Биография
Эдмонд Кеосаян обладал неуемной энергией, бесшабашностью и верой в самое невозможное, которыми заражал окружающих, видел в людях Божью искру и умел показать их с лучшей стороны. Он был экспрессивным человеком и даже двигался очень быстро, так что актер Фрунзик Мкртчян предлагал сделать на него такой шарж: на одной горе режиссер кричал «Ау!», а на другой – стоял и слушал собственный крик.
Детство и юность
Будущий кинематографист появился на свет 9 октября 1936-го в нынешнем Гюмри и уже через полгода остался без отца.
Гарегина Кесаяна (так на самом деле звучала фамилия знаменитости, а лишняя буква в ней появилась из-за ошибки паспортистки), служившего в царской армии, репрессировали и расстреляли, а его жену и двоих сыновей сослали на Алтай, в деревню Вознесение, откуда они вернулись по окончании Великой Отечественной войны. Эдмонд Гарегинович рассказывал, что его мама отказалась прописываться по старому адресу, предчувствуя, что за ней и ее семьей могут прийти снова.
«Школьником я был никаким. Ходил только на гуманитарные предметы, а математику не любил с детства и прогуливал. Чтобы отсидеться во время уроков, ходили либо в баню, за 20 копеек проводили весь день в тепле, либо в кино, с одним билетом на руках переходили из зала в зал. Мы эти фильмы уже наизусть знали», – вспоминал в интервью режиссер.
По окончании школы юноша неоднократно пробовал покорить ВГИК, но попал туда после учебы в МЭИ и театральном вузе в столице Армении и работы в коллективе Константина Орбеляна.
Эдмонд Кеосаян в кино
Талант Кеосаяна как режиссера проявился еще в молодости. «Лестница» студента покорила фестиваль в столице Монако, а через год его «Три часа дороги» были отмечены спецпризом жюри короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля. В 1964-м он начал трудиться на киностудии «Мосфильм», откуда почти через десятилетие ушел в «Арменфильм», а затем вернулся назад.
Первой полнометражной лентой Эдмонда Гарегиновича стала драма «Где ты теперь, Максим?», вслед за которой появилась лирическая комедия «Стряпуха» и легендарные «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
«Идею, тему ленты нам предложили в ЦК комсомола. Мне захотелось сделать картину, на которую бы выстраивалась очередь. Вестерн, как ни один жанр, способен заразить аудиторию идеями. Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру все. Любовь к Родине, долг, верность на экране – это не отвлеченные понятия, а живые примеры, которым страшно хочется подражать», – рассказывал режиссер о своей знаменитой трилогии.
Работая на родине, кинематографист «совершил блестящий шаг в армянскую культуру». Он окунулся в национальную тематику и познакомил публику с «Мужчинами», «Когда наступает сентябрь» и «Ущельем покинутых сказок», а после продолжил это дело и на «Мосфильме», совместно с «Арменфильмом» сняв «Звезду надежды».
Уроженец нынешнего Гюмри часто снимался в своих картинах (а также снимал там родных и близких) и создавал для них сценарии, а в его фильмографии есть всего пара чужих проектов, где он выступил как актер и сценарист соответственно.
Личная жизнь
Личную жизнь Кеосаян устроил с актрисой Лаурой Геворкян, которая снималась в основном в его фильмах и подарила ему двоих сыновей, Давида и Тиграна, продолживших дело семьи.
Профессиональную биографию связала с кинематографом и внучка режиссера Лаура Кеосаян, в 6 лет появившаяся в его последней картине «Вознесение», где он рассказал о своем детстве на Алтае.
Смерть Эдмонда Кеосаяна
Режиссер ушел из жизни 20 апреля 1994-го – причиной его смерти послужила неизлечимая болезнь. СМИ писали, что незадолго до кончины он хотел уехать в Армению и создать фильм о национальном герое Андранике, а также картину о Ереване, своем поколении и друзьях.
«Он просто осмыслял, что происходит, и переживал это все. И я уверена, что это должно было бы вылиться в какую-то киноисторию. Но в этот момент его уже укусила болезнь, и до этого он пережил, по-моему, три инфаркта. Просто первый на ногах, он даже не понял, что он его пережил. То есть потом, постфактум, когда уже второй раз были там рецидивы, ему сказали: “У вас был уже инфаркт”», – рассказывала Лаура Кеосаян.
Фильмография
Режиссер:
- 1962 — «Лестница»
- 1963 — «Три часа дороги»
- 1964 — «Где ты теперь, Максим?»
- 1965 — «Стряпуха»
- 1966 — «Неуловимые мстители»
- 1968 — «Новые приключения неуловимых»
- 1971 — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
- 1972 — «Мужчины»
- 1974 — «Ущелье покинутых сказок»
- 1975 — «Когда наступает сентябрь»
- 1978 — «Звезда надежды»
- 1979 — «Легенда о скоморохе»
- 1982 — «Где-то плачет иволга»
- 1988 — «Вознесение»
Актер:
- 1956 — «Когда рядом друзья»
- 1964 — «Где ты теперь, Максим?»
- 1968 — «Новые приключения неуловимых»
- 1971 — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
Интересные факты
- 27-й фильм цикла документальных программ «Чтобы помнили», содержащий архивные видео и фото, был посвящен заслуженному деятелю искусств РСФСР Эдмонду Кеосаяну.
- СМИ писали, что на съемочной площадке «Вознесения» режиссер познакомился со своим троюродным братом, который показал ему их генеалогическое древо и рассказал, что они принадлежат к просветительскому роду.
- Отец Тиграна Кеосаяна был большим поклонником футбола и, по словам друзей, ради матча «Арарата» запросто мог остановить съемку и преодолеть пять часов езды из одного города в другой.
- В детстве знакомые кассиры отдавали будущему режиссеру несколько билетов, а он перепродавал их у входа.
- На последнем свидании с семьей Гарегин Кесаян запретил жене менять фамилию младшему сыну, так как был уверен, что она его прославит.