Коряки — кочевники, охотники и рыбаки: история, быт, традиции и другие факты о народе
Факты
23 мая 2022 г. 17:55
Время чтения: 10 минут

Коряки — кочевники, охотники и рыбаки: история, быт, традиции и другие факты о народе

Среди народов Севера коряки – ближайшие родственники североамериканских индейцев. До исчезновения Берингова перешейка они были одним племенем, кочевавшим с Чукотского полуострова в Сибири до полуострова Сьюард на Аляске и обратно. Обряды, мифология и обычаи двух этносов остались схожими и сохранились до наших дней. Любопытные факты о коряках, их истории и верованиях – в материале 24СМИ.

Кто такие коряки

Коряки – коренные жители Корякского автономного округа, который входит в состав Камчатского края России. В прошлом этнос не имел общего названия и разделялся на две группы по образу жизни:

  • чав’чу – оленеводы-кочевники, занимавшиеся крупностадным оленеводством;
  • нымылъо – прибрежные оседлые рыболовы и охотники на морских животных.

Коряки жили семьями (родами), поэтому дополнительно выделяют крупнейшие родоплеменные группы. Это алюторцы – жители восточного побережья Камчатки, паланцы, живущие на западном побережье, карагинцы – в районе пролива Литке и Карагинского залива.

Где живут

Географически коряки живут на севере и западе полуострова Камчатка, а также на Корякском и Колымском нагорьях материковой части Сибири. Их стада кочуют от бассейна рек Парень и Пенжина до побережья Берингова моря. Их соседи по материку – юкагиры. Вместе с эвенами и чукчами юкагиры живут к западу и северу от корякских территорий. На юге земли коряков соседствуют с ительменами.

Демография

Численность корякского населения по результатам переписи 2010 года составляла 7953 человека. Из них проживают в:

  • Камчатском крае – 6640 чел. (83%);
  • Магаданской области – 900 чел. (11%).

Оставшиеся 6% – это люди, переселившиеся в другие регионы России. В каждом зарегистрировано от 10 до 70 представителей малой народности.

Когда русские заселяли Камчатку в XVII веке, на полуострове жило до 11–13 тысяч коряков. Они рыбачили, пасли оленей и охотились на моржей. Так пишут в некоторых источниках. На самом деле подсчитать точное количество жителей Камчатки в XVII веке не могли из-за кочевого образа жизни коренного народа и отсутствия подходящих средств учета.

Происхождение

Точное происхождение этноса не установлено. Антропологи предполагают, что в позднем плейстоцене, примерно 11 000 лет назад, к Берингову морю вышли племена предков коряков. Они заселили прибрежные зоны Сибирской Азии и Северной Америки. Возможно, что племя кочевало туда-обратно до тех пор, пока повышение уровня Мирового океана не затопило перешеек. Протокоряки жили на гораздо более обширной территории, чем их потомки. Но в Сибири племена эвенов вытеснили их на нынешние земли.

Внешность

Как и другие народы Севера, коряки относятся к монголоидной североазиатской расе. У них смуглая кожа, коренастое телосложение, невысокий рост. Лица широкие и плоские с выступающими скулами и монголоидным разрезом глаз. Глаза и волосы черные или темно-коричневые. Мужчины преимущественно безбородые. Женщины заплетают волосы в тонкие косы.

До XVIII века народы Севера украшали лица пирсингом. Прибрежные коряки и эскимосы носили в перегородке носа или на нижней губе моржовые зубы. Точно не установлено, когда появилась традиция, сколько существовала и как объяснялась. Предположительно, украшения на нижней губе или в носу свидетельствовали о статусе члена племени или его взрослении, например, о вступлении женщины в репродуктивный возраст или становлении мальчика как охотника и добытчика.

Государственность и родоплеменные отношения

У коряков не было ни государственной власти, ни объединения племен или другой организации межплеменных групп. Они жили семьями по 5–7 человек. Несколько родственных семей могли кочевать вместе. В этом случае они совместно принимали решения о начале миграции или открытии охотничьего сезона.

Во главе каждой семьи стоял самый старший мужчина. У него могло быть несколько жен, но за каждую мужчина отрабатывал родственникам женщины от 3 до 5 лет. Сексуальные связи до брака не поощрялись, а за супружескую неверность муж мог убить жену. После смерти мужчины его олени и жены переходили родственнику.

Быт

Жизнь семьи вращалась вокруг оленей. Из оленьего мяса готовили большинство блюд. Мясо ели жареным. Кровь и костный мозг употребляли сырыми. Деликатесными продуктами считали печень, сердце, почки и язык животного. Обязательно дополняли рацион ягодами и кореньями, собранными в тундре, и рыбой.

Если понаблюдать за процессом разделки северного оленя женщинами, то можно понять, что за столетия оленеводства коряки идеально изучили анатомию животных. Мясо отделяют от костей, а сами кости аккуратно делят по суставам. Разрезать кость недопустимо. Это признак неумелой и неэкономной хозяйки.

