Биография
Осенью 2021-го театральный и кинематографический мир вспоминал талантливую советскую актрису Антонину Максимову в связи с двумя юбилеями: 105 лет со дня рождения знаменитости и 35 — со дня смерти. Путь в кино ей открыл Григорий Рошаль. Режиссер, заметивший дебютантку на съемочной площадке своей «Петербургской ночи» и сразу пригласивший в следующий фильм, был поражен внутренней энергией и несгибаемым характером артистки, который угадывался за внешней «классической» красотой.
Детство и юность
Долгое время биографы считали, что советская знаменитость появилась на свет 7 ноября 1916-го, а ушла из жизни 4 октября 1986-го. Однако на памятнике на наконец обнаруженной на Долгопрудненском центральном городском кладбище могиле актрисы датой рождения указано 25 октября 1916-го, а датой смерти — 7 октября.
Антонина Михайловна, родившаяся в Туле, с ранних лет любила искусство, активно участвовала в самодеятельности, отлично пела, танцевала и декламировала стихи. Хотя никто из ее близких к сцене отношения не имел. Отец 30 лет жизни отдал Императорскому Тульскому оружейному заводу, мать Александра Ефимовна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Один брат стал ученым, жил в Ленинграде и работал в НИИ (по некоторым данным, в Институте точных измерительных приборов), другой трудился в сфере полиграфической промышленности в Москве.
Окончив школу, выпускница дебютировала в кино в драме «Петербургская ночь» и с первого раза покорила Теавуз, вскоре преобразовавшийся в ГИТИС имени Анатолия Луначарского. Картина вошла в число 6 лучших фильмов Венецианского кинофестиваля в 1934-м.
Театр и фильмы
Еще будучи студенткой ГИТИСа, Максимова сыграла первую главную роль в историко-революционных «Зорях Парижа», подаривших ей не только любовь и узнавание публики, но головокружительный роман с Дмитрием Дорлиаком. Окончив вуз, выпускница пополнила труппу Московского театра комедии, а затем уехала в Саратов, где в местном драматическом театре имени Карла Маркса блистала в «Варварах», «Талантах и поклонниках» и «В степях Украины».
В 1940-м на экраны вышли «Моряки», где талантливой девушке вновь достался центральный персонаж — старший лейтенант, командир звена гидросамолетов Галина Зорина. В первые годы Великой Отечественной войны Антонина служила радисткой, а с 1943-го по 1946-й — во фронтовом театре ВТО, радуя советских солдат спектаклями «Жди меня», «Фрол Скобелев» и «Укрощение укротителя».
В 1947-м актриса вписала в биографию Театр-студию киноактера, до этого сезон отыграв в драматическом ансамбле Центрального дома железнодорожников, и «Мосфильм», с которыми не расставалась до конца жизни. За это время она успела побыть и Кабанихой в «Грозе», и Памелой в «Острове мира», и Аленой Дмитриевной в «Трех солдатах», и Клавдией в «Детях Ванюшина».
Кинокартины с участием тулячки выходили почти каждый год, и она без труда преображалась в лирических героинь (Эмилия в «Отелло») и сильных женщин со сложной судьбой (Елизавета Кондратьевна в «Твоем современнике»). Но больше всего артистка запомнилась перевоплощением в подругу скульптора Николая Васильевича (Анатолий Папанов) в «Приходите завтра…» и Катерину в «Балладе о солдате», сумев воссоздать образ всех матерей, проводивших сыновей на фронт.
«Встреча матери с сыном в поле в ‟Балладе о солдате” — высший пилотаж. Даже без музыкального сопровождения. Гениально сыгранная роль. Зрительские рыдания в шедевре Григория Чухрая вызывает именно ее сцена с сыном, очень сильно сыграно, что называется, на века», — признавались покоренные зрители.
Знаменитости повезло поработать с Эльдаром Рязановым и Евгением Евстигнеевым и отметиться эпизодическими появлениями в комедиях «Берегись автомобиля» и «Невероятные приключения итальянцев в России».
Личная жизнь
Подобное притягивается к подобному — это как нельзя лучше подходит к описанию служебного романа Дорлиака и Максимовой.
