Биография
Уилки Коллинз – английский писатель, чье творчество незаслуженно оказалось погребено под шедеврами Марка Твена и Чарльза Диккенса. Его произведения отличаются самобытностью, мистическими захватывающими сюжетами, остротой языка и легкостью восприятия, а роман «Женщина в белом» его авторства станет украшением библиотеки каждого книголюба.
Биография Уильяма Уилки Коллинза берет начало 8 января 1824 года в Лондоне, в зажиточном квартале Марилебон, в семье английского живописца, члена Лондонской академии художеств Уильяма Коллинза и Харриет Геддес. Фамилию мальчик унаследовал от отца, а среднее имя, по которому позже его узнал весь мир, досталось от крестного – художника-жанриста Дэвида Уилки.
Спустя 4 года после рождения первенца в семье появился еще один ребенок – Чарльз Алстон Коллинз. Позже он пошел по стопам отца и стал живописцем, последователем прерафаэлитизма – творческого направления, целью которого являлась борьба против условностей викторианской эпохи.
Первые знания Уилки и Чарльз получили дома. Семья Коллинз была глубоко религиозной, поэтому Харриет принуждала сыновей посещать церковь, читать молитвы перед сном и соблюдать посты. Эта сторона жизни была не по вкусу будущему писателю, но в зрелости он исповедовал христианство с охотой и усердием
В 1835-м Уилки поступил в академию Maida Vale, но проучился недолго: с 1836 по 1838 годы семья жила в Италии, затем – во Франции. За границей мальчики быстро освоили итальянский и французский языки. Последний дался Уилки легко, и в последствии он свободно владел им.
Вернувшись на родину, родители отправили мальчика в частную школу-интернат преподобного Коула в Хайбере, на севере Лондона. Уилки не нравилось обучение, но особенно – его сосед по комнате, который будил посреди ночи и заставлял рассказывать истории, чтобы лучше спалось.
«Это был грубый мальчик, который ежедневно будил меня, свою маленькую бедную жертву. Но если бы не он, я, возможно, никогда бы не проснулся… Когда я покинул школу, то продолжил рассказывать истории, но для своего удовольствия», - такая цитата позже появилась в дневнике Уилки Коллинза.
В конце 1840 года парень закончил школу и по настоянию отца устроился на фирму чайных торговцев Antrobus & Co. Монотонная канцелярская работа была Коллинзу не по душе, но он трудился на ферме 5 лет.
Книги
Одновременно с работой на предприятии Уилки создал первое произведение – рассказ «Последний тренер», который в 1843 году был опубликован в журнале «Illuminated». В том же году англичанин написал дебютный роман «Иолани, или Таити, как это было», предложил его печатному дому «Chapman & Hall», но в 1845 году получил отказ. Книга так и не вышла в свет при жизни автора: первое издание появилось лишь в 1999-м.
Попытки Уилки стать писателем развеяли надежды Уильяма Коллинза на то, что сын унаследует его профессию и станет художником. Тем не менее, отец не остался в стороне от выбора будущего для наследника: он навязывал Уилки путь священнослужителя, а затем убедил поступить на юриста в почетное общество Линкольнс-Инн в 1846 году.
Коллинз-младший проявлял незначительный интерес к закону и большую часть времени трудился над романом «Антонина, или Падение Рима». После смерти отца в 1847 году Уилки опубликовал первую серьезную работу – «Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза, эсквайра, члена Королевской Академии художеств». Этот роман обессмертил имя английского живописца.
Продолжая отдавать дань памяти отцу, в 1849 году Уилки Коллинз попробовал себя в качестве художника и создал картину «Отступление контрабандистов», которую представили на летней выставке Королевской Академии.
В феврале 1850 года в свет вышел роман «Антонина». Это произведение хоть и является значимым в творчестве Коллинза, но вызывает меньший интерес, чем «Прогулки вдали от железной дороги» (1851). Красочные заметки, воспевающие красоту английской природы, были написаны во время путешествия по графству Корнуолл в июле-августе 1850 года. Компанию писателю составлял художник-пейзажист Генри Брандлинг.
В те же годы Уилки Коллинз завершил юридическое образование и стал барристером, то есть членом корпорации адвокатов. Хотя писатель никогда формально не практиковал право, полученные во время обучения знания активно использовал при сочинительстве романов, чтобы придать повествованию достоверности. В 1851 году британский художник Август Леопольд Эгг познакомил Коллинза с Чарльзом Диккенсом, и это событие стало поворотным в карьере начинающего писателя.
