Биография
Людмила Касаткина — знаменитая актриса, народная артистка СССР, прославившаяся сразу же после дебютной картины «Укротительница тигров». К профессии, как и ко всему в жизни, она подходила добросовестно: тщательно готовилась к ролям, месяцами собирала информацию и строила по крупицам характер персонажа. Некоторые образы актрисы навечно отпечатались в памяти зрителей.
Детство и юность
Людмила Касаткина родилась в деревеньке Новое Село Смоленской губернии, но вскоре родители будущей актрисы Иван Алексеевич и Варвара Николаевна переехали в столицу. В Москве Люда рано проявила танцевальные способности, благодаря чему попала на хореографическое отделение в престижную оперную студию имени С. Т. Шацкого.
Творческую биографию Людмила Касаткина начала как балерина. В 11 лет девочка уже выходила на большую сцену, но из-за травмы ей через три года пришлось расстаться с мечтой о профессиональном балете. Только после этого Людмила задумалась о том, чтобы переквалифицироваться в драматическую театральную актрису, а затем и в киноактрису.
После школы Людмила поступила в ГИТИС, а по окончании была зачислена в труппу Центрального театра Советской (позднее Российской) армии, где проработала до конца своей жизни. Наиболее знаменитые театральные роли актрисы пришлись на классику — «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея», «Укрощение строптивой».
«Укротительница тигров»
Дебют Людмилы Касаткиной в кино случился в 1954 году, когда актриса уже стала известна в театральных кругах. В романтической комедии «Укротительница тигров» ей доверили играть главную героиню Лену Воронцову. Другой звездой картины стал уже завоевавший преданность зрителей Павел Кадочников.
Образ Людмилы Касаткиной в этой картине зрители и критики охарактеризовали как «пигалица», потом это прозвище подхватили и журналисты, но называли актрису уже «знаменитой пигалицей». Главную роль здесь сыграла внешность артистки: рост всего 159 см, вес соответствующий, фигура миниатюрная.
При съемках этой картины Касаткина не должна была взаимодействовать с животными, так как актрису подменяла дублерша — профессиональная артистка цирка Маргарита Назарова, снявшаяся впоследствии в «Полосатом рейсе». Но при монтаже стало ясно, что «картинка не идет», нужна хотя бы пара кадров главной актрисы вместе с хищниками. И Людмиле Ивановне пришлось войти в клетку. Касаткина настолько вошла в образ, что после завершения съемок дрессировщик Борис Эдер на полном серьезе предложил ей перейти в команду дрессировщиков и стать артисткой цирка.
Фильмы
Режиссеру «Укротительницы тигров» Надежде Кошеверовой работать с парой центральных актеров было комфортно, поэтому уже сложившийся тандем она пригласила и в следующую ленту — мелодраму «Медовый месяц». Однако ее ход не сработал: фильм на более серьезную тему критики признали скучным, а игру актеров — вялой.
Новый виток признания к исполнительнице пришел после роли Катарины в экранизации пьесы Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». Фильм стал первой совместной работой Людмилы Касаткиной и режиссера Сергея Колосова.
Через три года появилась следующая картина творческого дуэта — первый советский многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя». Эта лента стала доказательством того, как культура и кинематограф влияют на жизни отдельных людей. Примечательно, что прототип героини Людмилы Ивановны, реально существовавшая партизанка Анна Морозова, после выхода фильма на экраны была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
В течение 60–70-х годов Касаткина снималась много и всегда в очень разных ролях. Можно сказать, что актриса создавала каждый раз противоположные образы. Единственное, что объединяло этих женщин, — лидерство в коллективе и внутренняя честь. В 80-е годы актриса поучаствовала только в четырех картинах, а две из них — мюзикл «Принцесса цирка» и социальная драма «Дороги Анны Фирлинг» — попали в золотой фонд классики советского кино.
Почти до самого конца жизни актриса оставалась предана собственной профессии. В новом тысячелетии ей доставалось меньше ролей, чем в молодости. Касаткина сыграла тещу главного героя в комедии Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений». А последней работой в ее фильмографии стала роль Марии Бове в снятой Сергеем Колосовым драме «Потерянные в раю», основанной на рассказе Тэффи.
