Три страшных дня в июне 1962-го — «Новочеркасский расстрел»: причины, ход событий, последствия и другие факты о трагедии
Советская власть осуждала «Кровавое воскресенье», которое учинила власть царская в 1905 году. Но через 57 лет в СССР случилась аналогичная история. Произошло трагическое событие в Новочеркасске Ростовской области. После случившегося советские власти долгое время замалчивали инцидент, но после распада Советского Союза информация о трех июньских днях 1962 года была рассекречена. В 2020-м на большие экраны вышел фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», в котором режиссер, опираясь на фактическую базу, попытался осмыслить произошедшее. Подробнее о событии, которое получило название «Новочеркасский расстрел», – в материале 24СМИ.
Предпосылки трагедии
В 1957 году Никита Хрущев проводил экономическую реформу. Инициатива генсека прошла неудачно, что вызвало системный кризис в экономике. Власти пытались заменить централизованную систему управления хозяйством на территориальную.
Но реформа привела к хаосу и неразберихе. Ключевым последствием стали проблемы с продовольствием, в результате чего продукцию пришлось закупать за границей, в том числе зерно, что стало нонсенсом. Целинная программа, на которую Хрущев возлагал надежды, потерпела крах.
Продовольственный кризис привел к повышению цен на ходовые товары в середине мая 1962-го. Мясо в среднем подорожало на 30%, колбасные изделия прибавили 31%, стоимость сливочного масла увеличилась на 25–35%. Работники торговли занимались махинациями: утаивали продукты от переоценки и продавали их по договоренности.
Хрущев объяснял, что повышение цен – временная, но вынужденная мера. Генсек указывал, что решение позволит избежать дефицита продуктов массового потребления. Но вскоре прилавки опустели. Товар можно было приобрести на колхозном рынке, но цены были значительно выше, чем обычно. Власти уверяли, что мера направлена на поддержание колхозов и совхозов, которые, конечно, выиграли от этого, но в значительном проигрыше оказались миллионы рабочих по всей стране.
Для жителей государства такой поворот событий стал шоком. До этого экономика стабильно развивалась. Люди привыкли, что прилавки постоянно завалены продуктами, цены низкие, а ежегодно 10 марта они становились меньше еще на 10–20%.
Повышение цен вызвало резкую реакцию в обществе. Хрущев оказался буквально врагом народа. Жители Москвы, Ленинграда, Киева, Донецка, Днепропетровска расклеивали листовки, которые содержали призыв свергнуть власть, которая ведет «антисоветскую политику».
На внешнеполитической арене также сгущались тучи. Шла холодная война, гонка вооружений. До Карибского кризиса оставалось четыре с половиной месяца. Кроме того, СССР включился в борьбу за покорение космоса. Все это требовало огромных затрат, поэтому оперативно залатать дыры в экономике не удавалось.
Причины начала демонстрации в Новочеркасске
Мятежное настроение царило и в стенах Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Здесь к тяжелым условиям труда прибавилась другая проблема. Руководство снизило рабочим зарплату. Труд удешевили, а норму выработки увеличили. Мера привела к тому, что у отдельных категорий рабочих зарплата упала на 30%.
В Новочеркасске проживало 140 тыс. граждан. На НЭВЗ работало 12 тыс. человек – 8,5% от населения города. Основали завод в 1932 году, но за 30 лет предприятие не выбилось в число прогрессивных: отсталая техническая база, тяжелый физический труд, некоторые рабочие жили в бараках. Арендовавшие квартиры платили до 30% от зарплаты.
Еще до повышения цен на заводе фиксировался неблагоприятный климат для работы. Текучка кадров была обычным делом. Но последствия провала реформы Хрущева, снижение зарплат и наплевательское поведение руководства завода – все это в совокупности стало причиной начала забастовки рабочих.
Требования рабочих к городским властям
Протестная демонстрация на НЭВЗ началась 1 июня. Рабочие заявили, что не приступят к, пока им не повысят зарплаты и не улучшат условия труда. К подчиненным выходил директор предприятия Борис Курочкин, который попытался урегулировать ситуацию. Рабочие жаловались, что с новой зарплатой им не хватает денег на продукты, которые еще раньше казались обыденностью. Особенно трудящиеся сетовали, что не могут позволить себе купить мясо.
Реакция Курочкина возмутила сотрудников НЭВЗ, которые все прибывали, чтобы узнать, что решит глава предприятия. Но вместо обещания повысить зарплаты директор произнес фразу, которая стала поводом для обострения ситуации. «Не хватает денег на мясо, жрите пирожки с ливером», – якобы такое заявление сделал Курочкин, после чего покинул завод на личном автомобиле.
