Биография
За Валентиной Телегиной на годы закрепился образ простой советской женщины, имеющей свои слабости, но при этом искренней, любящей, верной. Поклонники и коллеги называли ее не иначе как воплощением русской матери, но в жизни материнство давалось актрисе тяжело. Она так и не познала счастья личной жизни, зато была любима многочисленными зрителями, в чьих сердцах надолго оставила след.
Детство и юность
Точная дата рождения знаменитости неизвестна — не то 1913 год, не то 1915-й. Родилась Валентина Петровна зимой в столице Донского казачества, в Новочеркасске. Она всегда гордилась своим происхождением. Славная история края, лихая кровь донских казаков создала упрямый, верный, сильный характер девочки.
Она росла творческой, в период учебы в местной школе-девятилетке после уроков с удовольствием бежала на занятия по художественной самодеятельности. Преподавательница театрального кружка отметила талант Вали и посоветовала продолжить получение актерского образования в столичном вузе. Телегина выбрала Ленинградский институт сценических искусств. Приемная комиссия была в полном восторге от озорной, веселой, одаренной девушки, и ее зачислили сразу на второй курс института. Обучение студентка начала в творческой мастерской Леонида Вивьена.
Жизнь в большом городе, новые друзья, любимое дело увлекли Валентину без остатка. После занятий в институте она бежала на курсы молодого режиссера Сергея Герасимова, который организовал собственную актерскую мастерскую.
Учеба не прошла зря: в 1934 году студентка Телегина сыграла в эпизоде фильма Герасимова «Люблю ли тебя?». На выпускных экзаменах девушка исполнила роли в спектакле по Максиму Горькому «Последние» и постановке по пьесе Александра Афиногенова «Далекое».
Начало карьеры
После окончания учебы в институте в 1937-м Телегину пригласили в Ленинградский театр-студию, там она прослужила три года, а после перешла в Театр Балтфлота, где многому научилась у его руководителя — Александра Пергамента, уважение и теплые чувства к которому сохранила до конца своих дней.
Не бросала Валентина и кинематограф, занятость в котором со временем вышла для нее на первый план. Но поначалу молодой артистке предлагали преимущественно эпизодические роли, настолько маленькие, что порой ее имя даже не попадало в титры.
Раскрыть творческий потенциал бывшей воспитанницы вновь помог Герасимов. Он пригласил Телегину на роль Моти в свой фильм «Комсомольск» — оптимистическую драму о строительстве нового города. Уже тогда, в этой ранней работе, стало понятно, что артистка создана, чтобы играть матерей. В ленте ее героиня выделяется среди сверстниц, пользуясь у них непререкаемым авторитетом, и при этом окружает их почти материнской заботой.
Позже Герасимов задействовал Валентину и в работе над лентой «Учитель», доверив ей роль Степаниды. Обе героини знаменитости не были главными, но своей искренностью, открытостью и душевностью запоминались зрителям сразу и навсегда.
Успела исполнительница поработать и с другими режиссерами — снялась у Яна Фрида в «Хирургии» и у Александра Зархи и Иосифа Хейфица в «Члене правительства». Но грянула война, и Телегина не раздумывая бросила только начавшуюся карьеру в кино, чтобы помочь поддержать боевой дух защитников родины.
Война
О том, что началась война, Валентина услышала в отпуске. Оттуда она поехала в Таллин, где находились тогда ее коллеги по театру. Уже вместе с ними она улетела на остров Эзель, где отчаянно воевали советские солдаты. Вместе с ними артисты Балтфлота оказались в тылу врага, и в паузах между концертами помогали санитарам, готовили еду, возили продукты.
Вскоре актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, но Телегина отказалась — отдала свое место раненому офицеру, оставшись вместе с солдатами. Позже военные признавались, что, пока рядом были актеры, им казалось: смерть далеко, и Валентина Петровна до последнего старалась дать им это чувство безопасности. Только тогда, когда все до единого человека были вывезены, она отправилась на Большую землю.
С трудом, сначала на подбитом катере, а потом через линию фронта на самолете, актриса добралась в Тихвин. Оттуда можно было уехать в безопасное место, но Телегина настояла на своем возвращении в родной театр в блокадный Ленинград. Только когда коллег отправили в Алма-Ату, Телегина согласилась выехать вместе с ними.
Во время эвакуации актриса снялась в небольших ролях в двух фильмах: «Непобедимые» и «Секретарь райкома». Не в силах отсиживаться в безопасности, Валентина Петровна снова попросилась на фронт в состав актерской бригады.
Фильмы
После окончания войны Телегина переехала в Москву, где ее приняли в труппу Театра-студии киноактера и зачислили в штат киностудии имени Максима Горького. В кино ей по-прежнему предлагали роли русских женщин — «простых, но со сложной душевной организацией».
Героинями знаменитости были крестьянки, проводницы, санитарки, жительницы деревни. Играть других артистка и не желала, ведь именно эти образы были ей понятны и близки ее сердцу. Своим умением наделить их особым очарованием она пополнила плеяду советских исполнителей, которых называли «королями эпизода».
С возрастом актрисе все чаще доверяли играть матерей. Как рассказывала сама Валентина Петровна, в молодости воплощала озорных и бойких девушек, которых называли Маньками, Галками, Мотями, а со временем ее героинь уже стали звать по имени-отчеству.
Знаковым моментом в творческой биографии знаменитости стал выход фильма «Дом, в котором я живу», где ей досталась роль Клавдии Кондратьевны Давыдовой, матери троих детей. Драма была отмечена не только в СССР, но и за границей.
