью горами»
- 1986 — «Тайна Снежной королевы»
- 2009 — «Кошки-мышки»