Биография
Алексей Копцев — имя, которое в последнее время все чаще звучит в контексте инноваций цифровых технологий. Основатель и идеолог Cyberia Nova вместе с командой разработчиков видит своей миссией расширение границ возможного в игровой индустрии и доказывает, что видеоигры могут быть не только источником развлечения, но и средством образования и культурного обогащения.
Детство и юность
Алексей Станиславович Копцев родился 29 января 1971 года в Новосибирске в семье с русскими, татарскими и украинскими корнями. Один из дедушек — архитектор, второй — военный летчик, бабушка — башкирская парашютистка, после войны до старости проработавшая врачом-терапевтом. Мама и дядя мальчика окончили Новосибирскую консерваторию, поэтому и сам он в пятилетнем возрасте увлекся игрой на скрипке. Большой музыкальной карьере помешала серьезная травма руки перед поступлением в Центральную музыкальную школу.
Вдохновленный примером отца-журналиста Станислава Копцева, Алексей в детстве делал первые пробы пера, которые впоследствии обернулись работой в журналистике. Еще дошкольником он написал повесть о юпитерианском планетоходе со стеклянной крышей как у «Жигулей», а позже — фэнтезийную зарисовку о «мутинских шарах».
Юный Леша с ранних лет биографии увлекался химией, штудировал книгу «Пороха и взрывчатые вещества» Альфреда Штетбахера. Поэтому после окончания в 1988 году школы поступил на факультет естественных наук Новосибирского государственного университета. Не сдав экзамен по математическому анализу, в 1989 году попал в ряды Советской армии и начал службу в пограничных войсках на острове Кунашир на Дальнем Востоке. Музыкальные способности молодого человека пришлись очень кстати, и из оркестра войсковой части он был переведен в Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Тихоокеанского флота.
С 1991 по 1996 год Копцев получал высшее образование на факультете государственного и муниципального управления Сибирской академии государственной службы (РАНХиГС).
Карьера и бизнес Алексея Копцева
Еще во время армейской службы Алексей начал писать заметки в вестник «Пограничник на Тихом океане», а с 1992 года стал сотрудником редакции газеты «Рост», вел в прямом эфире программу «Компот» на одной из радиостанций Новосибирска. Был редактором интернет-порталов novosibout.ru, tusovka.ru и нескольких других. Из-под его пера вышло более тысячи рецензий на фильмы и музыкальные альбомы. По просьбе друга Копцев написал киносценарий о тружениках газовой отрасли, который был отмечен премией российского Фонда кино.
Встретившись однажды с армейским приятелем, Алексей получил предложение поработать в одном из самых первых магазинов компакт-дисков. С этого момента молодой человек все глубже начал погружаться в мир компьютерных игр, интересуясь теперь не только прохождением игровых уровней, но и технологиями их создания. Алексей вспоминает 2001 год, когда он попал в команду редакции игрового проекта HOP-GO и начал свой путь в игровой индустрии.
Особое место в карьере Алексея Копцева занимает работа в компании Alawar, основанной его земляками Александром Лысковским и Сергеем Заниным. Он проработал там около 14 лет с перерывами и, занимаясь изначально игровым пиаром, сумел достичь позиции исполнительного продюсера. Алексей руководил производством двух десятков игр, среди которых больше всего запомнил «Путь в бесконечность».
С 2013 года он занимался продюсированием видеоигр в компанию «Варгейминг» в Минске, по возвращении из которого в 2015 году основал собственную IT-компанию Cyberia LLC. Первые несколько лет Cyberia Nova производила сложные игровые прототипы для международных компаний Wargaming Inc., Nikita Online, Creative Mobile, G5 и многих других.
В 2020 году компания получила правительственный грант для разработки компьютерной игры о периоде Смутного времени в России. В основу проекта, получившего название «Смута», лег роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» авторства русского писателя и драматурга Михаила Загоскина, которого называли русским Вальтером Скоттом. Главные герои игры, русский князь Юрий Милославский вместе Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, формируют ополчение для борьбы с польской интервенцией. Сам Копцев называет лихой сюжет «Смуты» «Игрой престолов» по-русски. Над проектом трудилась большая компания маститых разработчиков: 75 штатных программистов и геймдизайнеров и около 50 аутсорсеров.
Алексей, рассказывая историю появления игры, вспоминает: в 2020 году его посетила мысль о том, что исторический период Смуты не был удостоен значительного внимания со стороны деятелей искусства и кинематографистов и в современных художественных произведениях это время практически не представлено. В процессе работы команда проекта занималась изучением исторических фактов, традиций, особенностей быта и много времени провела «в полях» в Подмосковье, Ярославле, Нижнем Новгороде.
Личная жизнь
Алексей Копцев дважды женат. Первая жена — Наталья Каменская, повторно женился на Наталье Копцевой. У него два сына, Степан и Владислав. На страницах программиста в социальных сетях можно найти фото и видео из личной жизни его семьи.
Копцев — отец Фирамира (настоящее имя — Владислав), интернет-блогера, ставшего популярным благодаря собственному каналу на YouTube, на котором юноша выкладывал контент, связанный с любимой игрой Minecraft. В 2016 году Фирамир прославился скандалом, когда имитировал нападение на себя во время прямого эфира с подписчиками. Теперь молодой человек отказался от подобного рода контента и преимущественно ведет трансляции на Twitch.
Алексей Копцев сейчас
4 апреля 2024 года на площадке VK Play вышел релиз игры «Смута», выпущенной Cyberia Nova. При этом создатели игры посчитали некорректным ее сравнение со знаменитым «Ведьмаком», указав, что у проектов не только несравнимые бюджеты, но и непохожее настроение и механика персонажей.
В блогах интернет-издания IXBT Games, c главным редактором которого, Виталием Казуновым, Копцев недавно встречался на «Играх будущего» в Казани, появились разочарованные отзывы геймеров об амбициозном проекте, сценарий которого показался им слабым и однобоким, а персонажи — технически несовершенными и недоработанными.
Интересные факты
- Алексей говорит, что у него абсолютный слух и он способен определить, какая нота у гудящего крана или у летящего самолета. В десятом классе школы Копцев начал писать стихи и музыку, насочинял пару сотен треков, некоторые из которых написаны в духе Александра Лаэртского. В армии он играл в панк-группе «Товарищ Крюгер». Собственную группу не создал, но как сессионный скрипач играл в новосибирских командах «Кухня» и «Коллекция мух». Вместе с первой супругой Натальей Каменской Алексей написал саундтрек к кинокомедии «Безумный рейс».
- Компьютер появился у Алексей Копцева в 1995 году, и он до сих пор помнит его конфигурацию. Тогда Алексей думал, что первого компьютера и пиратского сборника «100 компьютерных игр» хватит на половину жизни.