Удэгейцы — любопытные факты о «первобытных коммунистах»: история, культура, быт, традиции
У берегов Японского моря на Дальнем Востоке живут удэгейцы – представители древнего народа таежных охотников. Здесь нет нефти и газа, но есть земля, богатая другими природными ресурсами. Интересные факты об истории и традиционных занятиях этноса – в материале 24СМИ.
Территория проживания
Сихотэ-Алинский горный хребет тянется вдоль Японского моря по административной территории Хабаровского и Приморского краев. Его склоны покрывает один из крупнейших лесов умеренного пояса, расположенный в Северном полушарии. Неудивительно, что здесь со времен палеолита живут племена охотников.
Юг и центральная часть района до высоты 500 м покрыты хвойно-широколиственными лесами, в которых преобладает маньчжурская растительность. В северной части произрастают хвойные леса. На высотах от 500 м лежит горная тундра.
Демография
Согласно результатам переписи населения, в России удэгейцы живут в Приморском и Хабаровском краях. Всего в 2010 году зарегистрировано 1453 человека. Места с наибольшей численностью коренного населения:
- Гвасюги и Арсеньево в Хабаровском крае;
- Агзу, Красный Яр, Олон в Приморском крае.
Самая многочисленная группа удэгейцев живет в деревне Красный Яр, построенной на реке Бикин. Реку называют «русской Амазонкой» из-за большого количества заломов и богатого животного мира. Здесь расположен один из самых древних участков леса. В Красном Яре проводят множество национальных фестивалей, снимают фильмы на историческую тематику, а его жители до сих пор чтят древние традиции.
До начала XX века этнографы не выделяли удэгейцев в отдельный народ, объединяя их с орочонами (орочами). Первым, кто выделил их в отдельный этнос, был Сергей Браиловский. Он же обосновал название народности (удэхэ, удихэ и т. д.). Начиная с 1930-х годов термин стал общеупотребительным.
Происхождение
Антропологически удэгейцы – это монголоиды байкальского типа. Они пришли на Сихотэ-Алинь в эпоху палеолита из Юго-Восточной Азии. В разные периоды население региона пополнялось пришельцами с запада. В результате формировались новые культуры, ассимилировавшие предыдущие этносы.
Удэгейцы считают себя потомками чжурчжэней. Это племена, заселившие территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая в X–XV веках. Конец империи чжурчжэней положили монголы. Они использовали тактику выжженной земли, убивая всех людей, сжигая города и посевы. Выжившие бежали в горы Сихотэ-Алиня, смешивались с местными племенами и со временем стали удэгейцами. Они селились кланами вдоль рек, строили хижины и охотились на лесную дичь с луками и стрелами.
Мифологическими предками удэгейцев считаются тигр и медведь, а колыбелью этноса – бассейн реки Бикин. Происхождение людей объясняется разными легендами. По одной из них, в лесу оказались двое сирот – мальчик и девочка. Девочку усыновили медведи, а мальчика – тигр. Когда дети выросли, то девочка вышла замуж за волка, и они стали прародителями удэгейцев, а мальчик женился на тигрице, но детей у пары не было.
Внешность
У удэгейцев монголоидная внешность, но более светлая кожа и менее темные глаза и волосы. Основные черты внешности:
- низкий рост или средний;
- коренастое телосложение;
- овальное лицо;
- брови прямые, образующие домик;
- небольшой нос;
- выраженные скулы;
- тонкие губы;
- глаза темные или светлые;
- волосы прямые, мягкие, темные.
Самоназвание
Принимая во внимание сложное происхождение этноса, становится понятным отсутствие единого самосознания и названия. Кланы пользовались обозначениями по территориальной принадлежности. В бассейне реки Бикин живут бикинки, в бассейне реки Анюй – анюйки и другие. Соседние племена маньчжуров и орочей называли их «кекари». Китайские источники использовали обозначение «та-цзы», что значит «рыбокожие люди». Местные реки наполнены рыбой, что и отметили в манускриптах китайские историки. Браиловский по такому же принципу создал собственное название, которое переводится как «лесные люди».
Лесной коммунизм
Русский исследователь Владимир Арсеньев, занимавшийся изучением быта удэгейцев, называли их «первобытными коммунистами» задолго до Октябрьской революции, что не вызывает удивления, учитывая отношение представителей коренного народа к материальным ценностям.
Коммунизм – идеология, основанная на идее о том, что ресурсы должны делиться поровну. Это ближе к ценностям удэгейской культуры, чем капитализм, который ценит конкуренцию. Но коренные народы не берут из природы больше, чем могут использовать. По их верованиям, это наказуемо. Хозяин тайги пошлет тигра Амбу и уничтожит такого человека. По поверьям, амурский тигр нападает только на жадных и злых людей, к остальным он даже не выйдет.
