Чукчи — факты о воинственном северном народе: история, быт, традиции и обряды
- Кто такие чукчи
- Чукчи и индейцы Северной Америки
- Соседствующие народы и численность чукчей
- Внешность
- Образ жизни
- Секреты оленеводства
- Китобойный промысел и его проблемы
- Аллея китовых костей
- Религия и шаманизм
- Третий пол
- Война с чукчами
- Чукотский язык
- Семья и брак
- Дети
- Ремесла и традиционные занятия
- Еда
- Культура и традиции
- Актуальные проблемы коренного народа
Чукчи – коренной народ Севера, живущий на стыке двух континентов: Северной Америки и Евразии. В России чукчи живут на северо-востоке Магаданской области, в Корякском автономном округе, Якутии и Камчатском крае. В советских анекдотах они представлены дикими и необразованными оленеводами, но факты свидетельствуют о более сложном и интересном прошлом древнего этноса. Подробнее – в материале 24СМИ.
Кто такие чукчи
Чукчи относятся к коренным народам северо-востока Азии. Изначально они были кочевыми охотниками на диких оленей. Со временем этнос разделился на две группы:
- анкальын, что означает «приморские люди»; они жили на побережье Берингова моря и Северного Ледовитого океана;
- чаучу, что переводится как «богатый оленями» и применяется по отношению к жителям тундры.
Самоназвание ԓыгъоравэтԓьан (луораветлан) применяется по отношению к обеим группам. Переводится как «истинный, настоящий человек».
Термин «чукчи» – русская адаптация названия народности, получившая широкую популярность в обиходе с XVII века. Впервые его упомянул в путевых отчетах исследователь Камчатки Степан Крашенинников в 1755 году. Название закрепилось в русскоязычных топонимах: Чукотское море, Чукотка, Чукотский полуостров.
Чукчи и индейцы Северной Америки
Генетически чукчи близки якутам и финно-уграм. С индейцами Северной Америки у них очень дальнее родство – по палеоэскимосам, мигрировавшим к Берингову морю из Центральной Азии 30–43 тыс. лет назад. Племена пересекли Берингов перешеек и заселили часть американского континента. 14–20 тыс. лет назад перешеек исчез, и на обоих континентах началось независимое формирование коренных этносов.
Соседствующие народы и численность чукчей
С древних времен чукчи живут на Чукотском полуострове, во внутренних районах и на побережье. Коряки населяют южную часть полуострова. По соседству с коряками и чукчами живут нивхи, населяющие Сахалин.
Чукчей в России около 16 тыс. Согласно переписи населения 2010 года – 15 908 человек. Из них 12,7 тыс. – жители Чукотского автономного округа.
Внешность
Антропологически этнос принадлежит к североазиатской расе. Его представителей отличает:
- невысокий рост;
- смуглая кожа;
- коренастое телосложение;
- широкое плоское лицо;
- монголоидный разрез глаз;
- темные, прямые и жесткие волосы;
- слабая растительность на лице (борода и усы обычно отсутствуют).
Этнографы считают, что у чукчей острое обоняние. В период войн они могли по костям определять, кому принадлежат останки – своему или чужому воину.
В XIX веке появилась теория о том, что чукчи видят меньше цветов, чем другие народы. Не различают желтый и синий. Видят черно-белую картинку и красные оттенки из-за цветовой гаммы Арктики.
Образ жизни
Чукчи – народность, выработавшая два разных образа жизни. Первый построен на развитии оленеводства, а второй на охоте на морских животных. Обе культуры взаимодействуют, обмениваясь «продуктами производства» и ценностями. Обмен обеспечивает устойчивое развитие обеих культур. Так, отсутствие морской добычи не становится причиной голода среди прибрежных чукчей, а снижение рождаемости оленей не заставляет голодать кочевников.
Большую часть года каюр проводил в тундре и пас оленей. Стационарный дом ему был ни к чему, поэтому жилищем стала яранга – коническая палатка, обтянутая шкурой. Внутри яранги размещали спальные места, сшитые из шкур оленей. Тепло и свет обеспечивали лампы из оленьего жира. Женщина готовила пищу, ухаживала за ярангой, обрабатывала шкуры и шила одежду и обувь.
