Биография
Советский актер Сергей Мартинсон, получивший звание народного артиста РСФСР, за более чем полувековую карьеру примерил на себя около 100 ролей. Зрители любили исполнителя за яркую и живую мимику, динамичность и юмор. Мало кто знает, что он всю жизнь мечтал сыграть серьезного драматического персонажа.
Детство и юность
Биография Сергея Александровича началась еще в XIX веке — 25 января (6 февраля) 1899 года. Актер являлся коренным петербуржцем русско-шведской национальности. Его мать Феодосия Петрова, которая после заключения брака сменила фамилию, была русской дворянкой, а отец Александр Мартинсон — шведским бароном и почетным гражданином Санкт-Петербурга.
С юных лет родители окружали единственного сына любовью и приобщали к творчеству. Феодосия и Александр всюду брали с собой маленького Сережу — на балет и драму, в оперу. Вдохновленный вечерними представлениями, Мартинсон-младший приходил утром в гимназию и развлекал рассказами об увиденном одноклассников и учителей, за что его прозвали главным клоуном.
Когда кинематограф стал активно развиваться в Санкт-Петербурге, юноша постоянно проводил время в кино на Невском проспекте. А дома пробовал перевоплощаться в разных персонажей (даму из общества или дворника), тем самым веселя семью.
В 5-м классе Мартинсон записался в любительскую театральную студию, в рамках которой исполнил одну из главных ролей в популярном на тот момент водевиле. А всего год спустя открыл собственный кружок, в котором поставил «Ревизора» и сыграл Добчинского.
Родители наблюдали за всем этим с беспокойством — дело в том, что Сергей довольно небрежно относился к школьным предметам и имел невысокие показатели по учебе, все время посвящая сцене. Феодосия и Александр всячески работали над качественным образованием сына — с 7 лет тот изучал немецкий и французский языки, которые впоследствии знал в совершенстве. В 1918 году артистичный парень окончил частную гимназию Г. К. Штемберга.
Театр
Сразу после получения среднего образования Сергей был призван на 2 года в армию, а вернувшись, по настоянию родных поступил в Технологический институт. Однако душа юноши настолько лежала к сцене, что в молодости он бросил учебу в техническом вузе и отправился покорять театральный. Студент защитил диплом Института сценических искусств в 1923 году, после чего началась его артистическая карьера.
Мартинсон входил в актерскую труппу театра «Вольная комедия» и «Свободного театра» в Петрограде. В одной из своих первых постановок он изображал балерину-неудачницу, которой никак не удавалось исполнить танец маленьких лебедей из-за неуклюжести и постоянных падений.
Далее артист перебрался в столицу, где посвятил себя работе в 2 театрах: Революции и имени Мейерхольда (куда его пригласил сам Всеволод Эмильевич Мейерхольд после того, как увидел молодого человека в спектакле «Балаганчик»). На сценах этих заведений Сергей Александрович перевоплощался в персонажей классической и современной драматургии. Роль Валериана в постановке «Мандат» сделала Мартинсона знаменитостью.
Мейерхольдовской труппе (в этом театре исполнитель играл вплоть до закрытия в 1938-м) удалось выехать с гастролями за рубеж. За роль Хлестакова Мартинсону аплодировала парижская публика. Вообще, актера за пределами Советского Союза считали русским Чарли Чаплином благодаря его эксцентричности и умению рассмешить.
Не забывал он и о родном городе, где с 1933-го по 1936-й работал в ленинградском Мюзик-холле. Яркой работой Мартинсона здесь стал спектакль «Артисты варьете», где артист представил публике образ клоуна Скайда. В 1945-м Сергею Александровичу предложили сотрудничать с Театром-студией киноактера.
Фильмы
В фильмографии Мартинсона более 100 кинокартин, включая эпизодические роли. Дебют молодого артиста на экране состоялся в 1924-м в эксцентричной немой комедии «Похождения Октябрины», где ему досталась роль Кулиджа Керзоновича Пуанкаре. Имя этого персонажа-антагониста создавалось искусственно из имен политиков-антисоветчиков. Увы, спустя год пленку с фильмом, первой работой Григория Козинцева, уничтожил пожар в студии.
