Биография
Судьба советского резидента Якова Блюмкина до сих пор остается причудливой смесью реальности и легенды. Близкий товарищ революционера Льва Троцкого предпринял десятки заграничных командировок, самой загадочной из которых стала экспедиция в Тибет. Образ Блюмкина запечатлен на страницах истории и в ряде художественных произведений, среди которых центральное место занимают роман Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и телевизионный сериал «Есенин».
Детство и юность
Биография Якова Григорьевича Блюмкина с самого начала была загадкой для российских и зарубежных историков. Первые расхождения касались даты и места рождения будущего разведчика, который в собственной анкете писал, что появился на свет в одесской семье евреев-пролетариев 25 марта 1900 года. Эта информация не совпадала с данными исследователей, которые считали, что Блюмкин был потомком служителя городской управы, жившего в австро-венгерском городе Лемберге (современном Львове), рожденным в 1898 году.
Отец Якова, Гершель, принял православие в 1914 году, когда российские войска вторглись на территорию Австро-Венгрии, а затем вместе с женой Хайей-Лившей проехал через Киев и обосновался в Одессе.
К этому времени дети окончили школу для бедняков еврейской национальности и начали искать самостоятельные заработки. Старшие братья Блюмкина Лев и Исай добились успеха на поприще журналистики, а Яша пробовал себя в качестве электромонтера и служащего театра, консервной фабрики и трамвайного депо.
В 1917 году, когда в России процветали различные политические партии, младший сын Гершеля примкнул к социалистам-революционерам и стал агитатором на выборах в Учредительное собрание. Тогда же Блюмкин с оружием в руках участвовал в ликвидации еврейских погромов и сражался с представителями Центральной рады в Украине.
В отрядах самообороны молодой эсер сблизился с Моисеем Винницким, прославившимся под псевдонимом Мишка Япончик, и стал членом группы экспроприаторов, в 1918 году ограбивших Государственный банк Одессы.
Успех операции обеспечил Бюмкину членство в Одесском добровольческом железном отряде и поддержку местного революционера Михаила Муравьева, по протекции которого молодой человек получил место в московском отделении ВЧК. Другим человеком, замолвившим слово за Якова, был поэт и иностранный шпион по фамилии Эрдман, который частично контролировал анархистов столицы и собирал информацию для государств политического блока Антанты.
Политическая и общественная деятельность
Московская карьера Блюмкина началась в 1918 году с поста заведующего отделами по борьбе с зарубежным шпионажем и наблюдению за иностранными посольствами. В этой должности Яков в компании однопартийца Николая Андреева проник в представительство Германии в России и совершил убийство немецкого дипломата Вильгельма фон Мирбах-Харффа.
Это преступление стало началом мятежа левых эсеров, направленного против правительства большевиков, после провала которого Блюмкина объявили террористом и вынудили перейти на незаконное положение. Скрываясь под фамилиями Белов и Вишневский, Яков устроился на службу в кимринский комиссариат земледелия, а затем перебрался на Украину и примкнул к подполью социалистов-революционеров, базировавшихся в Киеве.
В 1918-1919 годах по приказу руководства партии Блюмкин участвовал в подготовке покушений на гетмана Скоропадского, немецкого фельдмаршала Германа фон Эйхгорна и предводителя белогвардейцев адмирала Колчака. Затем несколько недель Яков провел в плену у вооруженных петлюровцев, в процессе пыток получил тяжелые физические повреждения и лишился передних зубов.
После длительного лечения Блюмкин предал соратников и сдался на милость членов Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Бывшему эсеру грозил расстрел, но благодаря заступничеству Льва Давидовича Троцкого смертную казнь заменили исправительными работами на революционных фронтах.
Искупать вину Яков начал в вооруженных силах Каспийской флотилии, а потом поступил в личную охрану советского народного комиссара по военным и морским делам. Заслужив доверие членов правящей партии, Блюмкин окончил специализированные курсы РККА и в качестве сотрудника ГПУ отправился в командировку в Персию. Там Яков участвовал в восстании последователей хана Эхсануллы и некоторое время исполнял обязанности военного комиссара иранского красноармейского штаба.
В 1920 году Блюмкин вернулся в Москву и, став членом партии РКП(б), прошел курсы подготовки работников посольств и военной разведки. По окончании учебы новоявленный большевик овладел турецким, арабским, китайским и монгольским языками и приобрел навыки шпионской работы, способствовавшие продвижению в политической и служебной карьере.
В новом статусе Яков Григорьевич вел расследование по делу о хищении ценностей из государственного хранилища Наркомфина. В поисках преступников он под псевдонимом ювелира Исаева предпринял командировку в столицу современной Эстонии и предоставил отчет об иностранных контактах служащих фонда драгоценных металлов и камней.
По мнению исследователей, эта страница биографии российского разведчика легла в основу романа Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата», а другие подробности жизни были описаны в книге Евгения Матонина «Яков Блюмкин: Ошибка резидента» и документальном фильме под названием «Личный враг Сталина».
