Биография
Расцвет творческой биографии тромбониста, композитора и аранжировщика Гленна Миллера совпал с эпохой становления американского свинга, джаза и рок-н-ролла. В это время музыкант достиг вершины популярности, с 1939 по 1943 годы его записи продавались огромными тиражами и звучали в каждом развлекательном заведении США и многих стран Европы.
Возглавляя один из самых знаменитых оркестров Лос-Анджелеса, виртуоз подарил слушателям такие композиции, как «In the Mood», «Moonlight Serenade» и «Chattanooga Choo-Choo», до сих пор остающиеся лучшими образцами мировой музыки.
Детство и юность
Олтон Гленн Миллер родился в американской семье, проживавшей в городе Кларинде штата Айова, 1 марта 1904 года. Его родители Мэтти Лу Кавендер и Льюис Элмер Миллер были потомками людей, отправившихся осваивать западные земли в середине XIX века. Несколько поколений пытались заработать на сельском хозяйстве и занимались выращиванием и заготовкой кукурузных початков.
Так продолжалось до 1915 года, когда отец и мать будущего музыканта сорвались с насиженного места и переехали сначала в Миссури, а затем в штат Колорадо и в итоге обосновались в густонаселенном муниципалитете под названием Форт Морган. Там мальчик поступил в среднюю общеобразовательную школу и поначалу увлекся спортом, став членом юношеской команды, победившей на региональных соревнованиях по американскому футболу.
В старших классах Гленн заинтересовался танцевальной музыкой и приобрел навыки игры на мандолине, корнете и старом тромбоне, подаренном местным мясником. Кроме того, он с удовольствием участвовал в импровизированных домашних представлениях и слушал пение матери, сопровождавшееся игрой на небольшом органе. Вскоре юноша начал выступать в школьном оркестре и к 1921 году утвердился в желании сделать карьеру профессионального исполнителя.
Поступив в Государственный университет штата Колорадо, Миллер не ходил на занятия, вместо этого посещая прослушивания и концерты, проходившие в клубах центрального города округа Боулдер. Однажды ему посчастливилось участвовать в выступлении группы популярного инструменталиста Бойда Сентера в Денвере, и это окончательно отбило интерес студента к учебе.
В 1926 году Гленн покинул университет и занялся освоением системы музыкальной композиции под руководством профессора нью-йоркской школы искусств Джозефа Шиллингера, воспитавшего знаменитого кларнетиста Бенни Гудмена и пианиста и сочинителя Джорджа Гершвина. В результате юноша создал ряд самостоятельных произведений, включая фирменную мелодию «Серенады лунного света».
Тогда же Миллер гастролировал с несколькими группами и вскоре получил место солиста в лос-анджелесском ансамбле барабанщика и дирижера Бена Поллака. За 2 года выступлений молодой человек достиг вершины исполнительского мастерства и начал совершенствовать собственные навыки в сочинительстве и аранжировке.
Музыка
В конце 1920-х годов Миллер опубликовал первый сборник композиций под названием «Glenn Miller's 125 Jazz Breaks for Trombone by the Melrose Brothers» и в соавторстве с Бенни Гудменом сочинил тему, известную как «Room 1411». Кроме того, музыкант играл в оркестре Реда Николса и участвовал в бродвейских шоу «Strike Up The Band» и «Girl Crazy».
В начале 1930-х годов появились первые студийные записи Гленна, сделанные для пластинок американского вокалиста Реда Маккензи, — "Hello, Lola" и "If I Could Be With You One Hour Tonight".
Чуть позже состоялись знакомство с Томми и Джимми Дорси и их совместные выступления в Брунсвике. В этот период Гленн сочинил песни "Annie's Cousin Fanny", "Dese Dem Dose" и "Harlem Chapel Chimes", впоследствии вошедшие в репертуар оркестра прославленных братьев. Другим музыкантом, которому Миллер помог в организации бенда, стал британец Рэй Ноубл. Следствием этого сотрудничества был дебют на большом экране с композицией "Why Stars Come Out at Night".
Впрочем, успех совместных выступлений не был приделом желаний тромбониста и аранжировщика, и в 1937 году он собрал собственный коллектив исполнителей и отправился на гастроли по городам США. Вопреки ожиданиям, этот состав не приобрел популярности, но благодаря поддержке Бенни Гудмена Гленн не опустил руки и продолжил заниматься любимым делом.
На первом этапе музыкант понял, что нужно разработать уникальный звук, и решил свести к унисону партии кларнета и саксофона. В реализации этой мысли ему помог американец Уилбур Шварц, который играл настолько убедительно и полно, что последующие подражатели так и не смогли перенять это мастерство и манеру исполнения.
Другими участниками нового оркестра стали старые знакомые Миллера по инструментальному творчеству, а вокальные партии были поручены актрисе и певице Мэрион Хаттон и бывшему участнику группы братьев Дорси Рэймонду Эберли.
В таком составе обновленный коллектив получил финансовую поддержку видного бизнесмена с Восточного побережья и сделал ряд записей для одного из филиалов компании RCA Victor. После этого музыкантов начали приглашать в клубы и танцевальные залы, и вскоре они получили ангажемент в знаменитом казино «Glen Island», расположенном на территории тематического парка в округе Вестчестер штата Нью-Йорк.
