Шаболовская башня — история создания и другие интересные факты
До Владимира Шухова такого еще не делали: инженер из Российской империи первым в истории применил в архитектуре гиперболоидную форму конструкции. Началось все в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде появилась сетчатая башня в форме гиперболоида вращения. Строение сохранилось до наших дней, а всего в мире построили 200 похожих и усовершенствованных конструкций. Самая большая в России – Шаболовская башня в Москве.
Подробнее о конструкции, с момента начала эксплуатации который в 2022 году исполнилось 100 лет и которая вдохновила Алексея Толстого на написание «Гиперболоида инженера Гарина», – в материале 24СМИ.
Автор идеи
1 ноября 1917 года в окно дома инженера Владимира Шухова влетел снаряд. Разрушив фисгармонию и аквариум, трехдюймовка пролетела в гостиную и вкатилась в кабинет изобретателя. Семья Владимира Григорьевича пряталась в подвале, а инженер продолжал работу за письменным столом. Шухов поднял глаза на подкатившийся снаряд и на мгновение осознал неизбежность конца.
Но трехдюймовка не разорвалась. Мистикой произошедшее назвать сложно, скорее стечение обстоятельств. Большевики, захватив власть в Петрограде, отвоевывали московские улицы и продвигались к Кремлю. Поэтому снаряды нередко залетали в окна домов. Но боеприпасы революционеры использовали те, которые создавались при царе. Рабочие заводов, выступавшие против участия России в Первой мировой войны, саботировали госзаказы, поэтому снаряды часто не взрывались.
Революцию Шухов не поддержал. Идеи большевиков инженер не разделял и сравнивал происходящее с естественными процессами с инженерной точки зрения: Россия как огромная конструкция из металла, которую уничтожает «красная» коррозия. У Шухова отняли дом, первые месяцы после революции он мог погибнуть, но в 1919-м о Владимире Григорьевиче вспомнили как о талантливом конструкторе.
Шухов сделал себе имя задолго до прихода большевиков к власти. Инженер родился 28 августа 1853 года в городе Грайвороне, который лежит в 78 км от Белгорода. Владимир Григорьевич проявил себя как многогранный талантливый изобретатель, за что его прозвали «русским Эдисоном».
Первым проектом Шухова, который официально зарегистрировали, считается паровая форсунка. До изобретения инженера получаемый во время перегонки нефти мазут из-за тяжелого возгорания считался отходом и сливался в реки и моря. Форсунка Шухова распыляла густой мазут и превращала отход в топливо для паровых двигателей.
Изобретение оценил нефтяной магнат Людвиг Нобель – старший брат изобретателя динамита и основателя премии Альфреда Нобеля. Предприниматель в 1879-м купил у Шухова патент на производство форсунок и оснастил ими двигатели нефтяных танкеров. Продавали деталь по 130 руб. за штуку. Для сравнения: примерно такую сумму за год зарабатывал чиновник невысокого ранга.
После учебы Шухов ездил в США, где знакомился с достижениями западных конструкторов. Через несколько лет после возвращения на родину инженер устроился на работу в конструкторское бюро Александра Бари. В конце 1870-х нефтяной бизнес в России только развивался. Охотники за «черным золотом» устремились к берегам Каспийского моря, а вслед за ними и бюро Бари вместе с Шуховым, которые получали десятки заказов.
Владимир Григорьевич справился с задачей, спроектировав первый в Европе нефтепровод. 13-километровая линия, оснащенная насосами, перегоняла сырье со скоростью 1 м/с. За сутки по нефтепроводу проходило 1,3 тыс. т «черного золота».
Так, с 1885-го инженер проектировал нефтеналивные баржи особой формы, которая была приспособлена к плаванию по течению. Грузоподъемность судов составляла 1,6 тыс. т.
Но ключевым изобретением Шухова в нефтедобыче считается крекинг – процесс, с помощью которого из нефти получают бензин, дизтопливо, моторные масла, мазут, асфальт, гудрон и ряд других важных углеводородов.
В 1890-х Шухов увлекся созданием железнодорожных мостов. Инженер разработал несколько проектов, которые использовали при строительстве 417 объектов по всей России.
Во второй половине 1890-х Владимир Григорьевич запатентовал новую схему парового котла – водотрубную. Моторы славились надежностью и легкостью обслуживания. Изобретение Шухова отметили золотой медалью на Всемирной выставке в Париже.