Из оленьих шкур шили одежду и строили жилище. Из костей создавали инструменты, оружие, украшения и доспехи. Из сухожилий женщина делала пряжу, которой сшивала одежду и украшала вышивкой. Фраза «Она прекрасно шьет!» считается лучшим комплиментом женщине и в наше время.

Национальный костюм

Корякская национальная одежда – куртка-кухлянка из оленьих шкур. Это нераспашная куртка, которую надевают через голову. Зимой носят двойную кухлянку. У нее один слой меха направлен внутрь, а другой – наружу. Ворот и низ украшают мехом животных: песца, росомахи или собаки. Дополняют поясом, на котором оленевод крепит ножи.

В тундре кухлянка выполняет роль спального мешка. В ней достаточно тепло, чтобы охотник мог уснуть в санях и не замерзнуть. Под кухлянку надевали широкую рубаху из тюленьей или оленьей кожи и штаны. Обувь тоже делали из шкур животных. Изнутри обшивали мехом. Дополняли наряд капорообразной шапкой и рукавицами.

Древнейшая переноска для ребенка

Капюшон северянок считается древнейшим видом одежды, предназначенным для переноски младенца. Первоначально женская куртка делалась без капюшона со стоячим воротником. Присоединив капюшон, женщина освобождала руки для домашних дел, давала детям возможность познавать мир.

Со стороны кажется, что пользоваться капюшоном неудобно. Но он создается в расширенной спинке куртки. Поэтому ребенок не выпадет. Он соприкасается со спиной матери. Дополнительные ремешки помогают зафиксировать малыша, чтобы предотвратить сползание. Так детский вес равномерно распределится на корпус женщины, ребенок будет находиться в тепле и безопасности, а мать продолжит выполнять домашние работы.

Ремесла и традиционные занятия

Предки коряков освоили гончарное дело. Они создавали из глины домашний инвентарь. Дерева в тундре немного, поэтому его использовали экономно. Из древесины строили нарты (сани), делали копья и гарпуны. Ножи для разделки рыбы и мяса, кирки для разработки горных пород создавали из костей животных. Их украшали резьбой.

Женщина-шаманка проводит обряд (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Koryaks#/media/File:Koryak_shaman_woman.jpeg)
Женщина-шаманка проводит обряд. Владимир Иохельсон / Фото: Wikimedia.org

Доспехи северных народов

Коряки охотились на крупных зверей, поэтому тело охотника нуждалось в защите. Оленеводы не добывали металлы, но сумели приспособить кости морских животных для изготовления доспехов. Из них делали пластины и скрепляли их жилами. Пластинчатая броня была легкой, удобной и прочной.

Кроме охоты, доспехи использовали для войны. Больше всего коряки воевали с чукчами. Причиной неприязни историки считают необходимость выживать в суровых условиях. На момент первых контактов двух этносов чукчи были охотниками на оленей, а коряки пасли крупные стада от нескольких сотен до тысяч голов. Когда удача изменяла охотникам, они начинали воровать или убивать домашних оленей, что и приводило к стычкам.

Постепенно чукчи пришли к выводу, что выращивать животных удобнее, чем добывать пропитание исключительно охотой. Они превратились в оленеводов, но свои первые стада угнали у «зажиточных» коряков. Позже причиной войн становилась борьба за территории, необходимые для выпаса скота.

Читайте такжеПродажа Аляски США: подробности сделки и популярные мифы

Дом

Корякская модель дома – это яранга, коническая палатка из оленьей шкуры. Основа – три шеста высотой до 5 м, связанные вместе. К ним крепятся дополнительные шесты-треноги, и конструкция обтягивается шкурами.

Площадь основания жилища составляет 4–10 кв. м. Размер зависит от назначения. Маленькую ярангу ставит охотник в тундре для временного ночлега. Большую – для проживания семьи оленевод на месте стоянки. В центре яранги устанавливали очаг. Позже его заменили промышленной железной печью. Также в жилище оборудуют спальные места и «шкафы» для хранения одежды. Начиная с XVIII века вместо яранги оленеводы строили дома срубного типа, постепенно превращаясь в оседлый этнос.

Транспортные средства

Для поездок по тундре использовали упряжку оленей и сани. Чтобы во время бега ездовые олени не цеплялись за деревья, им обрезали рога. Но в XXI веке коряки предпочитают покупать снегоходы.

Для передвижения по рекам использовали лодки, которые выдалбливали из цельного ствола дерева. В море применяли одноместные и многоместные байдарки, обтянутые моржовой шкурой.

Религия

Коряки делят мир на верхний, нижний и срединный. Все на свете создал Хозяин верхнего мира. Он живет на небесах и пристально следит за людьми, помогая им в повседневных делах. Если Хозяин хочет наказать оленевода, то он засыпает. Тогда человек остается один на один со злыми духами, которые насылают болезни и неудачи в охоте.

Чтобы обмануть злого духа, нужно спрятаться. Для этого коряки создают маски-личины. Они овальные или заостренные к низу. Их обшивают перьями или мехом животных, чтобы сделать более похожими на прототип. Например, маска, обшитая медвежьим мехом, должна «доказать» моржу, что его убил не охотник, а медведь. Во время разделки китовой туши люди надевали травяную маску на кита и на себя, чтобы зверь не узнал охотников и не отомстил. Шаман пользуется маской во время камлания.

