Тюрьма «Полярная сова»: условия содержания и осужденные
Среди многочисленных исправительных учреждений в РФ отдельной статьей идут «казенные дома», предназначенные для пожизненно приговоренных к заключению осужденных. Эти тюрьмы окутаны ореолом злой славы, как самые страшные исправительные заведения России среди подобных: мало кто из местных «постояльцев» способен похвастать тем, что вышел на волю своими ногами, а не "покинул" тюремные стены после смерти. Поговорим о тюрьме «Полярная сова»: где эта исправительная колония находится, кто сидит в ее стенах и в каких условиях содержатся заключенные.
Наследие ГУЛАГа
Исправительная колония № 18, больше известная как «Полярная сова», находится в Ямало-Ненецком автономном округе, в поселке под названием Харп, образованном в 1961 году на месте масштабной стройки Трансполярной магистрали. К сооружению железнодорожной ветки в 47–53-м годах активно привлекали заключенных ГУЛАГа. Причем первые партии «добровольцев» для реализации грандиозного проекта отправили в снега Заполярья задолго до того, как была создана необходимая для выживания инфраструктура.
Узники лагерей, среди которых встречались как матерые уголовники, так и военные преступники, оказались вынуждены самостоятельно обустраивать место для собственного обитания: размещали бытовые сооружения, ставили временные палатки и строили дающие лучшую защиту от лютых морозов землянки, огораживали территорию колючей проволокой. Побег в условиях раскинувшегося на сотни километров вокруг края заполярных снегов стал бы только мучительным способом покончить с собой.
Быт постепенно налаживался, причем не без помощи жителей окрестных поселений, которые сочувствовали заключенным и время от времени помогали с припасами. Но тяжелые условия труда — а работали осужденные по 16 часов в сутки — сказывались на самочувствии зэков-строителей весьма негативно.
Пусть периодически партии заключенных отправляли в расположенные южнее лагеря, чтобы исключить массовую гибель, все-таки количество умерших исчислялось тысячами. Тем обиднее, что после смерти Сталина проект Трансполярной магистрали, за количество погибших на ее постройке прозванной «Мертвой дорогой», забросили, а заключенных раскидали по другим тюрьмам и лагерям.
«Полярная сова»
В том самом месте на полуострове Ямал спустя 8 лет основали режимный поселок Харп — строили его тоже силами осужденных. В нем открылась исправительно-трудовая колония, отбывающие наказание в которой трудились на местном заводе, изготавливающем железо-бетонные изделия.
Несмотря на жесткие условия Заполярья, первоначально ИТК не была предназначена для содержания приговоренных пожизненно. Только в 70-х годах прошлого века поступило первое предложение на преобразование учреждения в колонию для особо опасных преступников, а свозить туда матерых уголовников и вовсе начали только в 1981-м.
Окончательно статус исправительного учреждения для лиц, приговоренных к длительному заключению, вплоть до пожизненного, тюрьма «Полярная сова» получила только в конце 2004 – начале 2005-го. Кстати, как и в случае с тюрьмой "Черный дельфин", заведение обязано собственным неофициальным названием расположенной во внутреннем дворе скульптуре.
Условия содержания
«Полярная сова» — тюрьма, по праву считающаяся одной самых страшных в России. Дело тут не только в месте расположения, а ведь назвать Заполярье комфортным для жизни откровенно невозможно. Как и в других учреждениях российской системы исполнения наказаний, предназначенных для заключения особо опасных преступников с продолжительными сроками, в том числе и приговоренных пожизненно, условия содержания в этом заведении — вовсе не сахар.
«Апартаменты», предоставляемые местным обитателям, возможно охарактеризовать исключительно как аскетичные: стол, скамья, тумбочка и полка для вещей, отхожее место, кровать да бак с водой для умывания и питья. Подъем — в 6:00, отбой — в 22:00, а между ними — работа, проверки и прогулки. Разговоры между зэками, содержащимися в одной камере, — только шепотом, во время прогулок — запрещены вовсе.
Из развлечений — радио и книги в часы непродолжительного досуга, предусмотренные строгим распорядком исправительного заведения, да раз в неделю — просмотр военных или документальных фильмов c DVD. Банного дня за отсутствием самой бани не предусмотрено — раз в 7 дней осужденные имеют право на 10-минутное посещение душевой.
В камерах обитают по 1-2 человека. При совместном размещении сокамерников подбирают исходя из психологической совместимости, периодически производя ротацию, чтобы исключить возникновение конфликтных ситуаций. Однако даже подобные меры предосторожности не гарантируют полной безопасности заключенных — из-за того, что не все помещения колонии оснащены видеокамерами, отмечались случаи потасовок между сокамерниками, в том числе и с летальным исходом.
К допустимым послаблениям возможно отнести наличие у приговоренных к пожизненным срокам некоего подобия камеры хранения, из которой охрана по просьбе заключенного приносит необходимую личную вещь, — в жилом помещении недостаточно места для предметов, что накапливаются у отбывающих срок за время пребывания в колонии.
