Сергей Лозница

Sergey Loznitsa
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
60 лет
Место рождения
Семейное положение
женат
Соцсети
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Режиссер-документалист белорусского происхождения Сергей Лозница стал тем деятелем искусства, которого кинокритики уже при жизни называют гениальным, а его творчество — классическим. Каждая картина из фильмографии художника находит отклик в сердцах зрителей благодаря выверенной стилистике и поднятым в них животрепещущим темам.

    Детство и юность

    Сергей Владимирович Лозница родился в маленьком белорусском городе Барановичи Брестской области 5 сентября 1964 года. Однако вырос мальчик в Киеве — его семья перебралась в украинскую столицу, когда он был совсем маленьким. Родители Сергея занимались разработкой самолетов на государственном предприятии «Антонов».

    Парень окончил общеобразовательную школу в 1981 году, после чего сдал вступительные экзамены в Киевский политехнический институт на кафедру прикладных систем факультета систем управления. На профессиональный выбор Лозницы в некоторой мере повлияли его родные.

    В молодости, после получения диплома о высшем образовании по специальности «инженер-математик» в 1987 году, юноша, обладавший незаурядным умом, в течение четырех лет совмещал должность переводчика японского языка и работу, связанную с разработкой искусственного интеллекта в Институте кибернетики.

    В 1991 году Сергей пересмотрел собственные приоритеты и решил кардинально сменить сферу профессиональной деятельности. Молодой человек задумал получить второе высшее образование (на этот раз гуманитарное) и поступил во ВГИК на режиссера игрового кино. Главным учителем и идейным вдохновителем Лозницы стала грузинская актриса, сценарист, режиссер и по совместительству преподаватель Нана Гивиевна Джорджадзе.

    Спустя шесть лет мужчина с отличием окончил вуз и в 2000 году приступил к работе режиссером в петербургской студии документального кино, так как не было возможности снимать художественные фильмы. Через год Сергей Владимирович вместе с семьей иммигрировал в Германию для того, чтобы дальше развиваться в профессии. Он считал, что в Европе больше ресурсов для самореализации.

    Фильмы

    В начале творческой биографии Лозница отдавал предпочтение съемкам документального и короткометражного кино, а также написанию сценариев. Первый фильм, получивший громкую огласку в узких кругах ценителей документальной хроники, назывался «Блокада». Премьера состоялась в 2005 году. Картина без прикрас, лишних слов и музыки показала жуткие последствия начавшейся войны и медленно умирающий величественный Ленинград.

    Сергей Лозница в молодости
    Сергей Лозница в молодости / «ВКонтакте»

    В 2008 году на 37-м Роттердамском кинофестивале прошел показ нового фильма Сергея Владимировича «Представление», являющего собой реальные кадры одного дня провинциальной советской жизни 1950–1960-х годов. Основой картины послужили раритетные съемки для киножурнала «Наш край».

    В беседе с журналистами сценарист признался, что, к сожалению, документальное кино не способно дать ту свободу, которой обладают художественные картины. Ему хотелось показать реальное и жестокое отражение современного мира в «непарадной» России.

    Дебютная игровая драма Лозницы, вышедшая в 2010 году, получила название «Счастье мое». «Дорожное» кино о царящих в постсоветской глубинке насилии, ненависти и отчуждении было снято в Украине. За первый художественный фильм Сергей Владимирович был награжден «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля и званием лучшего режиссера на «Кинотавре».

    Не менее значимой картиной стал драматический фильм «Кроткая», вышедший в 2017 году. Сюжет основан на одноименной повести русского классика Федора Михайловича Достоевского и повествует о несчастной женщине, отправившейся к заключенному в тюрьму супругу для того, чтобы узнать, все ли с ним в порядке.

    В том же году свет увидели две яркие документальные ленты Сергея Владимировича — «Аустерлиц» и «День Победы». Первая создавалась на территории немецких музейных комплексов и фиксировала естественное поведение туристов, не подозревающих о съемках. Вторая отразила ставшее традицией празднование 9 Мая в Трептов-парке в Берлине, где расположены захоронения советских солдат.

    Через год на экраны вышел игровой фильм «Донбасс». Это трагикомедия, в основе которой — любительские видео с «Ютьюба», созданные на территории ДНР тремя годами ранее. Премьера картины состоялась в рамках Каннского кинофестиваля. В том же 2018-м, на следующий день после 54-летия режиссера, состоялась премьера нового документального проекта Лозницы «Процесс», представляющего собой реальную хронику суда над группой инженеров и экономистов, обвиненных в попытке государственного переворота в 1930-м.

    Фильм «Донбасс» Сергея Лозницы
    Фильм «Донбасс» Сергея Лозницы / кадр из фильма «Донбасс»

    В 2021 году режиссер представил вниманию зрителей новую документальную ленту «Бабий яр. Контекст», в которой коснулся темы одного из крупнейших массовых убийств Второй мировой войны, произошедших на территории Украины. Чтобы ярко и выразительно передать атмосферу тех страшных событий, Сергей Владимирович собрал редкие кадры, обнаруженные в государственных и частных архивах.