Дебютное выступление оркестра Миллера привлекло рекордное число посетителей, и вскоре композиции Гленна зазвучали из каждого музыкального автомата страны. Кульминацией успеха стало появление коллектива в знаменитом «Карнеги-Холле», где к постоянным участникам присоединились джазовый скрипач Пол Уайтмен, кларнетист Бенни Гудмен и вокалист Фред Уоринг.
С 1939 по 1942 годы коллектив Миллера принимал участие в радиорекламе табачной продукции марки «Chesterfield» и записал более 200 композиций на студии RCA Victor. Пластинка, включавшая композиции «Поезд на Чаттанугу» и «Американский патруль», удостоилась золотого сертификата, а позже эти и другие песни прозвучали в фильмах «Жены оркестрантов» и «Серенада солнечной долины».
В это время оркестр Гленна был на пике популярности и всецело владел сердцами публики и музыкальных критиков. Правда, спустя десятилетия тромбониста и дирижера попытались обвинить в бездушности и погоне за наживой, но эти высказывания не имели под собой почву и были опровергнуты тем, что в годы Второй мировой войны Миллер отказался от материальных благ и возглавил модернизированный оркестр американской армии.
В 1942 году музыкант гастролировал по солдатским клубам с ансамблем из 15 человек, а затем при поддержке высшего офицерского состава собрал внушительный коллектив и внес изменения в жанр боевого марша. Усилиями Миллера ритмичная и энергичная музыка дополнилась танцевальной легкостью и джазовой витиеватостью и служила хорошим средством для поднятия боевого духа солдат, широко применявшимся американскими и британскими радиостанциями.
В итоге многочисленный оркестр вместе с руководителем перебрался в Англию и дал более 800 концертов, пропагандировавших свободу и веру в благополучный исход войны. Дослужившись до звания майора, Гленн записал серию пластинок на студии Abbey Road с использованием вокала Джонни Десмонда и Дайны Шор.
Личная жизнь
В отличие от многих музыкантов того времени Миллер был однолюбом, с юных лет ухаживавшим за дочерью окружного секретаря Хелен Дороти Бергер. Молодые люди познакомились в университете штата Колорадо и сразу нашли общий язык на почве увлечения музыкой и танцами. Ходили слухи, что в годы учебы избранница Гленна была помолвлена, но это не помешало началу романтических отношений и ее переезду в Нью-Йорк.
Финансовые трудности оттянули момент бракосочетания, но с помощью Бенни Гудмена оно все-таки состоялось, и 6 октября 1928 года Бергер стала законной женой Миллера.
Личная жизнь пары была безоблачной и счастливой, и вскоре музыкант с супругой стали родителями двоих приемных детей. Позже один из сыновей Гленна и Хеллен продолжил дело отца и создал блюзовую группу, в истории которой был эпизод совместного творчества с участником ливерпульской четверки Полом Маккартни.
Смерть
Смерть Гленна Миллера до сих пор остается одним из необъяснимых и загадочных происшествий в истории Второй мировой войны. 15 декабря 1944 года музыкант вылетел для подготовки выступления в освобожденный Париж на одномоторном самолете UC-64 Norseman и через несколько часов бесследно исчез в районе Ла-Манша. В течение 9 дней пресса не сообщала о случившемся, а когда новости о трагедии все-таки появились, в обществе одна за другой начали возникать версии о гибели великого музыканта.
Самой популярной была гипотеза о причастности фашистов, которые сбили самолет и пленили тромбониста и аранжировщика, но ее быстро опровергли донесения об отсутствии рейдов немецких бомбардировщиков. По другим слухам, Миллера убил компаньон Норман Безелл, который получил приказ сверху и избавился от тела после посадки самолета во Франции.
Самые интересные и фантастические факты появились в 1980-х и 1990-х годах и были основаны на заявлениях родственников погибшего и публикациях, взятых из европейских журналов. Общественность пребывала в шоке от сообщения о том, что музыкант благополучно приземлился в Париже и скончался в госпитале от рака легких, а правда не всплыла сразу из-за того, что Миллер всегда мечтал завершить жизненный путь как герой.
Таким же невероятным было предположение о том, что Гленн взял имя гражданина Советского Союза Юрия Владимировича Андропова и до 1984 года занимал должность генерального секретаря ЦК КПСС.
В итоге наиболее правдивая версия событий зимы 1944 года была озвучена в 1999-м, и причиной смерти знаменитого музыканта назвали ошибку пилотов британских бомбардировщиков. Документальным подтверждением этому стал бортовой журнал и показания пилота Фреда Шоу, появившиеся в документальном фильме «Последний полет Гленна Миллера».
Музыкальные композиции
- 1939 – "Moonlight Serenade"
- 1939 - "The Lady's In Love With You"
- 1939 - "Over The Rainbow"
- 1939 - "In The Mood"
- 1940 - "Indian Summer"
- 1940 - "When You Wish Upon A Star"
- 1940 - "I'll Never Smile Again"
- 1941 - "Chattanooga Choo Choo"
- 1941 - "Jingle Bells"
- 1941 - "It Happened In Sun Valley"
- 1942 - "Juke Box Saturday Night"
- 1942 - "Moonlight Cocktail"
- 1942 - "American Patrol"
- 1943 - "Rhapsody In Blue"
- 1944 - "Here We Go Again"