Североамериканские индейцы хоронили умерших с деревянной погребальной маской. Часть индейских масок изображают духов-помощников шамана, другая часть выглядит как человеческие лица.

Наиболее древние – обрядовые. В древних погребениях находят маски из дерева, рогов, меха и даже меди. Особенно интересны историкам деревянные маски, инкрустированные кусочками кости или бусинами. Для большей реалистичности на личины, изображающие животных, добавляли зубы и обшивали кусочками меха.

Некоторые духи коряков напоминают японских они (злых демонов) – сильные, злобные, со страшными рожами, трудно убиваемые и способные съесть человека. Они проникают в дом, спускаясь по центральному шесту в очаг. Другие похожи на русских кикимор. Матери наставляют дочерей не оставлять швейные принадлежности на ночь на открытом месте, иначе Кала, злой дух, примется шить ночью. Для изгнания духов приглашали шамана. От болезней и неудач защищались амулетами, принесением жертв.

Большой ворон Куйкынняку создан Хозяином верхнего мира как первый человек для защиты коряков. Он стал первым шаманом. Шаманизм делился на два течения: семейный и общественный. Семейный заключался в охране семьи от злых духов. Для этого женщина подкармливала духа огня. Следила, чтобы ничто не осквернило пламя. Шаман племени заботился о более глобальных задачах: чтобы племя было сытым, а охота удачной.

Праздники и обряды

Самые главные праздники приморских коряков связаны с китобойным промыслом. Основные моменты – торжественная встреча в поселении убитого кита и его проводы. Чтобы животное возродилось, его скелет возвращали в море.

У оленеводов праздники связаны с оленьей миграцией. Животных перегоняли 4 раза в год. Весной стадо возвращают в места, богатые ягелем для рождения оленят. Летом выпасают подрастающее поколение там, где меньше мошкары и гнуса. Осенью сытых и крупных копытных гонят к местам забоя. Пышный праздник включает гонки на оленьих упряжках, ловлю оленей арканом и другие соревнования. Часть мяса съедают, а излишки вялят про запас.

После весеннего равноденствия коряки встречают весну. Праздник сопровождается пиршеством, музыкой и танцами. Национальный музыкальный инструмент – г’эйнэчг’ын. Он похож на гобой. Кроме местного «гобоя», пользуются бубном и пластинчатым варганом.

Палана — бывшая столица Корякского автономного округа (https://ru.wikipedia.org/wiki/Коряки#/media/Файл:Palana.jpg)
Палана – бывшая столица Корякского автономного округа / Фото: Wikipedia.org

Вторая группа празднеств связана с обрядами жизненного цикла – рождением, свадьбой, смертью. Умерших хоронили несколькими способами: сжигали на костре из ветвей кедрового стланика, скрывали в расщелинах скал или в море.

Некоторые родовые группы дифференцируют способ погребения в зависимости от типа смерти. Естественная смерть взрослого сопровождается сжиганием трупа, а умершего младенца хоронят в земле. Современные коряки хоронят умерших на русский манер. Вместе с умершим складывают предметы, которые могут понадобиться ему в другом мирре, а также подарки тем родственникам, кто умер раньше.

Корякский язык и культура

Язык относится к чукотско-корякской языковой семье. Коряки без проблем понимают чукчей, а чукчи, соответственно, коряков, хотя говорят каждый на своем языке. Коренная лексика связана с оленеводством, морским промыслом, тундрой и природой. Больше всего заимствований пришло из русского языка. Они связаны с предметами и явлениями, которых не было в жизни оленеводов: промышленность, политика, строительство. Также заимствовали имена собственные.

Письменного языка у оленеводов не было. Его заменяли пиктограммы, с помощью которых сообщали друг другу важную информацию. В 1930-х годах в СССР разработали корякский алфавит, выпустили первые книги, но, так как исконные промыслы и образ жизни кочевников постепенно уходили в прошлое, необходимость в корякском языке отпала. В 1960-х на корякском языке говорило 90% коренных жителей. В 1990-х этот показатель упал ниже 10%.

В корякском языке выделяют 4 диалекта: язык кочевых оленеводов, жителей западного побережья Камчатки, коряков с восточного побережья и карагинцев. Возникновение диалектов связывают со взаимодействием с соседними народностями. Письменный язык 1930-х основан на диалекте оленеводов – чав’чу.

Читайте такжеЭвенки — любопытные факты о снежном народе: история, культура, быт и традиции

Коряки – народ с особенным складом мышления. Понять их европейцу сложно: стоит только послушать их загадки и проникнуться логикой спросившего. Отвечая на загадку «Что не останавливается?», европеец ответит «время», а коряк – «река». Сложнее понять другую загадку: «Что ненасытно?». Правильный ответ: «дверь», потому что ей всегда нужен ключ. Возможно, разница в образе мышления и не позволяет корякам полностью ассимилироваться с другими народами, поселившимися на их территории, а языку исчезнуть за ненадобностью.

Читайте также