Биография
Сейчас считается нормальным, что футболист к 25 годам успевает поиграть за десяток клубов. Полузащитник Валентин Иванов всю игровую карьеру выступал за одну команду — московское «Торпедо». Такое же постоянство Валентин Козьмич проявил и в личной жизни.
Детство и юность
Будущий спортсмен родился 19 ноября 1934 года в Москве. По словам легендарного торпедовца, его отца звали Кузьма, а отчество Козьмич появилось из-за ошибки паспортистки.
С началом войны Кузьма Иванов эвакуировался в Куйбышев и больше в жизни семьи не появлялся. Мать Вали, его старшие братья Володя и Коля, старшая сестра, а также сам будущий полузащитник ютились в единственной комнатке московской коммунальной квартиры. Валентин стал единственным в семье человеком, успевшим до начала рабочей биографии окончить 7 классов. Братья и сестра начали приносить матери получку, еще будучи подростками.
Однако Владимир и Николай Ивановы успевали не только работать в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (первый — слесарем-сборщиком, а второй — модельщиком), но и сколотить с соседями по автозаводской улице дворовую футбольную команду, в которую взяли и младшего брата. Интересно, что вначале Валентин играл на позиции вратаря и лишь затем стал атакующим игроком.
Футбольные навыки Иванов-младший оттачивал и в пионерских лагерях, куда выезжал на отдых каждое лето. Жене — олимпийской чемпионке Лидии Ивановой — футболист впоследствии рассказывал, что в детстве и отрочестве часто получал нагоняй от матери за сбитые в игре носки ботинок и пытался замаскировать повреждения, полученные обувью на поле, при помощи слюны.
После окончания семилетки Валентин при содействии братьев поступил на работу в ЦИАМ и сразу влился в институтскую команду. Затем Иванов стал играть за юношеские «Крылья Советов», которые тогда тренировал энтузиаст футбола Виктор Бушуев.
Футбол
На матче «Крылышек» со «Спартаком» Валентина приметил тренер «Торпедо» Георгий Жарков, и биография полузащитника оказалась навсегда связанной с автозаводским клубом. Уже в 1952 году 18-летний футболист вошел в основной состав команды, а в 1956-м стал ее капитаном.
Помимо капитанской повязки Иванов часто выходил на матчи и с наколенником. Незадолго до Олимпиады в Австралии Валентин получил травму и пережил операцию по удалению мениска. Медицинское вмешательство продлилось дольше запланированного и завершалось под крики пациента, практически вышедшего из наркоза. Впоследствии прооперированную ногу Валентина эпизодически «заклинивало». Тем не менее на Олимпийских играх в Мельбурне советские футболисты, и Валентин в их числе, завоевали золото.
Легендой «Торпедо» стала связка Иванов — Эдуард Стрельцов: друзья, казалось, видели друг друга даже спиной и безошибочно пасовали. Самым счастливым в игровой карьере Козьмича стал 1960 год: автозаводчане сделали дубль, став и чемпионами, и обладателями Кубка СССР по футболу, а советская сборная завоевала золото на чемпионате Европы.
За сборную СССР Иванов провел 59 матчей и на протяжении 10 лет являлся ее капитаном, получив капитанскую повязку из рук Игоря Нетто. На чемпионате мира 1962 года Валентин 4 раза поразил ворота соперников и разделил лавры лучшего бомбардира первенства с пятью зарубежными футболистами.
Тренерская карьера
В 33 года Иванов переквалифицировался из игрока в тренера (и только через 6 лет окончил Смоленский институт физической культуры). За время его руководства любимым «Торпедо» команда трижды завоевывала Кубок СССР, а в 1976-м стала чемпионом Советского Союза. Но работа наставником оказалась более нервной, чем игра на поле. Иванову доводилось и получать порицания от начальства за неудачи команды, и увольнять бывших друзей, не понимавших субординацию и нарушавших спортивный режим.
В начале 90-х годов XX века стали множиться слухи о тяжелом характере и даже самодурстве Валентина Козьмича. После того как он покинул «Торпедо», команда в 1993 году завоевала Кубок России, но затем у автозаводчан начался затяжной спад. В течение года Валентин Иванов тренировал команду «Раджа Касабланка» из Марокко, а затем недолго был наставником в «Асмарале», сейчас являющемся фарм-клубом «Спартака», и в команде «Торпедо-ЗИЛ».