Людмила Касаткина с радостью делилась собственными знаниями и актерскими премудростями. В 1979 году вместе с мужем актриса создала на актерском факультете ГИТИСа творческую мастерскую, которая просуществовала 12 лет. Эта мастерская подарила профессиональной сцене десятки молодых интересных актеров, таланты которых заметила и развила Людмила Ивановна, получившая ученое звание профессора.
Озвучивание
Чарующий томный голос Людмилы Касаткиной хорошо знаком детям, которые смотрели советский мультфильм «Маугли», где актриса гениально озвучила пантеру Багиру. Людмила Ивановна участвовала в озвучивании пяти эпизодов серии.
Томный, «мурлыкающий» голос актрисы показался режиссерам настолько подходящим образу пантеры, что советские переводчики и мультипликаторы пошли против литературного оригинала. У Киплинга пантера Багира — самец, доблестный воин, друг и старший наставник Маугли. Об этом говорит и имя персонажа: в Индии Багира — мужское имя.
Кроме того, актриса озвучила роль Падчерицы в мультфильме «Двенадцать месяцев» и роль служанки Змея Горыныча в «Последней невесте Змея Горыныча».
Личная жизнь
Личная жизнь Касаткиной была связана с одним-единственным мужчиной. Со своим супругом, режиссером Сергеем Колосовым, актриса познакомилась в Театре Советской армии. У них сложился не только крепкий семейный союз, о котором, в отличие от многих коллег, никогда не ходило никаких слухов и пересудов, но и замечательный творческий дуэт. Об этой паре говорили с восхищением, называя союз историей любви длиною в жизнь.
Колосов и Касаткина вместе создали 12 киношедевров, и нельзя сказать, кто же из супругов дал кинематографу больше — он или она. Правильно говорить именно о совместном плодотворном творчестве.
В браке у Людмилы и Сергея родился сын Алексей. Кино его не заинтересовало, но творческий потенциал в Колосове-младшем тоже дал о себе знать. Алексей стал джазменом и руководителем собственного джаз-бенда «Аура». Кроме того, как композитор он написал музыку для нескольких фильмов отца и длительное время вел цикл передач о джазе на «Русском радио».
Кстати, первую внучку Людмилы Ивановны назвали в честь бабушки. В 2001 году у Алексея родилась вторая дочь, названная Анной.
Смерть
В последние годы жизни Касаткина страдала от болезни Альцгеймера, полгода жила в больнице, где ей оказывали специальный уход. Но смерть любимого супруга подкосила легендарную актрису, и Касаткина пережила Колосова всего на 11 дней, скончавшись 22 февраля 2012 года в возрасте 86 лет. Причиной смерти актрисы можно было назвать и длительную болезнь, и тоску по супругу.
Поклонники простились с любимой актрисой и народной артисткой СССР 28 февраля в Центральном театре Российской армии в Москве.
Похоронили Людмилу Ивановну с почестями на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа. На надгробии знаменитой пары установили крест, с общим портретом, созданным по фото супругов. В центре захоронения выгравирована надпись: «Любовь не подвержена действию времени».
Фильмография
- 1954 — «Укротительница тигров»
- 1956 — «Медовый месяц»
- 1958 — «По ту сторону»
- 1961 — «Укрощение строптивой»
- 1964 — «Вызываем огонь на себя»
- 1966 — «Душечка»
- 1972 — «Большая перемена»
- 1982 — «Принцесса цирка»
- 2001 — «Яды, или Всемирная история отравлений»
- 2006 — «Потерянные в раю»
Интересные факты
- В первый день знакомства студентка Людмила сразу приглянулась вернувшемуся в вуз с фронта Колосову. Правда, девушка жестоко разыграла кавалера, когда тот напросился к ней в гости, — назвала неверный адрес. Пышный букет пионов будущий режиссер принес не туда, но избранницу простил. А весенние цветы после этого стали символом их любви.
- Фильм «Укротительница тигров» принес артистке не только известность, но и друга. После премьеры Касаткиной позвонил Юрий Никулин. Любимый советскими детьми клоун узнал, что они с Людмилой Ивановной земляки. После внезапного знакомства артисты не переставали дружить.
- Чтобы сыграть узницу Освенцима в драме «Помни имя свое» Касаткина тайком от мужа голодала и сбросила 12 кг. Из-за истощения она не раз теряла сознание на площадке.