Такая характеристика чекиста в истории появилась неспроста. Начиная с 1922 года он стал приближенным адъютантом наркома Троцкого, который выступил против единоличной власти Иосифа Сталина и в итоге навсегда был изгнан из страны.
Другим благодетелем Блюмкина являлся руководитель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский, который предложил молодому человеку должность в иностранном отделе ОГПУ и сделал его резидентом советской разведки в Палестине. В сотрудничестве с агентом Серебрянским Яков собрал данные о ближневосточной деятельности бывших членов Антанты и внедрился в члены международной организации Коминтерн.
В 1924 году очередными миссиями Блюмкина стали борьба с контрабандой в городах Закавказья, подавление антисоветского мятежа в Грузии и решение спорных моментов на границе Турции, Персии и СССР. Тогда же разведчик тайно работал в Афганистане и в поисках связей с представителями шиитской ветви ислама некоторое время пребывал в Индии под видом суфийского проповедника – дервиша.
Экспедиция в Тибет
В 1924-1928 годах Блюмкин отправился в Центрально-Азиатскую экспедицию Николая Рериха, основной целью которой была организация массовых беспорядков в Тибете и свержение местного правителя далай-ламы XIII. Согласно фотокопиям архивных документов, общественным долгом исследователей был поиск следов древних цивилизаций и обнаружение таинственного Города богов.
По официальным данным, миссия Рериха и Блюмкина окончилась провалом, но исследователи и биографы склоняются к противоположной точке зрения. Основываясь на рассекреченных данных, летописцы советской истории пришли к мнению, что Яков посетил подземный дворец и познакомился с механизмами тысячелетней давности и артефактами исчезнувших цивилизаций.
В обмен на это Яков пообещал местному правителю организовать поставку современного оружия и золотой кредит от Государственного банка Советов.
Позже во время допросов Блюмкин подробно описал увиденные орудия, предназначенные для переработки золота и ультразвуковой трансформации электромагнитных излучений, а также признался в передаче этой информации агенту немецкой разведки Вернеру фон Штильхе. Кроме того, донесения об операции в Тибете и последующих миссиях в Константинополе и на Ближнем Востоке Яков отправил опальному лидеру оппозиции Троцкому. Это положило конец его политической карьере и привело к аресту в 1929 году.
Блюмкин и творческая интеллигенция
В повседневной жизни Блюмкин дружил со многими деятелями культуры и искусства. Самыми известными из его знакомых были поэты Владимир Маяковский, Вадим Шершеневич и Анатолий Мариенгоф.
Вращаясь в кругу литераторов и театралов, Яков хвастался революционными подвигами и без стеснения рассказывал о покушениях и убийствах. В пьяных компаниях разведчик угрожал оружием искусствоведам и писателям, а однажды под его горячую руку попал поэт Осип Мандельштам.
В Москве Блюмкина часто видели в компании Сергея Есенина, с которым он познакомился на собрании эсеров в 1918 году. Впоследствии Яков помог поэту избежать ареста и тюремного заключения, а по некоторым данным, был причастен убийству в номере петербургской гостиницы «Англетер» и подделке предсмертных стихов знаменитого имажиниста.
Личная жизнь
В 1919 году женой Якова стала дочь писателя и драматурга Исаака Фейнермана – Татьяна. Девушка, принадлежавшая к московской элите, прожила с разведчиком 6 лет, а потом по неизвестным причинам брак распался.
Сын, которого назвали Мартином, родился в 1926 году. Воспитанный матерью, рос при материальной поддержке со стороны отца, ставшего любовником служащей иностранного отделения ЧК Лизы Розенцвейг.
Когда Блюмкина арестовали, Татьяна изменила фамилию на Исакова, но последствия связи личной жизни с врагом народа сказались через несколько лет, после Великой Отечественной войны.
В 1950 году бывшую супругу разведчика арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы по обвинению в контрреволюционной деятельности, прописанному в 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР.
Арест и смерть
На службе Блюмкин производил впечатление примерного последователя большевистской доктрины и получал отличные характеристики от руководителей иностранного отдела ОГПУ.
Однако осенью 1929 года резидента начали подозревать в связи с врагом народа Львом Троцким. В результате слежки, осуществлявшейся советской разведчицей Елизаветой Зарубиной, контакты Якова раскрыли, и это привело к аресту, допросам и последующему суду.
По официальной версии, Блюмкина приговорили к расстрелу за деятельность, направленную против советского народа и власти большевиков, но исследователи считают, что причиной смерти разведчика стала информация, полученная в ходе тибетской экспедиции, а также личная месть Иосифа Джугашвили.
Впрочем, истина до сих пор хранится в секрете вместе с подробностями казни Якова Блюмкина, которая состоялась в промежутке между 8 ноября и 12 декабря 1929 года. О похоронах и местоположении могилы советского агента и разведчика также ничего не известно.