Биография
Если поставить рядом фото Хеди Ламарр и Вивьен Ли, различить актрис будет непросто – настолько велико их сходство.
Похожими оказались и творческие судьбы: обе женщины получили признание, но были вынуждены постоянно бороться за право играть значительные роли, а не появляться в образах соблазнительных красоток. Однако Ламарр завоевала популярность еще и как изобретатель, и привычная сегодняшнему человеку сотовая связь существует во многом благодаря Хеди.
Детство и юность
Хедвига Ева Мария (настоящее имя актрисы), единственный ребенок Гертруды и Эмиля Кисллеров, родилась 9 ноября 1914 года в Вене.
Отец девочки, галицийский еврей родом из Львова, был директором банка. Мать, также еврейка, родилась в Будапеште и во взрослом возрасте сознательно приняла христианство, крестившись в католическую веру. Дочь Гертруда также воспитала христианкой.
В детстве Хеди интересовалась актерским мастерством, а также увлекалась театром и кино. Яркой внешностью актриса выделялась уже в детстве – в 12 лет девочка выиграла конкурс красоты в Вене.
Фильмы
Биография будущей актрисы в мире кино началась с обмана. Чтобы устроиться в кинокомпании Sascha-Film, 16-летняя Хеди подделала записку от матери и в итоге получила должность помощника режиссера по сценарию. В 1930 году девушке удалось попасть в массовку фильма «Деньги на улице», а год спустя добиться уже роли со словами в картине «Буря в стакане». В 1932-м Ламарр получила главную роль в комедии «Не в деньгах счастье» - фильме, сделавшем актрису знаменитой.
Следующей работой стала главная роль в скандальном фильме «Экстаз» Густава Махаты. 18-летняя Хеди стала первой актрисой в кинематографе, снявшейся для большого экрана в эротической сцене. Она воплотила на экране образ юной жены богатого и равнодушного старика. Однако популярность ленте принесла не актерская игра, а сцена купания в озере, продемонстрировавшая обнаженную Хеди.
Для кинематографа тех времен это стало серьезным потрясением и вызовом общественным устоям. Сама Хеди была возмущена результатом съемок – режиссеры обманули ее, воспользовавшись мощными объективами, хотя изначально речи о крупных планах обнаженной девушки не шло.
В итоге фильм получился резонансным: общество восприняло откровения негативно, к тому же картину осудил Папа Римский Пий XII. Тем не менее, на 2-м Венецианском кинофестивале 1934 года «Экстаз» отметили Кубком города Венеция за лучшую режиссуру.
В 1937-м Хеди переехала в Лондон, где познакомилась с Луисом Майером, главой голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Хеди Ламарр она стала именно тогда – взять псевдоним ее убедил Луис, чтобы девушку в дальнейшем не ассоциировали с «Экстазом».
В 1938 году актриса оказалась в Голливуде, и Майер начал продвигать ее как «самую красивую женщину в мире», надеясь, что Хеди станет голливудским аналогом Греты Гарбо или Марлен Дитрих. У девушки были все предпосылки к этому: помимо красивого лица, Ламарр обладала прекрасной фигурой: при росте 170 см вес актрисы составлял 58 кг.
Сначала Ламарр снялась в ленте «Алжир», затем получила роль в картине «Я возьму эту женщину». Однако выход этого фильма был отложен из-за увольнения режиссера, так что второй картиной Хеди в Голливуде стала «Леди из тропиков», где девушка появилась в образе обворожительной метиски Манон, жаждущей покинуть французский Индокитай и жить в мире белых людей.
Вышедший в 1940-м «Я возьму эту женщину» в прокате провалился, чего не скажешь о следующем проекте с участием Хеди, фильме «Шумный город». Там актриса снялась вместе со звездным Кларком Гейблом, что само по себе гарантировало картине успех. Актеры настолько органично смотрелись вместе на киноэкране, что и в следующем проекте Ламарр появилась вместе с Гейблом. Шпионская комедия «Товарищ Х» стала одной из первых довоенных лент США, открыто критикующих политику фашистской Германии.
В 1942 году в фильме «Белый груз» Хеди вновь примерила на себя роль соблазнительницы, сыграв туземку Тонделейо. Этот образ характеризует направленность персонажей Ламарр в молодости: режиссеры делали ставку на красоту и чувственность женщины, оставляя ей мало возможностей проявить актерский профессионализм.
В итоге в 1945 году Хеди рассталась с MGM и вместе с Джеком Чертоком основала собственную производственную компанию. Первым продуктом стал нуарный триллер «Странная женщина». Там Ламарр смогла проявить себя за пределами образа сексуальной красотки: образ Дженни Хагер многогранен и сложен, а роль проникнута психологизмом. С точки зрения актерской игры «Странная женщина» многими критиками считается лучшей работой в фильмографии Хеди.