Успех пришел к Сергею Александровичу спустя десятилетие, когда тот сыграл парикмахера Соль в политическом памфлете «Марионетки». В 1939 году актер сыграл роль продавца пиявок Дуремара в «Золотом ключике». Его партнерами на съемочной площадке частично были куклы, рядом с которыми исполнитель смотрелся более чем органично.
С наступлением Великой Отечественной войны Мартинсон дважды примерил на себя роль «великого и ужасного» Адольфа Гитлера (в «Самом храбром» и «Новых похождениях Швейка»). По словам Сергея Александровича, фюрера это настолько разозлило, что он пообещал собственноручно разделаться с актером.
Вообще Мартинсон часто эксплуатировал образ злодеев, врагов родины. Таковыми были Вилли Помер в драматическом военном фильме 1947 года «Подвиг разведчика» и другие. Из-за этого, как отметили критики, он, несмотря на огромную любовь и уважение зрителей, так и не получил звания народного артиста СССР (хотя, безусловно, талант артиста ценили и в верхах — в 1964-м Сергея Александровича удостоили звания народного артиста РСФСР).
Последние работы лицедея в кино пришлись на начало 80-х. Одной из них стала роль мистера Фрэнкленда, сутяги в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей». Вместе с Мартинсоном в картине снялись Василий Ливанов, Виталий Соломин, а дочь его персонажа, мисс Лору Лайонс, воплотила на экране Алла Демидова.
Личная жизнь
В интервью Сергей Мартинсон часто шутил, что на экране ему не пришлось любить, не удалось никого поцеловать. Личная жизнь советского артиста в плане романтики оказалась куда более насыщенной, чем профессиональная. Впервые Мартинсон женился еще в студенчестве, когда ему было 20 лет. Его супругой стала однокурсница Екатерина Ильина, которая впоследствии занималась домашним хозяйством. В браке родились четверо детей, но выжила лишь одна дочь по имени Анна.
В конце 1930-х годов актер познакомился с яркой балериной Еленой Добржанской, в которую сразу влюбился. Танцовщица стала гражданской женой Сергея, подарившей ему сына Александра. Однако этот союз получился несчастливым: женщина была репрессирована, а ребенок вырос в нелюбви к родителям и впоследствии выбрал путь уголовника.
Третьей женой Мартинсона стала Луиза, с которой он познакомился на съемочной площадке. У пары родилась дочь по имени Наталья. Но и этот брак не принес актеру желанного семейного счастья — после того, как Сергей Александрович приобрел супруге квартиру, она решила покинуть комедийного артиста.
Смерть
Смерть настигла Сергея Мартинсона 2 сентября 1984 года, ему было 85 лет. Актер до последнего не бросал любимое дело, радуя зрителей новыми ролями до самой кончины. Причиной смерти стало подорвавшееся в силу возраста здоровье. Тело великого артиста покоится в Москве, на Кунцевском кладбище. Могилу с фото на плите до сих пор посещают поклонники творчества лицедея.
Фильмография
- 1934 — «Марионетки»
- 1939 — «Золотой ключик»
- 1944 — «Сильвам»
- 1956 — «Безумный день»
- 1958 — «Идиот»
- 1964 — «Сказка о потерянном времени»
- 1966 — «Дядюшкин сон»
- 1973 — «Города и годы»
- 1977 — «Вооружен и очень опасен»
- 1983 — «И жизнь, и слезы, и любовь»
Интересные факты
- В прессе сообщалось, что отец артиста работал инженером-строителем (по другим источникам — был фабрикантом). Сам Мартинсон говорил, что Александр Александрович был продавцом бриллиантов, в том числе поставлял драгоценности русскому императорскому двору.
- Помимо деятельности в театре и кино Сергей Александрович участвовал в озвучивании мультфильмов.