Личная жизнь
Чувства к будущей жене — спортивной гимнастке Лидии Калининой — у футболиста возникли во время триумфального возвращения из олимпийского Мельбурна. Путешествие продлилось почти месяц (три недели на теплоходе и еще неделю на поезде), и молодые спортсмены успели подружиться. 3 года Валентин и Лида просто встречались, а затем хавбек попросил девушку взять на одно из свиданий паспорт. То, что она пишет заявление на вступление в брак, гимнастка поняла, только отвечая на вопрос о фамилии после замужества.
Свадьба Ивановых гуляла 3 дня, причем со стороны невесты были только мама, брат и пара подружек, а со стороны жениха — половина футболистов Москвы. Молодожены поселились в 2-комнатной квартире, которую перспективный полузащитник получил после Олимпиады в Мельбурне. Как и Эдуард Стрельцов, живший в том же подъезде, Валентин делил жилище с матерью. Однако, когда отношения невестки и свекрови не сложились, и Лидия, хлопнув дверью, ушла к своей маме, Валентин, чтобы вернуть жену, выхлопотал для своей родительницы еще одну комнату в другом доме, и семейному счастью Ивановых больше ничто не мешало.
Через пару месяцев после свадьбы Лида забеременела, но на носу была Олимпиада в Риме, и молодая женщина решилась на аборт. После возвращения из столицы Италии Иванова вновь оказалась в интересном положении и в июле 1961 года родила сына, названного в честь отца Валентином.
Когда мальчику исполнилось 3 месяца, Лидия вернулась к тренировкам и на чемпионате мира в Праге в 1962 году завоевала командное золото. Как и Сергей Шустиков — сын друга Валентина Козьмича Виктора Шустикова, Иванов-младший продолжил футбольную династию и стал вначале игроком «Торпедо», а затем судьей. В 1964 году жена подарила полузащитнику дочь Ольгу, ставшую балериной и выступавшую на сцене Большого театра. В воспитании детей постоянно занятым спортсменам очень помогла мама Лиды.
В отличие от своих друзей — Стрельцова и Валерия Воронина, муж Лидии Ивановой не разрушил жизнь проступками, совершенными в состоянии алкогольного опьянения. Уберечь футболиста от пьянок помогла любовь и мудрость супруги. После матчей Лидия приглашала одноклубников Валентина, их жен и подруг к себе домой: женщины хлопотали по хозяйству, а мужчины за обсуждением нюансов игры хотя и выпивали по паре рюмок, но хорошо закусывали и мирно ложились спать, не выходя на поиск сомнительных приключений.
Когда дети были маленькими, Ивановы каждое лето снимали дачу у платформы Фирсановка. Затем у семьи появился скромный домик под Наро-Фоминском, а в середине 90-х годов XX века супруги обзавелись 2-этажным домом в Алабине, куда уехали от московской суеты. Род Валентина Козьмича и Лидии Гавриловны продолжился в двух внуках и одной внучке.
Смерть
Валентин Козьмич ушел из жизни 8 ноября 2011 года, не дожив 11 дней до своего 77-летия. Причиной смерти бывшего футболиста стала болезнь Альцгеймера.
Иванов похоронен на Ваганьковском кладбище. Памятник на могиле лучшего бомбардира чемпионата мира по футболу в Чили выполнен в форме заглавной буквы «Т» — символа клуба «Торпедо». На гранитном монументе высечено изображение Валентина Козьмича в молодости с мячом. В 2015 году фото атакующего полузащитника Иванова было размещено на российской почтовой марке.
Достижения
В качестве игрока:
- 1953 — Бронзовый призёр чемпионата СССР
- 1956 — Чемпион Олимпийских игр
- 1956 — Победитель Спартакиады народов СССР
- 1957, 1961, 1964 — Серебряный призёр чемпионата СССР
- 1960 — Обладатель Кубка СССР
- 1960 — Чемпион Европы
- 1960, 1965 — Чемпион СССР
- 1964 — Серебряный призёр Кубка Европы
В качестве тренера:
- 1968, 1972, 1986 — Обладатель Кубка СССР
- 1968, 1977, 1988, 1991 — Бронзовый призёр чемпионата СССР
- 1976 — Чемпион СССР
- 1977, 1982, 1988, 1989 — Финалист Кубка СССР
Интересные факты
- В мае 2016 года после выездной победы «Терека» над ЦСКА президент московских армейцев Евгений Гинер передал главе департамента судейства и инспектирования Российского футбольного союза Валентину Иванову – младшему, что его отец «переворачивается в гробу от такой “объективности”». Лидия Иванова возмутилась словами Евгения Ленноровича и особенно упоминанием всуе имени ее покойного мужа.
- Среди тезок-однофамильцев футболиста немало знаменитостей, в том числе литератор Валентин Иванов, автор романа «Русь изначальная», связавший биографию с писательским трудом лишь в возрасте 50 лет.