Весной и осенью оленеводы мигрировали. Ярангу разбирали и помещали на сани. Тягловой силой становились олени или собачьи упряжки.
Жители прибрежных земель строили землянки, а позже перешли на постройку яранг. В XVIII–XIX веках начали строить деревянные дома срубного типа. Летом охотились на китов, а зимой – на тюленей. Использовали моржовые шкуры. Обтягивали ими каркас лодки, делали яранги и сани. Полозья саней, как и орудия труда, делали из моржового клыка. Из мяса готовили пищу, а жир использовался для создания тепла и света в яранге.
Секреты оленеводства
Древним оленеводам удалось вывести чукотскую породу оленей. В переводе с чукотского название местного оленя означает «настоящий северный олень» (лъгэкор). Он приспособлен к выживанию в условиях арктической тундры. Успевает набрать вес и силу за короткий период арктического лета и способен обходиться без больших пастбищ с ягелем.
Китобойный промысел и его проблемы
Китобойный промысел – большая проблема Арктики. С одной стороны, китовое мясо было основной выживания коренных народов. С другой – киты находятся под угрозой исчезновения. Международные организации стремятся ограничить бесконтрольный вылов китов, но коренным народам выдают разрешения на охоту.
У чукчей есть разрешение на добычу 140 серых китов в год. 80% животных добывают возле села Лорино. В XXI веке чукчи требуют разрешения на вылов гренландских китов, считая их более вкусными. Япония, напротив, стремится ограничить китобойный промысел еще больше.
Китовое мясо на Чукотке употребляют в пищу и чукчи, и русские жители. Русские готовят из него котлеты, варят пельмени. Считают, что вкус похож на говядину. Чукчи едят мясо традиционным способом: сырым или вяленым.
Аллея китовых костей
Самая известная достопримечательность Чукотки представляет собой 2 ряда китовых костей, вкопанных в землю на острове Итыгран. Ряды идут параллельно друг другу. Это остатки древнего святилища, построенного в XIII–XVI веках. Между костями стоят каменные ящики, в которых предки чукчей хранили китовое мясо, как в холодильнике. В некоторых из них археологами обнаружены мумифицированные остатки китового мяса.
Изучая почву, обнаружили, что аллея окружена китовыми черепами. Сейчас они лежат в грунте, но раньше находились на поверхности, отчего комплекс выглядел еще более внушительно. Аналогов китовой аллее в других местах Чукотки нет.
Религия и шаманизм
Чукчи верят, что каждый предмет обладает духом. Одни духи добрые, а другие – злые. Болезни и беды – работа злых духов. Шаман оберегает племя и создает амулеты для защиты. В момент ритуала впадает в транс. Считается, что в этом состоянии он общается с потусторонними существами. Через шамана духи передают предсказания и рекомендации, как следует поступить.
Верования чукчей схожи с таковыми у коряков и эскимосов. Они верят, что после смерти попадают в царство Полярной звезды. Поэтому во время русско-чукотских войн, попав в плен, охотник просил другого охотника убить его. Ведь после смерти он попадет в чукотский аналог рая. К тому же чукчи верили, что у каждого из них есть 5 жизней.
Предметы, которые похоронят вместе с человеком, попадут с ним в загробный мир. Поэтому женщин хоронили со швейными принадлежностями, а мужчин – с инструментами и оружием для охоты.
Третий пол
Чукчи – одна из нескольких культур в мире, в которой пол младенца неопределенный. Они считают себя шаманами Севера. Соответственно, пол шаману диктуют духи-помощники. Можно родиться мужчиной, но по распоряжению духа принять женскую внешность и социальную роль. Также известны примеры женщин, ставших шаманами-мужчинами.
