Биография
При упоминании имени Рэя Брэдбери каждый подумает об увлекательнейших фантастических романах, ведь он один из признанных представителей этого жанра, обладатель ряда литературных наград. Однако автор ставших классикой произведений понимал, что он лишь самозванец в этой нише. В большей степени Брэдбери черпал вдохновение в собственном детстве, в самых красочных ассоциациях юности и выводил на первый план сюжетов основные жизненные ценности, цепляя читателей за душу понятными всем эмоциями героев.
Детство и юность
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокигане, штат Иллинойс. Отец будущего писателя, Леонард Сполдинг Брэдбери (1891–1957), — выходец из семьи англичан, из числа первых поселенцев в Северной Америке, чьи предки переехали из Англии в 1630 году. Биографию писателя украшает семейная легенда, согласно которой прабабушка Рея, Мэри Брэдбери, была салемской ведьмой, приговоренной к казни после судебного процесса 1692 года, но избежавшей ее. Этот факт не доказан, но автор фантастических романов верил в него. Мать Рея — Мари Эстер Моберг (1888–1966), шведка.
Кроме Рэя,в семье воспитывался еще один сын, Леонард. Двое других детей (брат-близнец Леонарда Сэм и сестра Элизабет) умерли в младенчестве. Будущий писатель рано увидел смерть близких, это наложило отпечаток на его литературные произведения.
Из-за того, что во время Великой депрессии в маленьком городке отцу не удавалось найти работу, в 1934 году семья переехала в Лос-Анджелес, поселившись в доме у дяди мальчика.
Родители Брэдбери любили искусство, особое внимание уделялось зарождающемуся кинематографу. Ведь даже второе имя Рэй получил в честь актера Дугласа Фэрбенкса. Бывали дни, когда юноша с утра до вечера торчал у входа в Paramount или Columbia, желая увидеть звезд. И ему удавалось. Свидетельство тому — фото 15-летнего парня в компании Марлен Дитрих. Помимо нее, Рэю довелось повстречаться с Нормой Ширер и Рональдом Коулманом.
Затрудненное материальное положение семьи привело к тому, что после окончания школы юноша работал продавцом газет. О продолжении учебы не было и речи. Высшее образование Брэдбери не получил. Впоследствии он шутил, что окончил не колледж, а библиотеку.
Еще ребенком Рэй трижды в неделю просиживал за книгами в читальном зале. Тогда же, в 12 лет, у него появилось желание сочинять самому. На покупку романа Э. Берроуза «Великому воину Марса» не было денег, и юный писатель придумал продолжение истории сам. Это был первый шаг Брэдбери-фантаста.
Книги Рэя Брэдбери
Рэй решил стать писателем. С тысячи слов он начинал каждый день. Первой ступенькой в творчестве стала публикация в местной газете стихотворения «Памяти Вилла Роджерса» в 1936 году. Юноша начал сочинять небольшие рассказы, подражая стилю Эдгара По, Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза. Критиком и советчиком Брэдбери в ту пору был Генри Каттнер, американский писатель-фантаст.
В возрасте 17 лет Брэдбери стал членом сообщества молодых авторов — лос-анджелесской «Лиги научных фантастов». Его рассказы начали появляться в журналах и популярных сборниках фантастики.
Литературный стиль, присущий произведениям Брэдбери, начал вырисовываться после создания рассказа «Озеро». Произведение не было страшной историей, которые Рэй планировал сделать своим амплуа, но все же привлекло внимание издателей журнала Weird Tales, которые заплатили автору $ 20. К 1942 году писатель полностью переключился на литературу. В это время он писал полсотни рассказов в год. Но, по его собственному мнению, научно-фантастические истории были ужасными, а детективы — похожими на бред.
Несмотря на мизерные доходы, писатель не оставлял творчество. В 1947-м свет увидел первый сборник рассказов «Темный карнавал». В него вошли работы периода 1943–1947 годов. Впервые появились персонажи: дядюшка Энар (прототип — лос-анджелесский дядя Рэя) и Странница Сеси. Сборник был прохладно встречен публикой.
Летом 1949 года Рэй Брэдбери приехал на автобусе в Нью-Йорк, поселился в хостеле Американской ассоциации молодых христиан. Автор предложил рассказы 12 издательствам, но никто не заинтересовался. По счастью, Дон Конгдон, литературный агент Брэдбери, вышел на издательство «Даблдэй». Редакция в это время готовила сборник научной фантастики. Рэй заинтересовал Уолтера Брэдбери (однофамилец). Уолтер согласился опубликовать произведения при условии, что рассказы тематически будут объединены в роман.