4 года спустя Ламарр сыграла еще одну успешную роль – Далилу в ленте «Самсон и Далила» по мотивам библейского сюжета. Картина оказалась самым кассовым фильмом 1949 года и получила 2 «Оскара», а также благосклонные отзывы критиков.
В начале 1950-х карьера Хеди пошла на спад. В 1954 году Ламарр уехала в Италию для работы над эпической драмой «Влюбленный Парис». В нем актриса не только исполняла 3 главные роли, но и выступала в качестве продюсера. К сожалению, у Хеди не было опыта, который помог бы ей правильно рассчитать силы для постановки настолько эпичной картины. В итоге «Влюбленный Парис» провалился в прокате и стал крайне убыточным для Ламарр.
После этого Хеди снималась совсем мало. Последним фильмом с ее участием стала картина «Самка», где Ламарр иронично предстала перед зрителями в образе пресыщенной и стареющей кинодивы.
Научная деятельность
Те, кто воспринимал Хеди лишь как красивую женщину, глубоко ошибались – помимо прекрасной внешности, она обладала еще и острым умом.
К 1942 году Хеди, увлекшаяся идеей разработки метода для дистанционного управления торпедами, разработала технологию «прыгающих частот», на которую совместно с Джорджем Антейлом оформила патент.
Однако вооруженные силы США не заинтересовались изобретением и вспомнили о нем лишь в 1962-м. После этого технология Ламарр начала использоваться, хотя и ограниченно. Признание к работе Хеди пришло ближе к концу XX века, когда она стала основой для технологии связи с расширенным спектром. Сегодня благодаря Ламарр люди могут пользоваться и мобильной связью, и Wi-Fi.
Личная жизнь
Личная жизнь Ламарр была бурной и весьма запутанной. Актриса сменила шестерых мужей, и ни один брак не продлился дольше 7 лет. Самым непростым оказался первый союз Хеди. В 18 лет она вышла замуж за австрийского торговца оружием Фридриха Мандла. Родители категорически не одобряли этот союз: мужчина, несмотря на еврейские корни, имел связи с Бенито Муссолини и Гитлером.
Супруг не желал, чтобы Ламарр продолжала актерскую карьеру, и относился к жене, скорее, как к вещи, нежели как к личности. Через 4 года брака Хеди не выдержала такого обращения и сбежала. После этого, в период с 1939 по 1965 годы, Ламарр побывала замужем за сценаристом Джином Марки, актером Джоном Лодером, ресторатором Эрнестом Штауффером, нефтяником Ховардом Ли и адвокатом Льюисом Бойсом.
Непросто складывались и отношения Хеди с детьми. Актриса убеждала всех, что родными для нее являются только Дениз и Энтони Лодеры. Также у женщины был якобы приемный сын Джеймс Ламарр Марки. Знаменитость утверждала, что отцом мальчика был Джин Марки, а она просто усыновила ребенка, как и ее следующий муж Джон Лодер.
Хеди не любила Джеймса, трудного и неуправляемого ребенка. Когда мальчик учился в 5-м классе, актриса отправила его в школу-интернат. Более она с Джеймсом не виделась и даже не включила его в завещание.
Уже после смерти Ламарр мужчина нашел документы, подтвердившие подозрения: согласно им, Джеймс – внебрачный сын Хеди и Джона Лодера, родившийся еще во время брака Ламарр и Марки. После этого в качестве наследства ему присудили $50 тыс. – меньше, чем актриса завещала некоторым людям, с которыми не была связана родственными узами.
Смерть
В старости Хеди вела уединенную жизнь и практически ни с кем не общалась напрямую, предпочитая телефонные разговоры.
Актриса умерла в Касселберри, штат Флорида, 19 января 2000 года. Причиной смерти Ламарр стало сердечное заболевание. Энтони Лодер, согласно воле матери, развеял ее пепел в Венском лесу.
Фильмография
- 1930 — "Деньги на улице"
- 1933 — "Экстаз"
- 1938 — "Алжир"
- 1939 — "Леди из тропиков"
- 1940 — "Я возьму эту женщину"
- 1940 — "Шумный город"
- 1940 — "Товарищ Икс"
- 1942 — "Белый груз"
- 1944 — "Райское тело"
- 1946 — "Странная женщина"
- 1949 — "Самсон и Далила"
- 1950 — "Медный каньон"
- 1951 — "Мой любимый шпион"
- 1954 — "Влюбленный Парис"
- 1958 — "Самка"