    В интервью Лозница отметил: создавая эту картину, он хотел, чтобы публика научилась видеть причины, приведшие к случившемуся, и стремились не допускать повторения этого ужаса. Фильм вскоре после выхода представили на Каннском кинофестивале.

    В том же году режиссер порадовал поклонников еще одной лентой, снятой в жанре документалистики, — «Господин Ландсбергис». В основу проекта легли события 1980–1990-х годов в Литве, когда республика переживала бурные потрясения, связанные с распадом Советского Союза. В центре картины — личность председателя парламента Витаутаса Ландсбергиса, который еще в конце 80-х говорил об оккупации Литвы СССР, а позднее возглавил общественно-политическую организацию «Саюдис» («Содвижение»), силами которой его родина одной из первых союзных республик получила независимость.

    Для работы Сергей Владимирович выбрал нестандартный формат — интервью с главным героем. Рассказывая журналистам о процессе съемок, Лозница подчеркнул, что такой подход ранее не использовался в его лентах — он против голоса и персонажа в кадре. Однако личность литовского политика оказалась настолько интересной, что режиссер решил нарушить установленные правила.

    Личная жизнь

    О личной жизни деятеля искусств известно не так много. У него есть жена и двое детей, с которыми он проводит четверть года в Германии, а в остальное время работает в других странах — Латвии, Литве, Беларуси, Украине и, конечно, России. Сейчас мужчина старается оберегать семейный очаг от лишних глаз, не публикуя фото с семьей в Интернете.

    Сергей Лозница сейчас

    В 2022-м режиссер продолжил творческую деятельность. В конце февраля Сергей Владимирович решил выйти из состава Европейской киноакадемии, выразив несогласие с реакцией ее представителей на спецоперацию, проводимую Россией. Вскоре Лозница выступил против бойкота EFA российского кино, пояснив, что многие российские творцы не заслуживают такой реакции, так как не поддерживают действия РФ.

    Такая позиция Сергея Владимировича (противодействие бойкоту) привела к тому, что в конце марта его исключили из состава Украинской киноакадемии. Но Лозница не останавливался. Те же мысли о недопустимости запрета русской культуры, равного, по его мнению, запрету русского языка, на котором говорят 350 млн жителей планеты, режиссер озвучил в конце мая на Каннском фестивале в речи после получения награды за вклад в киноискусство.

    На кинофестивале Сергей Владимирович представил новую документальную ленту «Естественная история разрушения», повествующую о бомбардировке немецких городов в годы Второй мировой войны. Картина создавалась на основе одноименной книги Винфрида Георга Зебальда.

    Фильмография

    • 1998 — «Жизнь, осень»
    • 2000 — «Полустанок»
    • 2005 — «Блокада»
    • 2010 — «Счастье мое»
    • 2012 — «В тумане»
    • 2017 — «Кроткая»
    • 2017 — «Аустерлиц»
    • 2017 — «День победы»
    • 2018 — «Донбасс»
    • 2018 — «Процесс»
    • 2019 — «Прощание со Сталиным»
    • 2021 — «Бабий Яр. Контекст»
    • 2021 — «Господин Ландсбергис»

    Награды

    • 1996 — приз «Бронзовый Дракон» Кинофестиваля в Кракове
    • 1999 — приз «Вилли Брандт» Берлинского международного кинофестиваля
    • 2000 — приз «Лавровая ветвь» «За лучший документальный кинофильм»
    • 2001 — первый приз в конкурсе «Cinéfondation» 54-го Каннского кинофестиваля
    • 2005 — приз «За лучший зарубежный фильм» МКФ короткометражных фильмов в Торонто
    • 2006 — премия «За лучший неигровой фильм» 19-й кинопремии «Ника»
    • 2006 — премия «Лавровая ветвь» «За лучший неигровой фильм на киноплёнке»
    • 2007 — приз «За лучший документальный фильм» Международного кинофестиваля в Карловых Варах
    • 2010 — приз «За лучшую режиссуру» XXI фестиваля «Кинотавр»
    • 2012 — премия ФИПРЕССИ на 65-го Каннского кинофестиваля
    • 2021 — Специальный приз жюри Golden Eye Каннского кинофестиваля
    • 2021 — приз за лучший фильм на Фестивале документального кино в Амстердаме

    Интересные факты

    1. Любимыми фильмами мирового кинематографа документалист назвал «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Пазолини, «Птицы» Альфреда Хичкока, «Восемь с половиной» Федерико Феллини и др.
    2. Художественный стиль выдающегося режиссера подразумевает использование длинных планов, снятых на ручную камеру, отсутствие бессмысленных сцен ради заполнения хронометража и естественные интерьеры. Кроме того, Лозница любит сотрудничать не столько с профессиональными актерами, сколько с обычными людьми. По его мнению, лица артистов обременены опытом прошлых съемок и настроением ранее сыгранных ими персонажей.