За ночь автор изложил общий обзор будущего романа в виде эссе и представил его издателю — это была цепочка из сюжетов ранних рассказов о Марсе, собранная в единое произведение. В «Марсианских хрониках» Брэдбери провел невидимую параллель между освоением героями романа Марса и прибытием колонизаторов на Дикий Запад. Сюжет завуалировано показывал ошибки и несовершенство человечества. Книга перевернула представление о научной фантастике. Писатель считал «Марсианские хроники» лучшим своим произведением.
Всемирного признания Рэй добился с выходом в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту». В его основу легли два рассказа — «Пожарный» (не издан) и «Пешеход». Публикация вышла частями в журнале Playboy, только начавшем набирать популярность.
В эпиграфе романа сказано, что 451 градус по Фаренгейту — температура воспламенения бумаги. Сюжет произведения рассказывает о потребительском тоталитарном обществе. Писатель показал социум, поставивший во главу угла приобретение материальных ценностей. Книги, заставляющие читателя мыслить, подлежали сожжению вместе с домами владельцев запрещенной литературы. Главный герой романа пожарный Гай Монтэг, участвующий в сожжении книг, считает, что делает правильное, нужное дело. Гай встречает 17-летнюю девушку Клариссу. Знакомство переворачивает мировоззрение молодого человека.
Роман подвергся цензуре. Издательством Ballantine Books для средних школ было переделано и исключено 70 фрагментов из романа. В 1980-м писатель потребовал издавать роман без сокращений. В СССР книга, несмотря на негативные комментарии в идеологических изданиях, вышла в 1956 году.
В 1957-м увидела свет отчасти биографическая книга «Вино из одуванчиков». В повести затронуты детские переживания автора. Сюжет рассказывает о летних приключениях 1928 года братьев Тома и Дугласа Сполдингов, живущих в маленьком городке Грин Таун. Оба мальчика списаны с самого Рэя разных лет.
Писатель хотел создать более объемное произведение. Издатель Уолтер Брэдбери настоял на разделении повести на две части. Вторая часть, названная автором «Лето, прощай!», увидела свет лишь спустя полвека, в 2006 году.
Еще один роман, связывающий Рэя Брэдбери с детством, — «Из праха восставшие». Это история о причудливом семействе Эллиот, в доме которого обитают удивительные сказочные существа. В роман входят рассказы «Семейная встреча», «Апрельское колдовство», «Дядюшка Эйнар» и другие. Их написанию способствовали яркие детские впечатления Рэя. Десятилетним мальчиком вместе с братом на Хеллоуин он приезжал к тете Нейве. Дети собирали кукурузные початки и тыкву. Тетя наряжала мальчика колдуном и прятала под лестницей в доме бабушки, чтобы пугать крадущихся в темноте гостей. Праздники проходили в бурном веселье. Писателю были очень дороги воспоминания о той атмосфере.
Сборник «Лекарство от меланхолии» вышел в 1960 году. В нем опубликованы рассказы периода 1948–1959 годов, в том числе «Погожий день» (1957), «Дракон» (1955), «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого (1958), «Первая ночь Великого поста» (1956), «Время уходить» (1956), «Пришло время дождей» (1959). Сборник посвящен психологии, природе человеческой натуры.
Писатель всю жизнь критиковал современное общество, считая его потребительским. Брэдбери считал, что в мире недостаточно внимания уделяется науке, развитию космической отрасли, люди перестали мечтать о звездах, их интересует лишь материальное. Своими произведениями Рэй взывал к человечеству прекратить бездушное отношение к будущему. Яркий пример — рассказ «Улыбка», действие которого происходит в недалеком будущем. Люди деградировали, сожгли все книги. Главное развлечение — публичное уничтожение уцелевших предметов искусства. На площади стоит очередь из желающих плюнуть в картину «Мона Лиза».
Самый переиздаваемый рассказ Брэдбери — «И грянул гром». В его основе лежит теория хаоса, чаще называемая «эффектом бабочки». Это произведение о зыбкости равновесия природы на Земле.
Адаптации произведений
В творческих кругах Брэдбери славился еще и тем, что был превосходным редактором собственных произведений. Он превращал романы в пьесы, сотрудничал с режиссерами и мог сконцентрировать сюжет так, чтобы, угождая просьбам, выбросить из сценария более сотни страниц. В том числе поэтому многие произведения автора получили дальнейшую жизнь в форме адаптаций.
Экранизация «451 градуса по Фаренгейту» в 1966 году была снята французским режиссером Франсуа Трюффо. В 1984-м по мотивам книги был создан телеспектакль «Знак Саламандры». Два года спустя в СССР вышла лента «Вельд», объединившая несколько историй автора.