Шведский кинокритик Руне Муберг высоко оценил работу Валентины Петровны, назвав ее образ лицом эпохи, лицом великого народа, лицом всех матерей войны. Искренность ее героини настолько потрясла эксперта, что тот пожелал, чтобы она «навсегда осталось бы в памяти у всех».
В 1958 году вышли сразу несколько фильмов, в двух из которых Телегина сыграла отрицательных персонажей: в ленте «Олеко Дундич» ее ролью стала попадья, а в фильме «Ветер» — содержательница публичного дома. Актриса не любила эти роли, не ложились они ей на душу, но все же она играла с привычной для себя самоотдачей и искренностью. Поэтому на встречах со зрителями те удивлялись, откуда она знает жителей их села, например самогонщицу, так похожую на ее героиню из «Павла Корчагина».
В следующем году Телегина получила небольшую эпизодическую роль в военной драме «Баллада о солдате», ленте, которая стала чемпионом среди премированных советских проектов. Это заслуга многих талантливых артистов, в том числе и Валентины Петровны, воплотившей пожилую женщину-шофера.
Первоначальный вариант ее роли предполагал небольшой монолог, однако актриса отказалась от него, решив сказать лишь одну фразу. Горе и тревогу женщин об ушедших на фронт сыновьях и мужьях она показала мимикой, глазами, и они смогли выразили больше, чем слова.
В 50-е фильмографию актрисы пополнили и другие заметные работы, вышли ленты «В нашем городе» и «Ссора в Лукашах». Показанная на экранах в 1960 году мелодрама «Прощайте, голуби» вновь не оставила равнодушными ни зрителей, ни критиков. Журналист матросской газеты «Тихоокеанец» отмечал, что в голосе героини исполнительницы столько материнского тепла, что многие юноши в момент сцены прощания с сыном почувствовали себя ее детьми.
Затем последовали и другие яркие образы. В 60-е в послужном списке Телегиной вновь появился отрицательный, но колоритный образ злой колдуньи Авдотьи из «Сказки о потерянном времени». На фоне успеха фильма об артистке снова заговорили.
В последние годы жизни знаменитость не прекращала сниматься, она обожала свою профессию, стремилась сыграть как можно больше интересных ролей. В преклонном возрасте она воплощала уже не девушек и матерей, а бабушек, но и они выходили неизменно талантливо.
Незадолго до того, как Валентины Петровны не стало, были показаны ленты «Голубка» и «Живите в радости», которые еще неоднократно пересматривали ценители ее творчества, как и многие киношедевры с участием исполнительницы.
Личная жизнь
О личной жизни актриса не любила рассказывать, мало в ней было семейных радостей. Младший брат Валентины в годы войны был угнан на работы в Германию, однако вскоре его перевели в немецкую разведшколу, после окончания которой он работал под чужой фамилией в ФРГ. В 1957 году он вернулся в Советский Союз, однако так и не принял существующий порядок. Споры с родным человеком очень огорчали актрису, которая любила свою родину.
Несмотря на простоватую внешность, Валентина Петровна пользовалась большой популярностью среди мужчин. Один из них стал отцом ее дочери Надежды, но не официальным мужем актрисы. Других детей у нее не было, ведь женщине пришлось самой поднимать наследницу что не всегда удавалось при загруженном графике киносъемок.
Пока актриса пропадала на съемочной площадке, Надя была предоставлена сама себе. Появились сомнительные знакомства, шумные вечеринки, проблемы с алкоголем. Отношения с матерью надолго испортились, лишь перед смертью Валентины Петровны Надежда помирилась с ней и ухаживала до последних дней.
Смерть
Мечтой Телегиной было играть до последнего вздоха. Это желание почти исполнилось — в 1979 году вышел ее последний фильм «Завтрак на траве», вскоре после которого «русской матери» не стало. Причиной смерти актрисы стали астма и диабет, пошаливало сердце.
Похоронена Валентина Петровна на московском Митинском кладбище. На могиле установлена гранитная плита без фото, но с надписью:
«Народной артистке РСФСР от дочери».
Фильмография
- 1934 — «Люблю ли тебя?»
- 1938 — «Комсомольск»
- 1939 — «Хирургия»
- 1948 — «Драгоценные зёрна»
- 1953 — «Степные зори»
- 1956 — «Девушка с маяка»
- 1958 — «Ветер»
- 1957 — «Дом, в котором я живу»
- 1959 — «Баллада о солдате»
- 1960 — «Прощайте, голуби»
- 1964 — «Сказка о потерянном времени»
- 1967 — «Три тополя на Плющихе»
- 1968 — «Угрюм-река»
- 1973 — «Капля в море»
- 1976 — «Повесть о неизвестном актёре»
- 1978 — «Голубка»
- 1979 — «Завтрак на траве»
Интересные факты
- Валентина Петровна не только снималась, но и занималась озвучиванием. Ее голосом говорят персонажи советских мультфильмов «Серая шейка» и «Последняя невеста Змея Горыныча».
- Памяти Телегиной посвящено несколько документальных фильмов, в том числе из цикла «Чтобы помнили».
- Режиссер Борис Барнет мечтал задействовать артистку в своем последнем фильме «Полустанок», но на тот момент она была больна и не смогла принять предложение. Знаменитость до последних дней бережно хранила его письмо, в котором он писал, что в роли бабушки не видит никого другого.