Война с чукчами
По сравнению с соседями чукчи считаются воинственным народом. Их сравнивают с ацтеками Центральной Америки. Только климат у ацтеков был более комфортный, поэтому они построили империю, а чукчи ограничивались набегами на другие племена. За агрессивность их называли «сибирскими черкесами».
Современные психологи связывают агрессивность с эмоциональной возбудимостью представителей этноса. На нервной почве они склонны как к убийству, так и к самоубийству.
Из-за удаленности территории от Уральских гор чукчи позже столкнулись с русскими казаками, чем другие народы Сибири. Первые упоминания об этом встречаются в исторических записях с 1640-х годов.
Казаки привыкли к тому, что кочевые народы соглашаются платить дань, поэтому были удивлены сопротивлением и в стычках проигрывали. Чукчи опустошали русские поселения. Казаки мстили, убивая всех жителей чукотских стойбищ. В 1763 году Фридрих Плениснер доказывал Екатерине II финансовую убыточность завоевания чукчей. В 1778 году народы заключили мирный договор. Еще через 50 лет чукчам предоставили право платить дань по своему усмотрению.
Чукотский язык
Принадлежит к палеоазиасткой языковой семье, к чукотско-камчатской группе. Основная лексика чукотского языка относится к образу жизни оленеводов. Когда чукчи начали контактировать с эскимосами, то у них появилась общая лексика, связанная с рыболовством. Русские заимствования возникли в 1930-х. Они связаны с политической жизнью и техническим прогрессом.
Письменности у этноса не было. В 1930-х годах чукотский оленевод Теневиль создал идеографическую чукотскую письменность, но она не получила распространения. В то же время была введена в оборот письменность на основе кириллицы. Начиная с 1960-х годов под воздействием смешанных браков чукотский язык стал вытесняться из обихода.
Семья и брак
Семьи у чукчей большие. До революции у них практиковалось многоженство. Мужчина мог жениться 2–3 раза. По чукотским поверьям, все мужчины – братья. Поэтому допускалось взаимное пользование женами или предметами быта. После смерти мужчины его имущество и жены переходили кому-то из близких родственников.
Брак устраивали родители. Иногда стороны договаривались, когда будущие жених и невеста были в младенческом возрасте. Родственники жениха преподносили подарки семье невесты. Взрослый юноша устраивался работать к родителям девушки сроком на год. Он помогал отцу в охоте и доказывал, что может стать добытчиком и обеспечить семью. В течение испытательного срока пара могла вступать в сексуальные отношения. В конце, если претензий к парню нет, пара считалась семьей. Формальная церемония или пышное празднество не проводились.
Кровь – основа жизни северных народов. Чтобы духи были благосклонны к молодой семье, надлежало принесли жертвы. Лицо невесты мазали жертвенной кровью оленя. Вход чума, нарты, постель для брачной ночи мазала кровью сама невеста, а мозг оленя складывала у входа – на счастье. Оставшуюся кровь перемешивала с золой, зажигая новый очаг.
Дети
До XX века у чукчей было только одно имя. Практика использования фамилий появилась, когда государство начало регистрировать граждан и вводить паспортный режим. Тогда чукчи начали принимать фамилии по имени отца.
Чукотские личные имена отражают явления природы и другие моменты, которые совпали с эпизодом рождения. Например, Тынга-гыргын означает «восход солнца», Гыронгав значит «весна». Некоторые имена отражают качество, которое родители хотят видеть в детях. В XXI веке большинство чукчей используют русские имена.
Рождение ребенка сопровождалось множеством ритуалов. Обнаружив признаки беременности, женщина каждый день после пробуждения выходила на улицу, смотрела на восходящее солнце или в ту сторону, где оно встает, а затем обходила ярангу по направлению движения светила, чтобы обеспечить ребенку счастливую жизнь.
Беременные работали наравне с другими членами семьи. Ведь к рождению ребенка предстояло многое сделать. Запасались мхом. Его впитывающие свойства позволяли создать натуральные памперсы. Шили меховые одеяла со специальным клапаном, куда вкладывали мох, пеленая ребенка.