В 1896-м Шухов представил на выставке в Нижнем Новгороде 27-метровую гиперболоидную водонапорную башню. Частью конструкции был бак, который вмещал 114 тыс. л воды. Башню купил помещик Степан Нечаев-Мальцев, который перевез ее в имение в селе Полибино, где строение стоит по сей день и носит статус объекта культурного наследия народов РФ.
После выставки бюро Бари получило десятки заказов на гиперболоидные башни. По проекту Шухова в 80 км от Херсона построили 76-метровый Аджигольский маяк.
В годы Первой мировой войны Владимир Григорьевич работал преимущественно над военным заказами: проектировал морские мины, батопорты доков, платформы для тяжелой артиллерии. После смены власти основатель конструкторского бюро Александр Бари эмигрировал, а Шухов решил, что большевикам потребуются инженеры, поэтому не боялся остаться без средств к существованию.
Контору Бари национализировали и превратили в организацию «Стальмост». Рабочие назначили директором Шухова. Советская власть не заставила фирму долго сидеть без работы и завалила госзаказами. Но конструктор не лебезил перед большевиками. Кроме того, благословил сыновей на участие в белом движении.
Партийные функционеры средней руки пытались расправиться с «буржуазным спецом», но инженера спасла башня. В 1919-м Владимир Ленин приказал Народному комиссариату почт и телеграфов построить радиостанцию, мощности которой хватило бы для поддержания связи с другими республиками. В Кремле знали, что похожими проектами занимался Шухов, поэтому не спешили избавляться от инженера.
Проекты
История башни началась, когда Феликс Дзержинский спросил у Шухова, готов ли он поработать на благо революции. Инженер и здесь сохранил безразличие к делам большевиков. Владимир Григорьевич считал, что строительство башни не связано с революцией. Изобретатель придерживался мнения, что с годами от большевиков не останется и следа, а его детище и дальше будет возвышаться над Москвой.
Шухову оставили его рабочие записи, и он взялся за дело. По первоначальному проекту башня на Шаболовке должна была иметь высоту 350 м и вес 2,2 тыс. т. Но металлургия страны пребывала в кризисе, чугуна не хватало, поэтому строители использовали детали разобранных строений и конструкций – мостов и заводов.
Всего Владимир Григорьевич отправлял на одобрение 8 вариантов. Высота башен на чертежах составляла 175, 200, 225, 250, 275, 300, 325, 350 м. Власти оценили запасы ресурсов и указали на невозможность претворения в жизнь ни одного из проектов. Металлургическая отрасль экономики не покрывала необходимые объемы. Поэтому высоту в метрах сократили до 148,5, а вес строения уменьшился до 240 т.
Строительство
Закладку фундамента начали 4 октября 1919 года. Москва и другие города страны еще не успели восстановиться после Первой мировой войны, как вспыхнул гражданский конфликт. Москвичи с недоумением смотрели на строительство башни, в то время как в магазинах не было еды, кругом царила разруха и война. Жители города не видели смысла в работе Шухова, а инженер был уверен, что он один занимается созидательной работой, в то время как революционеры множат хаос и безнадежность в стране.
Найти даже 240 т металлических изделий оказалось непростой задачей. Дата начала строительства постоянно сдвигалась, поэтому только через полгода после закладки фундамента началось сооружение башни. Качество материалов было низким, и Шухов практически ежедневно проводил перерасчеты, чтобы избежать обрушения.
Башню собирали по секциям, габариты которых составляли до 25 м. Элементы поднимали вверх при помощи лебедок. Организация, которой руководил Шухов, сталкивалась с нехваткой денежных средств. Но процесс постепенно двигался, и руководитель проекта оптимистично оценивал успехи.
Однако инцидент, который произошел 29 июня 1921 года, едва не привел к расстрелу Шухова. При подъеме четвертой секции третья сломалась. Упав вниз, верхняя секция разрушила пятую и шестую, которые собирались на земле. Из рабочих никто не пострадал, но график строительства сдвинулся.
Создали специальную комиссию для расследования инцидента. Враги Шухова указывали на факт вредительства, припомнили белогвардейское прошлое сыновей и дворянское происхождение изобретателя, грозились расстрелять. Но комиссия, в состав которой входили инженеры, назвали причиной происшествия низкокачественный металл. Проект Шухова назвали безупречным.
Работу продолжили, но процесс тормозился из-за забастовок рабочих, которые жаловались на плохое питание и низкую оплату труда. В зимние месяцы строители трудились с особым усердием и работали на стройке по семь часов вместо положенных трех с половиной.
