Биография
Игорь Савицкий — советский художник, пожертвовавший собственным творчеством ради сохранения наследия каракалпаков. Личную коллекцию предметов искусства он положил в основу музея в узбекском городе Нукусе, существующего до сих пор.
Детство и юность
Игорь Витальевич появился на свет 4 августа 1915 года в Киеве и рос со старшим братом. Глава семейства работал юристом и имел еврейско-польские корни. Дедушка по материнской линии Тимофей Флоринский преподавал славистику и византинистику. Во времена Российской империи родители мальчиков часто путешествовали по Европе, прививали сыновьям любовь к искусству и рано обучили их французскому языку.
После революции большая аристократичная семья распалась. Тимофея Флоринского расстреляли большевики за связь с Киевским клубом русских националистов. Часть родственников эмигрировала во Францию и Соединенные Штаты. Игорь Витальевич с братом и матерью Верой Тимофеевной перебрались в Москву к дяде: долгие годы Дмитрий Флоринский был дипломатом, но в конце концов не избежал сталинских репрессий.
В советской столице Савицкий отучился на электроустановщика при заводе «Серп и молот». Параллельно увлекся живописью, брал персональные уроки, а затем продолжил образование на графическом факультете Полиграфического института. После него было художественное училище, институт повышения квалификации художников и наконец — институт имени Василия Сурикова.
Живопись
В студенчестве начинающий художник ездил практиковаться на Кавказ и в Крым. Он обожал создавать пейзажи 10 на 100 см, которые шутливо прозвали макаронами. В годы Великой Отечественной войны мужчину не взяли в армию из-за проблем со здоровьем, а эвакуировали вместе с другими учащимися Суриковского института в Самарканд.
В послевоенное время Савицкий попал в археологическую экспедицию, изучавшую наследие Хорезмского государства (на территориях современных Узбекистана, Туркмении и Казахстана). В течение шести сезонов художник зарисовывал карандашом и тушью результаты раскопок, считая, что они лучше отражают суть предметов, чем фотографии. Тогда же Игорь Витальевич создал самую большую серию своих картин с видами городищ и крепостей Древнего Хорезма.
За время работы в Средней Азии живописец настолько увлекся культурой жителей узбекского региона Каракалпакии, что решился на переезд в его столицу — Нукус. Он продолжал писать местные пейзажи, со временем начал коллекционировать образцы народного творчества. Параллельно поочередно работал в лаборатории при НИИ, институте истории, языка и литературы, местном музее. В 1963 году Савицкий выпустил книгу о резьбе по дереву у каракалпаков.
Музей Савицкого
К середине 1960-х у художника собралась приличная коллекция ценностей. В 51 год Игорь Витальевич основал и возглавил в Нукусе собственный музей. Ради своего детища живописец навсегда забросил кисти и краски.
Собрание включает два основных направления. Первое — это предметы каракалпакских мастеров. Савицкий лично объезжал аулы, выискивая старинные вышивки, украшения, выгоревшие ковры, разбитые блюда и другую утварь, которые для хозяев особой ценности уже не представляли. А Игорь Витальевич любовно реставрировал каждую вещь, считая шедевром. Среди местных быстро разлетелась слава о человеке, собирающем старье, которого прозвали «Саветски». К слову, улицу Советскую в Нукусе до сих пор часто называют его фамилией.
Вторая часть экспозиции — работы русских авангардистов, которых режим тогда не жаловал. Рискуя заслужить статус врага народа, художник выкупал по всему Советскому Союзу картины, которые могли кануть в лету, если бы не его старания.
Уже через пару лет после открытия музея коллекции выставлялись по всему СССР. Савицкого стали финансировать власти, а со временем его детище прозвали азиатским Лувром. Сейчас он носит имя основателя и входит в число лучших собраний Средней Азии.
Личная жизнь
О личной жизни Игоря Витальевича можно судить только по воспоминаниям современников, потому что сам он избегал подобных откровений. Он был тщедушного телосложения, высоким и сутуловатым. При этом обладал неуемной энергией: сам загружал полные вагоны экспонатами, в музее топил печи и мыл полы. Сотрудницы обижались для вида, но за спиной восхищенно называли начальника боженькой.
К работе Савицкий относился с фанатизмом: трудился по 18 часов в сутки, не любил субботы и воскресенья, не брал отпуска. Часто проводил ночи в музее, спал прямо на столе. В экспедициях вставал раньше всех, еще затемно, а мог и вовсе не спать всю ночь, собирая разбитое блюдо, забывал об обедах, много ходил пешком с рюкзаком за плечами, меньше всего напоминая руководителя.
Казалось, он просто не принимает препятствий: суровая школа жизни воспитала в нем расчетливый ум и железный характер. Чтобы добиться желаемого, Игорь Витальевич говорил вкрадчивым голосом, а над головой словно вырастал нимб. Иногда мог и вспылить, но быстро отходил.
Еще одна черта художника — щедрость вкупе с аскетизмом. Сам он жил по-спартански, а свою квартиру запросто предоставлял командированным, если не хватало мест в гостинице. Хранил зарплату в рабочем столе и позволял сотрудникам брать, если нужно. Часто тратил личные деньги на нужды музея и закупал продукты для членов экспедиций.
Смерть
За десятилетия работы с ядовитым формалином, которым хорошо отчищались ювелирные изделия, Игорь Витальевич основательно подорвал здоровье и усугубил проблемы с легкими. Последние дни жизни Савицкий провел в реанимации центра гипербарической оксигенации.
Он умер в советской столице 27 июля 1984 года, причиной смерти стал рак легких. Последний приют художник нашел в Нукусе.
Интересные факты
- Документальный фильм о русском авангарде Узбекистана «Ловцы солнца» сняли Валдис Пельш и Елена Потанина. Премьера картины на Первом канале состоялась в 2023 году.
- Биографии художника посвящен документальный фильм 2010 года «Пустыня запрещенного искусства». В ленте использованы дневники Савицкого, которые зачитывал Бен Кингсли.
- Через 2 года после смерти живописца в столичном музее искусства народов Востока провели его персональную выставку.