Перед артистом Вахтанговского театра, наделенного необыкновенной красотой, не могла устоять половина Москвы. Говорили, что поклонницы часами караулили любимца на улице в любую погоду, чтобы хоть на минуту увидеть его, а сам он относился к каждой представительнице прекрасного пола как к принцессе, не делая различий ни для буфетчиц, ни для уборщиц.
Уже с первого знакомства между коллегами пробежала искра, и вскоре они уже не расставались — брат оперной певицы Нины Дорлиак просто заваливал даму сердца, имевшую внешнее сходство с Алевтиной Румянцевой, цветами. Но отношения закончились, как только завершилась совместная работа. Молодой человек бросил беременную возлюбленную и уехал к жене Анне Данилевич, тоже ждавшей ребенка.
О болезненном разрыве пары узнали журналисты, и вскоре в «цеховом» журнале «Кино» вышла статья «Пошляк из театра Вахтангова», где Дмитрию устроили разнос, а Антонину изобразили несчастной, соблазненной и покинутой жертвой коварного обольстителя. Об инциденте узнали в верхах, и в итоге начальник Главного управления кинопромышленности Комитета по делам искусств СССР Борис Шумяцкий распорядился не допускать безнравственного актера к новым съемкам.
Лишившись основного источника дохода, Дорлиак был вынужден гастролировать по провинциям. В Забайкалье потомок французских дворян заболел брюшным тифом, 18 сентября 1938-го скончавшись в Иркутске. В младенчестве умер и их с Антониной сын.
После знаменитость пыталась устроить личную жизнь. Ее единственным официальным мужем стал детский писатель Яков Аким, но брак, в котором супруги не успели обзавестись наследниками, к сожалению, продержался недолго.
Смерть
Максимова служила искусству до конца своих дней, снимаясь в кино и занимаясь озвучиванием кинолент. Последними в фильмографии актрисы числятся драмы «Долгое эхо», где она вновь встретилась на съемочной площадке с Юрием Горобцом, и «День рождения» Родиона Ефименко.
Осенью 1986-го Антонины Михайловны не стало, причиной смерти послужило онкологическое заболевание. За год до кончины заслуженной артистке РСФСР и поистине народной любимице вручили орден Отечественной войны II степени.
Фильмография
- 1936 — «Зори Парижа»
- 1939 — «Моряки»
- 1955 — «Тайна двух океанов»
- 1955 — «Отелло»
- 1959 — «Баллада о солдате»
- 1963 — «Приходите завтра…»
- 1965 — «Звонят, откройте дверь»
- 1966 — «Берегись автомобиля»
- 1970 — «Поздний ребёнок»
- 1971 — «Мальчики»
- 1975 — «Как закалялась сталь»
- 1975 — «Это мы не проходили»
- 1980 — «Ленин в Париже»
- 1980 — «Желаю успеха»
- 1983 — «Долгое эхо»
Интересные факты
- «Я решил сделать фильм о том, что случается, когда мир теряет одного единственного человека», — говорил режиссер Григорий Чухрай о замысле «Баллады о солдате».
- В 1934-м советская кинопрограмма получила приз Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучшая национальная кинопрограмма». Отдельно был отмечен фильм, с которого стартовала кинематографическая карьера Максимовой: «В ‟Петербургской ночи” техника съемки, совершенно лишенная каких-либо ухищрений и нарочитостей, сочетается с прекрасным и естественным воплощением человеческих образов».
- Зрители признавались, что после просмотра «Баллады о солдате» еще долго слышали в голове крик матери главного героя, пронзительно сыгранной Антониной Михайловной.
- Сын Дмитрия Дорлиака и Анны Данилевич, родившийся в 1937-м и пошедший по стопам родителей-актеров, воспитывался в семье пианиста Святослава Рихтера.
- На Долгопрудненском кладбище актриса покоится рядом с матерью, родившейся 21 марта 1893-го и скончавшейся 31 августа 1971-го, на чьем надгробии без фотографии, помимо ФИО, даты жизни и смерти, указаны слова «Мамочка, прости».