Когда приходило время рожать, то мужчине запрещалось входить в дом, чтобы не навлечь несчастья. Помогать женщине тоже запрещалось. По поверьям, за процесс родов отвечают соответствующие духи. Они лучше знают, какой дух привести в мир и какие условия ему создать. Поэтому матери все делали сами, в том числе перерезали пуповину малыша.
Ремесла и традиционные занятия
Чукчи считаются искусными ремесленниками. К традиционным искусствам у них относятся резьба по кости, аппликации из меха и шкур. Женщины – прекрасные швеи. Для себя шьют комбинезоны из тюленьей или оленьей шкуры. Украшают мехом лисы, росомахи или волка. Помимо комбинезонов, у чукчанок есть халатовидные платья из шкур, расшитые бисером и украшенные вышивкой и мехом. Национальный костюм мужчины – брюки и рубаха из оленьей шкуры. Верхнюю куртку дополняли высокими сапогами и даже создавали нижнее белье.
Еда
Чукчи питаются мясом. Оленеводы едят вареную оленину, готовят оленьи мозги и супы с кровью. Традиционное блюдо – рыркарыль – готовится из полупереваренного мха, который извлекли из желудка оленя. К нему добавляют кровь, жир и оленью требуху.
Основа питания прибрежных чукчей – моржовое и китовое мясо. Его отваривают и едят с морскими водорослями. Дополняют рацион замороженной рыбой и съедобными кореньями. Современная чукотская кухня пополнилась мясными и овощными консервами, разными полуфабрикатами.
Культура и традиции
В тундре ценятся гостеприимство и щедрость. Запрещено отказывать незнакомцу в ночлеге или еде. Племя также берет на себя заботу о сиротах и вдовах.
История и фольклор передаются от поколения к поколению в устной форме. Рассказчиком выступает старейшина клана. Он может часами рассказывать сказки из жизни предков. Такая традиция возникла в давние времена и была призвана развлекать охотников долгими зимними ночами.
Традиционные праздники приморских чукчей связаны с китами. После убийства животного его кости приносили в жертву хозяину моря. Верили, что, вернув скелет в воду, воскрешают кита к жизни.
Кильвэй – весенний праздник прихода диких оленей к летним пастбищам. Их полагалось встречать кострами, песнями и восторженными криками. Самый большой праздник оленеводов наступает осенью – день забоя оленей.
Праздник Байдары проводили перед началом морского промысла. В конце промысла лодку складывали сушиться на челюсти кита. Перед новым сезоном морю приносили жертву из отварного мяса, ставили лодку у жилища и проводили обряд. На следующий день повторяли, и только после ритуала рыбаку разрешалось выходить в море.
Задача праздника в понимании чукчей не веселье, а изгнание злых духов, которые могут лишить охотника добычи. Поэтому пляски и песни были энергичными и шумными. Танец ассоциируется со сценами охоты. Музыку обеспечивают губные инструменты и барабаны из китовой кости и дерева.
Актуальные проблемы коренного народа
На 11-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов в 2012 году предлагалось создание национальных парков для сохранения традиций оленеводства коренных народов. Но предложение не было реализовано из-за финансовых и юридических трудностей.
В 1930-х годах советская власть пыталась сделать чукчей оседлым народом. Китобойный промысел запретили, шаманов как чуждый элемент заключили в тюрьмы. Добычей китов занялось государство, оставив коренному народу функции по переработке продукции морского промысла. Образ жизни чукчей изменился. Молодежь утратила навыки охоты, пристрастилась к выпивке.
Алкоголизм коренных народов Севера – одна из главных проблем. Кровь северян быстрее впитывает токсины, и организм привыкает к алкоголю. Поэтому средняя продолжительность жизни представителей коренного народа – одна из самых низких в мире – 37 лет.
Чукчи – малый народ, любящий свою землю и природу. Они наблюдательны, хорошо знают повадки животных, с которыми делят территорию. Даже учитывая промышленное освоение Чукотки и ассимиляцию с русскоязычным населением, они все равно сохраняют идентичность и некоторые обычаи.