Мужчины стали закадычными друзьями и коллегами. В мае того же года вместе сыграли в пьесе «Не так плохо, как кажется» Эдварда Бульвера-Литтона, зрителями которой стали королева Виктория и принц Альберт. Произведения Коллинза «Ужасно странная кровать» (1852), «Жизнь разбойника» (1856), «Мертвый секрет» (1857) и другие публиковались в журнале Диккенса «Домашнее чтение».
В 1853 году Уилки выпустил роман «Бэзил» о молодом аристократе, который нарушает одно из табу представителей высшего класса – влюбляется в незнатную девушку, дочь торговца тканями. Если Бэзил поддастся искушению и свяжет себя с недостойной, отец оставит его без права на наследство. Конечно, молодой человек делает выбор в пользу любви и оказывается втянутым в темную историю.
В экранизации 1998 года, снятой индийским режиссером Радхой Бхарадваджой, главную роль исполнил Джаред Лето, его избранницей стала Клэр Форлани, а друга, который познакомил Бэзила с незнатной девушкой, сыграл Кристиан Слэйтер.
По многим произведениям Коллинза сняты фильмы, а самым популярным считается «Женщина в белом» – роман-сенсация, написанный в 1859 году. Он рассказывает о молодом художнике Уолтере Хартрайте, который занимается реставрацией гравюр из коллекции аристократа Фредерика Фэрли. У эсквайра есть племянница Лора, и она как две капли воды похожа на странную женщину в белом – сбежавшую пациентку психиатрической лечебницы, которую Уолтер встречает по пути в имение. Это обстоятельство пугает молодого человека и притягивает одновременно.
Журнал «The Observer» поставил «Женщину в белом» на 23-е место в топ-100 лучших романов всех времен, а режиссеры, в том числе советские, принялись за экранизации. Первым в 1981-м вышел 2-серийный фильм Вадима Дербенева, в 1982 и 1997 годах свое видение представили английские мастера кино Джон Брюс и Тим Файвелл. С 2018 года снимается мини-сериал по мотивам романа.
Произведения, опубликованные в 1860-е годы, являются лучшими в карьере писателя: «Без имени» (1862), «Армадейл» (1866), «Лунный камень» (1868). Вместе с «Женщиной в белом» эти 4 книги обеспечили Уилки Коллинзу репутацию мастера пера и продавались большими тиражами, что позволило экономически окрепнуть.
В 1870 году в жизни Коллинза произошли 2 важных события: публикация романа «Муж и жена» и смерть Чарльза Диккенса. Над могилой лучшего друга Уилки сказал:
«Мы видели друг друга каждый день и любили друг друга так, как могут мужчины».
В последнее десятилетие здоровье Коллинза заметно ухудшилось: англичанин почти ослеп, не выходил из дома и с трудом писал. Свои знания он передавал молодым талантам, в том числе романисту Холлу Кейну, а также помогал им защищать свои авторские права. Постепенно сочинительство стало способом борьбы с болезнью, которое не позволяло окончательно слечь в постель. Уилки Коллинз почти завершил роман «Слепая любовь», дописанный после его смерти Уолтером Безантом.
Личная жизнь
В 1857 году Коллинз познакомился с Кэролайн Грейвс – воспитанной в бедной семье девушкой, которая вышла замуж, родила дочь Харриет и овдовела. Существование матери-одиночки обеспечивал небольшой магазинчик, в который Уилки часто заглядывал. Он относился к Харриет как к родному ребенку и помог ей пойти в школу. Год спустя пара начала жить вместе.
Писатель не поддерживал институт брака, но оставался верен Кэролайн и Харриет, считая их своей семьей. А женщина хотела замуж. Она оставила Коллинза, когда тот писал «Лунный камень», страдал от острого приступа подагры и зависимости от опиума, вышла замуж за молодого человека по имени Джозеф Клоу, но через 2 года вернулась к Коллинзу.
В 1868 году личная жизнь писателя обогатилась знакомством с Мартой Радд, 19-летней девушкой из бедной семьи. В союзе появились трое детей: дочери Мариан (1869) и Харриет Констанция (1871), сын Уильям Чарльз (1874).
Смерть
Уилки Коллинз умер 23 сентября 1889 года от паралитического удара. Тело похоронено на Кенсальском зеленом кладбище в Западном Лондоне.
В 1895 году смерть пришла к Кэролайн Грейвс, верной спутнице писателя. Последнюю обитель женщина обрела рядом с гражданским мужем.
Библиография
- 1852 – «Бэзил»
- 1854 – «Игра в прятки»
- 1860 – «Женщина в белом»
- 1862 – «Без имени»
- 1866 – «Армадейл»
- 1868 – «Лунный камень»
- 1870 – «Муж и жена»
- 1872 – «Бедная мисс Финч»
- 1875 – «Закон и женщина»