Биография
Уборщица тетя Глаша из комедии «Большая перемена» (1972), которую «бес попутал» дать звонок с урока раньше времени, знакома каждому поклоннику советского кинематографа. Исполнительница роли – Валентина Сперантова, народная артистка СССР.
Ее фильмография состоит в основном из эпизодических ролей, но и их «народная бабушка» исполняла мастерски. Биография Сперантовой драматична, однако от этого не страдают комедийные образы.
Детство и юность
Валентина Александровна Сперантова, русская по национальности, родилась 11 (24) февраля 1904 года в Зарайске (сейчас — город в Московской области), в многодетной семье секретаря уездного съезда Александра Дмитриевича. Помимо девочки, родители воспитывали 8 детей.
Когда Валентине исполнилось 10 лет, в дом вошла смерть, и забота о малышах легла на хрупкие материнские плечи Матрены Федосеевны. Несмотря на финансовые и политические проблемы - в 1914 году началась Первая мировая война, - в семье Сперантовых царила теплая атмосфера.
Юная Валя, помогая маме ухаживать за братьями и сестрами, занялась их творческим развитием. Она устраивала импровизированные спектакли для родственников и соседей, сама мастерила декорации из подручных материалов, шила из старой одежды костюмы.
Со временем тяга девочки к сцене заразила одноклассников, они стали помогать в «театре». Дети организовали драматический кружок, оживляли произведения Александра Пушкина и русские народные сказки. Одновременно Валентина выходила на подмостки любительского театра под руководством скульптора Анны Голубкиной.
В 1918 году бойкую девочку заметил приезжий артист из Москвы. Он пригласил Сперантову в столицу, обещал помочь с поступлением в театральное училище, найти для нее жилье и работу. Доверчивую провинциалку ждало разочарование – слова молодого человека оказались пустым звуком. Одна в Москве, Валентина была готова вернуться домой, но заболела тифом.
За несколько недель, проведенных в больнице, девушка убедила себя остаться. Сперантова поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), но, услышав о наборе в театральную студию «Молодые мастера», забрала документы. Валентина с первого раза стала учащейся заведения, которое сейчас носит название Российский институт театрального искусства (ГИТИС), и окончила его в 1925 году.
Театр и фильмы
Сразу после получения диплома артистка устроилась в Первый государственный театр для детей (сегодня – Московский театр юного зрителя). В молодости Валентина Сперантова переживала из-за внешности: невысокий рост (152 см при весе 44 кг), круглые глаза, непослушные волосы, но на сцене серая мышка превращалась в прекрасного лебедя.
Правда, девушка исполняла исключительно мужские роли: Джо Гарнер из «Тома Сойера» (1925), Мишка из «Ровесников» (1932), Том Кенти из одноименной пьесы Сергея Михалкова (1939). За травести-образы актрису прозвали «главным мальчишкой Советского Союза».
Однажды спектакль с участием Сперантовой посетил Бернард Шоу, ирландский драматург. Он невероятно удивился, когда узнал, что в образе мальчика – 30-летняя женщина. Иностранец попросил проводить его к Валентине за кулисы, а затем преклонил перед ней колено, поцеловал руку и поблагодарил за выступление.
В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году Валентина Александровна вступила в фронтовую бригаду – театральную труппу, которая выезжала со спектаклями в воинские части рабоче-крестьянской Красной Армии и военно-морского флота СССР. В 1944 году Сперантова присоединилась к коллективу Государственного центрального детского театра (сейчас – Российский академический молодежный театр).
Здесь над мужскими персонажами (Митя из «Дубровского» (1949), Чиполлино из «Приключений Чиполлино» (1955)) преобладали женские. Актриса исполнила роли Коробочки в «Мертвых душах» (1952), миссис Гарпер в «Томе Сойере» (1958), Феклы Ивановны в «Женитьбе» Николая Гоголя (1963). В спектакле «Снежная королева» Валентина Александровна успела примерить на себя образ и Кая, и Герды.
В детском театре Сперантова работала до самой смерти. В последнее десятилетие преимущественно исполняла роли бабушек и престарелых матерей, чем заслужила прозвище «Народная бабушка».
Театральная карьера не мешала Валентине Александровне заниматься озвучиванием для «Союзмультфильма». Ее голосами говорили Тимур в «Тимуре и его команде», Иртыш в «Бумбараше», Мальчиш-Кибальчиш в одноименной телесказке, персонажи мультфильмов «Дядя Степа», «Конек-Горбунок», «Золотая антилопа».
В 1953 году Сперантова дебютировала в кино, снявшись в комедии «Алеша Птицын вырабатывает характер».
Образ Клавдии Васильевны Савиной из ленты «Шумный день» (1960) принес Сперантовой всенародную славу. Изначально министр культуры СССР Екатерина Фурцева отказалась пускать фильм в прокат из-за обилия оскорблений, худшее из которых – «дура», но партия встала на сторону режиссера Георгия Натансона. И не зря: за первые 2 месяца ленту посмотрели 18 млн зрителей, а Валентина Сперантова стала любимицей советских граждан.
Свою последнюю роль актриса сыграла в комедии «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» (1978).
Талант Валентины Сперантовой удостоился высших государственных наград: заслуженная (1946) и народная артистка РСФСР (1950), народная артистка СССР (1970). За исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» по пьесам Анатолия Алексина получила Государственную премию РСФСР им. Н.К. Крупской (1974).
Личная жизнь
Актриса дважды выходила замуж. Первым возлюбленным стал строитель Николай Гусельников. В союзе родилась дочь Оксана. Спустя 10 лет брака Николая пригласили на заработки в Казахстан. К тому времени Валентина Александровна уже была известной артисткой, она не захотела покидать Москву. На новом месте Николай увлекся другой женщиной, и личная жизнь некогда любящих супругов сошла на нет.
Вторым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, бывший руководитель театра Мейерхольда. У них родилась дочь Наташа. Супруги прожили душа в душу около 30 лет, пока Никонов не скончался, не дожив до 55 лет. Потерю любимого человека Валентина Николаевна пережила с трудом.
Смерть
В 1970-х актрису начали мучить боли в сердце. Врачи рекомендовали снизить нагрузки, но она продолжала сниматься в кино, выходить на подмостки, работать на радио и преподавать в театральном училище им. Щепкина.
В декабре 1977 года состояние Сперантовой ухудшилось, женщина оказалась в больнице. Народной артистки СССР не стало 7 января 1978 года. Причина смерти – острый сердечный приступ.
Могила Сперантовой находится на Новодевичьем кладбище. Фото надгробия говорит о том, что Валентина Александровна и ее любящий супруг Михаил нашли покой в одной обители.
Фильмография
- 1953 – «Алеша Птицын вырабатывает характер»
- 1960 – «Шумный день»
- 1965 – «Последний месяц осени»
- 1966 – «Два билета на дневной сеанс»
- 1969 – «Веселое волшебство»
- 1971 – «Мировой парень»
- 1972 – «Большая перемена»
- 1973 – «Дед левого крайнего»
- 1974 – «Три дня в Москве»
- 1977 – «Доброта»
Озвучивание мультфильмов
- 1947 – «Конек-Горбунок»
- 1951 – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- 1954 – «Золотая антилопа»
- 1958 – «Петя и Красная Шапочка»
- 1958 – «Сказка о Мальчише-Кибальчише»
- 1964 – «Дядя Степа – милиционер»
- 1966 – «Самый, самый, самый, самый»