Шестую секцию установили и закрепили 14 февраля 1922 года. Через две недели водрузили мачту. На этом работа Шухова была завершена, расстрельный приговор инженера отменили. Конструктор, по свидетельствам сына, отказался от государственных наград.
История эксплуатации Шаболовской башни и ее значение
Строение называют также Шуховской башней – в честь инженера, который ее построил. 19 марта 1922 года строение начали использовать для вещания радио. Сигналы принимали как в отдаленных восточных регионах страны, так и в Европе. В 1930-х в СССР башню начали использовать и для телевизионного вещания.
Шаболовская башня стала символом советского телевидения – изображение конструкции использовалось в качестве его эмблемы. Лидерство в стране в качестве радио- и телевещательного комплекса объект удерживал до 1960-х годов, когда основную нагрузку переместили в Останкино.
В 1991-м инженеры демонтировали вершину Шаболовской башни. С помощью вертолета установили надстройку с передающими антеннами трех новых радиовещательных передатчиков, которые работали в новом для России диапазоне FM. За счет добавления элемента высота башни увеличилась на 7,7% – до 160 м.
В 2000-м после пожара в Останкино Шуховская башня взяла на себя нагрузку по телерадиовещанию. В 2010-х годах конструкция использовалась мобильными операторами для передачи сотовой связи. С 2014-го строение перестало использоваться. С 1971 года башню не реконструировали, и состояние архитектурного объекта, по мнению специалистов, оставляет желать лучшего.
Жители Москвы и архитекторы опасаются, что через несколько лет башню Шухова уже не получится спасти. Главная проблема заключается в коррозии металла. Хуже всего состояние горизонтальных элементов. Причина коррозии связана с влагой, которая дольше задерживается и разрушает металл. Щелевая коррозия в клепанных стыках элементов башни – основная причина аварийного состояния вышки.
Некоторые опасаются, что башня может обрушиться. Но избавляться от конструкции не спешат. Среди аргументов приводят историческую память, вклад Шухова в архитектуру России. Ссылаются на западных мастеров, которые восхищаются трудом русского инженера. Кроме того, Шаболовская башня в списке претендентов на включение в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.
Не забыто и значение отметившей в 2022 году столетие с момента введения в эксплуатацию башни, которое та имела в 1920–1930-х и последующих годах. Конструкция стоит у истоков советского и российского радио- и телевещания и восхищает гиперболоидной архитектурой.
Интересные факты об объекте
Если бы Шухову хватило металла, то Шаболовская башня в 1922-м стала бы самой высокой конструкцией в мире, обойдя Эйфелеву башню в Париже, которая на тот момент держала первенство по высоте. Если не рассматривать башни в рамках гонки «кто кого выше», то можно обратить внимание на преимущество Шаболовской вышки перед детищем Гюстава Эйфеля.
Высота французской башни – 300 м, а вес при этом составляет 7,3 тыс. т. Шухов предлагал построить конструкцию высотой 350 м. Масса сооружения, по расчетам Владимира Григорьевича, составила бы 2,2 тыс. т – в четыре раза меньше Эйфелевой.
Шухов не только придумал уникальную архитектурную форму башни, но и использовал умный способ строительства, который оказался актуален в условиях разрушенной экономики и инфраструктуры. Секции поднимались без рабочих наверху башни. Метод удивлял москвичей, которые с интересом наблюдали, как конструкция стремительно растет.
Шухов не сомневался в расчетах и считал, что проект полностью жизнеспособен. Инженер во время стройки стоял внутри башни, чем шокировал коллег. Товарищи Владимира Григорьевича опасались, что конструкция не выдержит и придавит изобретателя.
Но башня выдержала даже столкновение с почтовым самолетом. Инцидент произошел незадолго до ВОВ. Воздушное судно зацепилось за трос. В итоге самолет упал на землю, а конструкции вышки ущерб не был нанесен.
Британский инженер Норман Фостер считает Шухова своим кумиром. Конструктор при разработке проектов использует сетчатые покрытия системы русского изобретателя. За рубежом опыт Владимира Григорьевича начали перенимать во 2-й половине XX века.
Шаболовская башня вдохновила строительство 108-метровой вышки в Кобе (Япония) в 1962-м. Венцом гиперболоидных форм в архитектуре считается 600-метровая телебашня в Гуанчжоу (Китай), которую возвели в 2009 году.