Заключенные, приговоренные к продолжительным срокам, работают на предприятиях, входящих в комплекс колонии, начиная с завода ЖБИ и до столярного и токарного цехов. К их услугам также — церковь и клуб. В последние осужденных пожизненно не допускают — им и работать до 2015 года запрещалось, однако впоследствии режим смягчился.
Осужденные
Тюрьма «Полярная сова» — этот тот случай, когда внешние впечатления, формируемые не в последнюю очередь суровой жесткостью окружающей природы, в полной мере соответствуют содержанию. Среди отбывающих наказание в исправительной колонии № 18 немало лиц, совершивших громкие, а то и просто ужасающие преступления.
Так, здесь содержится бывший сотрудник правоохранительных органов, прозванный «Кровавым майором» за убийство в состоянии алкогольного опьянения людей в московском супермаркете, Денис Евсюков. На непродолжительные свидания к экс-милиционеру приезжает теперь только отец, жена не выбралась из Москвы ни разу.
Другой осужденный, Дмитрий Вороненко, маньяк и насильник, выбиравший в жертвы исключительно миниатюрных блондинок — изнасилованной и убитой быть могло как 20 лет, так и 11, только бы основные критерии «кровавого отбора» соответствовали. Родственники погибших требовали применить в отношении преступника смертную казнь, несмотря на мораторий, однако Верховный суд на подобное не пошел.
На руках Александра Пичушкина, также отбывающего наказание в «Полярной сове», кровь 49 человек — это только доказанные следствием эпизоды. Начавший преступную «карьеру» в 18 лет с убийства однокурсника по профтехучилищу и прозванный «Битцевским маньяком» за излюбленное место «охоты», мужчина даже после назначения пожизненного срока сохранял уверенность, что продолжит выполнять поставленную задачу — совершит 64 убийства, ровно по числу клеток на шахматной доске.
Сергей Помазун, взломав отцовский оружейный сейф, открыл стрельбу в центре Белгорода — от его выстрелов погибли шестеро, включая двух школьниц 16 и 14 лет.
Сидит в ИК-18 и Нурпаши Кулаев, единственный выживший боевик, причастный к захвату школы в Беслане, во время которого погибло больше 300 человек, 186 из которых — дети. Он, кстати, непродолжительное время находился в одной камере с Пичушкиным, но впоследствии был отселен — из-за угроз со стороны сокамерника опасался за собственную жизнь.
На счету Абдуфатто Заманова 14 человек, с пятерыми из которых он расправился за один день. Только благодаря показаниям перепуганной подруги преступника правоохранительным органам удалось вовремя задержать убийцу, пока он не успел натворить еще больше.
Помимо перечисленных выше, в стенах исправительной колонии в холодном Харпе сидят и другие преступники, чьи деяния вызывают отвращение и испуг. Однако не только громкими именами террористов, разбойников, убийц и насильников известна одна из самых страшных тюрем России.
Скандалы
Среди ярких случаев, произошедших на территории колонии и активно освещаемых СМИ, можно отметить скандал, связанный с фальсификацией явок с повинной. В 2011 году обнаружили, что один из сотрудников исправительного учреждения подселял к заключенным своего человека из числа осужденных, который насилием и угрозами заставлял отбывающих наказание писать явки с повинной по делам, вызвавшим затруднения у следственных органов, так называемым «глухарям».
Среди «раскрытых» благодаря порочной практике дел — вызвавшие в свое время серьезный резонанс в стране убийства журналистки Анны Политковской из «Новой газеты» и Пола Хлебникова, руководившего российским подразделением журнала Forbes. Когда подтасовки обнаружились благодаря несостыковкам в показаниях «подставных» подследственных, предприимчивый сотрудник колонии сам отправился на нары за превышение служебных полномочий.
Также в 2018 году тюрьма «Полярная сова» отметилась другим в некотором роде знаменательным событием — из нее впервые в постсоветской истории России вышел на свободу приговоренный к смерти, Анвар Масалимов. Сначала мера пресечения для осужденного из-за введения моратория на смертную казнь была изменена на пожизненное заключение, а спустя еще 25 лет прошение об УДО из-за переквалификации дела в связи с изменениями в законодательстве страны было удовлетворено. Впрочем, мужчина, на воле проведший за решеткой в общей сложности 26,5 лет, задержался ненадолго — вскоре был задержан за бытовой конфликт, во время которого ударил собутыльника ножом в живот.
Хотя изредка и встречаются в «Полярной сове» случаи суицида и убийства, в основном осужденные в тюрьме умирают по естественным причинам. Большинство из скончавшихся оказываются похороненными в неглубоких могилах с пронумерованными крестами возле тюремных корпусов — отрекшиеся от заключенных родные часто не желают забирать тела умерших преступников.