Бартерная экономика удэгейцев сделала шаг назад по сравнению с экономикой империи чжурчжэней и утратила потребность в развитии. В СССР коренной народ и власти пришли к консенсусу. Удэгейцы получили в распоряжение лес площадью до 10 000 кв. км и возможность заниматься исконными промыслами: охотой, сбором полезных растений. В приморской тайге не построены поселки с современными домами, а у жителей не появились снегоходы, но у удэгейцев нет и проблемы алкоголизма, свойственной другим северным народностям.
Единственная проблема – малочисленность этноса. Удэгейцы постепенно растворяются в русской культуре. В начале 1980-х удэгейский язык считали родным 31% жителей региона. При этом из них на русском говорили 94,1%. Как и везде в СССР, в 1930-х стали развивать национальные языки, разработали письменность, выпустили учебники. Потом процесс затих. В настоящее время удэгейский преподается в нескольких школах, но перспектив его преподавания нет.
Удэгейский язык
Относится к амурской группе в тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. Содержит много заимствований из нанайского языка. Например, banixe, означающее «спасибо», на нанайском звучит banixa. Считается, что язык жителей бассейна реки Бикин – это результат ассимиляции двух языков. Удэгейский оказал влияние на фонетику, удалив редуцированные и носовые звуки, а бикинский диалект нанайского усовершенствовал лексику таежных охотников. В настоящее время письменный язык существует в двух вариантах кириллицы: петербургском и хабаровском.
Религия и верования
Удэгейцы практиковали шаманизм. Верили, что мир населен духами. Главные – духи тайги. Они посылают удачу. Хозяин тайги, по их поверьям, жил так же, как обычный охотник. Обитал на высокой горе. Внешне походил на человека, но с одной рукой и одной ногой. Вторая часть невидима и находится в мире духов.
Интересно, что некоторые племена чжурчжэней тоже практиковали шаманизм, но главным божеством был не Хозяин тайги, а Хозяйка неба. «Цивилизованные» чжурчжэни из династии Цзинь исповедовали буддизм. Слово «шанман» на их языке обозначало «колдун».
Чтобы перевоплотиться в духа, шаман проводил обряд камлания. Для этого надевал специальную маску – хамбабу. Маски изготавливали из дерева. Наносили защитный узор на личину, обшивали мехом.
Удэгейцы веками поклонялись тигру как божественной сущности. Чтобы задобрить зверя, на его следы клали листья табака и кусочки мяса. Увидев след, просили у тигра удачи в охоте.
К сожалению, в Китае тигр очень ценится как источник сырья для народной медицины. Используют шкуру, кости, гениталии. Кости измельчают и используют для приготовления «тигриного вина». Его продают по 100 долларов за фунт (0,45 кг). Российские законы запрещают убивать амурских тигров. Зверь с 1947 года внесен в Красную книгу СССР и ее международный эквивалент, но браконьерам это не слишком мешает.
Праздники
Для охотников не так важно положение солнца, как для аграриев. Важнее охотничья удача. Поэтому удэгейские праздники связаны с циклами миграции дичи либо с удачным завершением охоты.
Приморские удэгейцы отмечают Сагди Дава – «праздник большой рыбы». В этот день в реки приходит на нерест кета. Вес рыбины достигает 15 кг, а длина – 1 м. Голову и хвост выловленной кеты бросают обратно в воду под ритмичные удары бубнов. Это приношение духу и оплата за удачную рыбалку. Традиционные блюда на Сагди Дава готовят из рыбы: обжаривают, варят. Таежные охотники после удачной охоты тоже устраивают празднества.
Охотничья музыка представляет собой звукоподражание животным. Применяют такие звуки и для привлечения птиц. Голосовое пение сопровождает обряды и представляет собой певучую форму заклинания. Икэ – пение со спонтанным текстом, зари – с точным, как христианская молитва.
Сопровождает такое пение игра на музыкальных инструментах: бубенчиках (конокто), бамбуковом варгане (кункай), свистковой флейте (пупан). Церемониальная музыка исполняется шаманом на празднике или при проведении обряда. Является формой обращения к почитаемому животному с целью добиться благосклонности. Сопровождается ударами в барабан.
Семья и быт
Во главе удэгейского рода стоит мужчина – старейшина. Его выбирают из числа наиболее уважаемых людей в роду. Он выступает судьей и администратором. Разрешает конфликты, назначает наказание, исходя из родовых правил. При возникновении спора между неродственными семьями его разрешает старейшина из нейтрального рода.
У удэгейцев был обычай кровной мести, но он отличался от аналогичного у жителей Кавказа. Вокруг поселений древние охотники выкладывали каменное основание, на которое устанавливали стены из бревен, создавая форт для защиты от набегов кочевников-монголов. Обиженный род мог пойти мстить обидчику. Для этого предстояло одолеть преграду-заграждение. Если за это время у нападающих закончится еда, то осаду снимали и мстить дальше не разрешалось. Если же селение взяли, то убивать женщин и детей запрещалось.