Сюжет рассказа «И грянул гром» лег в основу фильмов и сериалов «И грянул гром», «Эффект бабочки», «100 лет тому назад».
Творчество писателя неразрывно связано с театром и кино. Ради написания сценария для экранизации романа Германа Мелвилла «Моби Дик» Брэдбери с семьей переехал в Ирландию, которую сразу невзлюбил. Однако позже благодаря этой поездке родились рассказ и пьеса.
Телезрители знали писателя еще и как ведущего ряда телепередач из цикла «Театр Рэя Брэдбери», выходивших с 1985 по 1992 год.
Личная жизнь
В пору, когда Брэдбери был начинающим писателем, неоценимую поддержку ему оказывала жена, Маргарет Маклюр. С ней он познакомился в апреле 1946-го в книжном магазине. Желая покрасоваться перед очаровательной блондинкой-продавцом, Рэй выложил ей, что является автором рассказа «Озеро» из антологии «Кто стучится?». Но симпатию ему удалось завоевать не сразу. Поначалу Маргарет насторожилась, посчитав посетителя в пальто с большими карманами подозрительным. Но потом сменила гнев на милость.
Девушка стала супругой Рэя 27 сентября 1947 года. Доходы от рассказов на первых порах не приносили больших денег, поэтому в начале семейной жизни жена была главным добытчиком и помогала редактировать и перепечатывать произведения.
Брак стал единственным в личной жизни писателя и продлился до смерти Мэгги, как фантаст ласково называл супругу, в 2003 году. Именно ей он посвятил роман «Марсианские хроники», написав:
«Моей жене Маргарет с искренней любовью».
У четы было четверо детей — дочери Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра.
Смерть Рэя Брэдбери
Рэй Брэдбери дожил до 91 года. Его жизнь была насыщена непрестанным трудом. Каждое утро он следовал выработанной в молодости привычке начинать день за рабочим столом. Автор верил, что творчество продлевает его жизнь. Библиография писателя пополнялась до самой его смерти. Последний роман вышел в 2006 году.
У писателя было необыкновенное чувство юмора. Как-то на вопрос о возрасте он ответил:
«Представьте себе заголовки во всех газетах мира — “Брэдбери исполнилось 100 лет!” Мне сразу выдадут какую-нибудь премию просто за то, что я еще не умер».
В возрасте 79 лет у фантаста случился инсульт. Остаток жизни он провел в инвалидном кресле. Брэдбери умер 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе, причиной смерти члены его семьи назвали продолжительную болезнь. Дом писателя в 2015 году был снесен.
Оценка творчества и награды
Рэй Брэдбери получил премии «Небьюла» и Бенджамина Франклина в области фантастики. Писатель награжден премией Американской академии, номинирован в «Зале славы» премии «Прометей» (1984). На счету фантаста национальная медаль в области искусств (2004) и звание «Гранд-мастер». Брэдбери — лауреат Пулитцеровской премии (2007) и премии Брэма Стокера в номинации «За достижения всей жизни».
Его имя носит астероид. Космическая лаборатория NASA решила назвать в честь писателя, первым предположившего существование жизни на Марсе, место посадки марсохода MSL Curiosity на Красную планету. Международный астрономический союз 15 октября 2015 утвердил название Брэдбери кратеру на Марсе.
На голливудской «Аллее славы» есть звезда Рэя Брэдбери.
Библиография
- 1950 — «Марсианские хроники»
- 1953 — «451 градус по Фаренгейту»
- 1957 — «Вино из одуванчиков»
- 1962 — «Надвигается беда»
- 1985 — «Смерть — дело одинокое»
- 1990 — «Кладбище для безумцев»
- 1992 — «Зелёные тени, Белый Кит»
- 2001 — «Из праха восставшие»
- 2006 — «Лето, прощай!»
Интересные факты
- Писателю часто не верили, когда он рассказывал, что помнит свою жизнь с момента рождения. Сам же он, появившийся на свет на месяц позже срока, находил ответ именно в этом. Размышляя, Брэдбери предполагал, что к тому моменту уже начал видеть и слышать, поэтому обзавелся ранним набором ярких воспоминаний. В том числе о боли, с которой прошел через роды.
- По словам писателя, к 12 годам его представления о сексе оставались смутными. Поэтому человеческие зародыши, болтающиеся в банках на соответствующей выставке, произвели на неокрепшую психику подростка неизгладимое впечатление, сохранившееся на всю жизнь. По крайней мере, до тех пор, пока воспоминание не вылилось в рассказ «Банка».
- Две масштабные аварии, увиденные Брэдбери в детстве, привели к страху машин, который фантаст так и не преодолел.