Биография
«Мой друг — художник и поэт». Так, строкой Константина Никольского, многие знаменитости — от Эдуарда Лимонова до Евгения Евтушенко — могли бы охарактеризовать лидера Второго русского авангарда Михаила Гробмана.
Детство и юность
Будущий авангардист родился 21 сентября 1939 года в семье московского инженера. Среднее образование Михаил завершал в вечерней школе, одновременно работая каменщиком на стройке. В юности Гробман подружился с двумя интеллектуалами, оказавшими существенное влияние на его мировоззрение и стиль, — поэтом и диссидентом Владимиром Гершуни и скрипачом и композитором Арчилом Надирашвили.
В 18 лет Миша попал под арест, из-под которого вышел уже на следующий день. На экспозиции в Центральном доме работников искусств, приуроченной к 40-летию советской живописи, юноша вышел из зала на сцену и произнес строки Николая Некрасова:
«Бывали хуже времена, но не было подлей».
Творчество Михаила Гробмана
Первая персональная выставка картин Гробмана прошла в Высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной в городе на Неве, когда автору было 20 лет. Несмотря на юный возраст, для единомышленников сын инженера, имевший дар оценивать качество работ и видеть их место в исторической перспективе, быстро стал «и отцом, и матерью, и коллекционером». Именно Михаил назвал группу сподвижников Вторым русским авангардом.
В 1965 году в биографии Гробмана произошли два знаковых события. Американский литературный альманах «Воздушные пути» опубликовал стихи московского авангардиста под псевдонимом Михаил Русалкин, а в Доме художника в Москве были выставлены его картины, объединенные еврейской тематикой.
О поэзии Гробмана дают представление такие его строки:
Чем несчастная колибри
Хуже каждого из нас
В этом жизненном верлибре
Полном божеских прикрас
В 1971 году Михаил Яковлевич с семьей репатриировался в Израиль, где создал художественную группу «Левиафан», в основании которой лежали три главных «камня» — примитив, символ и буква, и начал выпуск одноименного журнала. Библейский огнедышащий и многоголовый морской змей играл большую роль в сознании уроженца Москвы — так Гробман назвал и одну из самых известных своих картин, и две книги мемуаров. В 80-х годах Левиафана на полотнах репатрианта сменил новый постоянный персонаж — Длинноносый дурак.
Сейчас работы Михаила Яковлевича находятся в частных собраниях обеих его родин, Германии и США, а также в Третьяковской галерее и Музее изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее искусства в Тель-Авиве, Музее Людвига в Кёльне, Центре Помпиду в Париже. В 2013–2014 годах в Московском музее современного искусства прошла большая экспозиция произведений Гробмана, которую сам автор называл четырьмя параллельными выставками.
Личная жизнь
Личная жизнь Михаила Яковлевича сложилась счастливо. С будущей женой Ириной Врубель-Голубкиной художник познакомился, когда ему было 20, а ей — 16 лет. В интервью супруга Гробмана говорила, что им никогда не было скучно вместе. Прочности союза не помешало даже то, что в молодости Михаил регулярно выпивал и курил не только табак, а супружеская жизнь пары началась в деревянном бараке, расположенном в московском районе Текстильщики.
В браке родились двое детей, которые в раннем возрасте вместе с родителями репатриировались в Израиль. Первенец пары, названный в честь деда по отцовской линии, стал архитектором, руководителем лаборатории компьютерного дизайна университета Технион, расположенного в Хайфе. В октябре 2019 года Якоб Гробман выступал в московском Гостином Дворе на выставке фотографий «100 лиц Белого Города» с лекцией «От Баухауса к нации стартапов — авангард Израиля в области архитектуры, дизайна и исследований».

Дочь Михаила и Ирины Лати (Злата) Гробман, детские и взрослые фото которой есть на официальном сайте отца-художника, в юности выступала в театре «Габима», а с начала 90-х живет в США. В 2011-м уроженка Москвы вместе с американской актрисой Кристой Кэмпбелл основала кинокомпанию Campbell Grobman Films, специализирующуюся на выпуске ужастиков. Злата — мать пятерых детей.
Через два десятилетия после переезда в Израиль Ирина Врубель-Голубкина возглавила литературно-художественный журнал на русском языке «Зеркало». Издание регулярно публиковало произведения Гробмана.
Смерть Михаила Гробмана
Михаил Яковлевич скончался утром 23 ноября 2025 года у себя дома в Израиле. Печальная новость была обнародована на странице художника в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) без указания причин смерти.
Библиография
- 1992 — «Военные тетради»
- 2002 — «Левиафан»
- 2006 — «Последнее небо»
- 2005 — «В черной-черной стране»
- 2019 — «Лефиафан — 2. Иерусалимский дневник»
Интересные факты
- За 17 дней до смерти Гробмана завершилась биография другого израильского художника с российскими корнями — Александра Окуня.
- Когда дети Михаила и Ирины начали учиться в израильской школе, учителя обратились к родителям с призывом приготовить для школьной вечеринки национальное блюдо страны исхода. После раздумий Врубель-Голубкина выдала отпрыскам яичницу с колбасой.