Браки были договорными. За невесту полагалось внести выкуп. Платили его шкурками животных, тканями, позже стали отдавать деньги. Родители договаривались о браке еще в младенческом возрасте детей. Девочек отправляли в семью будущего мужа в возрасте 4–5 лет. Там она обучалась женским премудростям по ведению хозяйства, но большинство в брак вступало в 12–15 лет.
Рожала женщина в специальном шалаше вдали от поселения. Роженица жила в нем до того, пока ребенку не исполнится месяц. Навещала ее только повитуха.
Умершего сородича хоронили в гробу, выдолбленном в стволе дерева. В землю не закапывали, а ставили в специальной палатке на ножках или на дереве. Ее разновидность – избушка на курьих ножках из русских народных сказок. Смысл устанавливать гроб на дерево заключался в том, что душа возвращалась в небесное царство. Чаще всего деревом становилась ель – одно из самых высоких растений в таежном лесу. С собой покойнику ставили еду. В XX веке клали табак, спички и даже деньги.
Удэгейские мифы гласят, что, попав в загробный мир, душа проживает обычную жизнь, как на земле, а затем наступает смерть в верхнем мире. Душа превращается в птицу и попадает в подземный мир, где питается углями. Там царит вечная тьма. Заканчивается этот этап, когда божество подземного мира, старуха Тагу, найдет птичку, выходит и отправит на землю, чтобы цикл начался заново.
Питание
Основа рациона охотника – мясо животных и рыба. Их дополняли семенами растений и грибами. Истоки кулинарных традиций – в кухне чжурчжэней, которые готовили очень много блюд из рыбы. Начиная с XVIII века прибавились русские кулинарные традиции. Теперь в меню есть пельмени с рыбой и сугдя-силени – уха. Пельмени готовят из соленого мяса кеты. Подают с маслом или жиром. Традиционные национальные блюда готовят только на праздники.
Жилище
Тип жилья удэгейцев часто менялся. Охотники строили деревянные двускатные шалаши и полуземлянки. Хижины древних людей крылись берестой и устанавливались на треногах у водоемов. Начиная с XIV века они стали строить первые постоянные поселения. С появлением постоянных поселений перешли на сооружение свайных срубных домов.
Одежда
Удэгейцы носят одежду из ткани, похожую на кимоно. Мужское кимоно длиной до колен, женское – длиннее. Под халат надевают узкие штаны и обувь из кожи. В холодное время года носят меховые куртки, круглые шапки с беличьим хвостом и варежки. Национальный костюм украшают вышивкой бисером. На рукавах и кромке халата встречается аппликация мехом или вышивка. В орнаменте преобладают растительные мотивы.
Женщины и мужчины не стригут волосы, заплетая их в косы. Прическу украшают накосниками из бус и монет.
Транспорт
Главное транспортное средство – бат. Это лодка-долбленка, которую используют для сплава по реке. Первоначально ее делали из целого бревна. Потом начали использовать сборную конструкцию: длинные борта и распорки между ними. Нос челна загибали вверх, чтобы не черпать воду. Обтягивали шкурами.
В лесу охотники использовали лыжи. Их подбивали камусом (шкурой с голени оленя) для того, чтобы, передвигаясь в горах, не соскальзывать со склонов. До сих пор современным горным лыжам таежные охотники предпочитают традиционный вариант. Он лучше приспособлен к местным условиям.
Традиционные занятия
В отличие от соседей, нивхов и нанайцев, образ жизни удэгейцев тесно связан с тайгой и охотой. Они кочевали, но не разводили оленей, в отличие от других таежных жителей. Охотились ради мяса, меха и рогов. Сначала с луком и стрелами, затем перешли на ружья. Летом ловили рыбу. Кроме охоты и рыбалки практиковали собирательство — собирали корень женьшеня. Растения и рога продавали китайцам, использующим их в народной медицине.
Если найденный корень оказывался неподходящего размера (маленький), то охотник высаживал его обратно и запоминал место, чтобы вернуться через год, когда корневище подрастет. У места посадки на дереве ставились зарубки для того, чтобы тот, кто найдет женьшень после первого «владельца» не трогал чужую собственность.
В 1930-х годах советская власть собрала удэгейские кланы в деревни на русский манер. Традиционные ремесла и промыслы сделали кооперативами. На меха, женьшень, ягоды ввели нормы и обязали сдавать государству. Взамен платили жалование. Поэтому из большинства национальных промыслов сохранилась только охота.
В XXI веке удэгейцы продолжают использовать ресурсы тайги в качестве основного источника дохода, так же как это делали их предки. Мужчины предпочитают оставаться в поселках и вести традиционный образ жизни, но женщины выбирают переезд в город, где лучше условия проживания. Считается, что среди северных народов России удэгейцы лучше других адаптированы к жизни в новых экономических и социальных условиях.