Главу завода освистали, и у рабочих появилось еще одно требование к городским властям – смена руководства предприятия. Сотрудники НЭВЗ рассчитывали на директора, который будет отстаивать их интересы, беспокоиться об условиях труда и повысит зарплаты, а не станет делать скандальные заявления подобно Курочкину. В качестве кандидата предлагали Павла Аброскина, который работал директором завода в 1955–1957 годах и пользовался авторитетом у сотрудников предприятия.
Новочеркасский расстрел — ход событий
Волнения на заводе приобрели массовый характер сразу после отъезда Курочкина. Численность бастующих достигла 4 тыс. человек.
1 июня
После выступления директора рабочие направились к ж/д Ростов – Москва. Бастующие перекрыли железнодорожный путь. На дороге показался пассажирский поезд, который остановился перед толпой митингующих. Кто-то из рабочих написал на локомотиве: «Хрущева – на мясо!»
Протестующие выкрикивали лозунги. Среди собравшихся обозначились лидеры, которые выступили с речами. Одни предлагали перейти к радикальным мерам, чтобы власти поскорее решили их проблемы. Другие призывали действовать в рамках закона, митинговать мирно, дабы не спровоцировать власть не жестокость.
Хрущеву доложили о забастовке к полудню. Политик собрал совещание, на котором присутствовали министры обороны и внутренних дел, а также глава КГБ. Власти назвали акцию «антисоветской», и Хрущев приказал жестко подавить протест.
Через несколько часов глава Минобороны СССР Родион Малиновский связался с начальником штаба Северо-Кавказского округа. Маршал повторил приказ генсека о подавлении протеста силой, но без использования танков. Для координации действий армии, милиции и КГБ в Новочеркасск выехали высокопоставленные чины, среди которых были члены правительства Анастас Микоян и Фрол Козлов, экс-глава КГБ Александр Шелепин.
В 16:30 к толпе вышли представители ростовского обкома и новочеркасского горкома, а также директор предприятия. Речи чиновников не произвели впечатления на рабочих, которые не только освистали выступавших, но и закидали их бутылками, палками, камнями. Ораторы покинули трибуны и укрылись в административном здании завода, где скрывались от толпы несколько часов.
С 18:00 к заводу прибывали силовики. Противостояли толпе 200 военных и милиционеров. К зданию предприятия пригнали 3 БТР. Но силовикам боевые патроны не выдали, поэтому первый день протестов прошел без жертв. Однако проводились задержания. 30 человек, которые вели себя особенно активно, доставили в отделение милиции.
Митинг продолжался до полуночи: рабочие разводили костры, на которых сжигали портреты Хрущева и других партийных функционеров. Ночью протестующие разошлись по домам, но договорились продолжить на следующий день.
2 июня
В 3 часа ночи военные начали действовать на опережение. Бойцы заняли территорию завода, выгнав оттуда немногочисленных протестующих. Кроме того, солдаты взяли под охрану ключевые объекты городской инфраструктуры (горисполком, почту, отдел милиции, здание Госбанка и т. д.).
Рабочие собрались, чтобы продолжить митинговать. Протестующие не пошли на завод, который был занят военными, а направились в центр Новочеркасска, к зданию горкома. В руках заводчане держали красные знамена и портреты Владимира Ленина.
В здании горкома находились Микоян, Козлов и другие партийные функционеры Союза, региона и города. Дорога протестующих от завода к центру Новочеркасска пролегала через мост, который военные блокировали танками. Бойцами командовал генерал-лейтенант Матвей Шапошников, который прошел ВОВ и удостоился звания Героя Советского Союза.
Начальник Северо-Кавказского округа приказал разогнать протестующих танками, когда рабочие приближались к мосту. Но Шапошников указал, что не видит перед собой противника, которого следовало бы останавливать танковой техникой. Позже генерал подчеркивал, что если бы он выполнил приказ, то количество жертв исчислялось бы тысячами.
К толпе рабочих, которая двигалась на встречу танкам, присоединялись горожане, в том числе женщины и подростки. Чиновники покинули горком и укрылись в военном городке. Протестующие, узнав, что власть сбежала, начали вести себя агрессивнее: метали камни в окна горкома, портили мебель, избили милиционеров.
Усмирять бесчинствующую толпу пришли 50 бойцов спецназа с автоматами, которые сделали предупредительные выстрелы, но случайно подстрелили подростка, сидевшего на дереве и наблюдавшего за происходящим. Юноша стал первой жертвой нестабильной ситуации в городе.
Толпа набросилась на бойцов, пытаясь выхватить у спецназовцев оружие. Раздались выстрелы, после которых протестующие разбежались в разные стороны. Но спаслись не все. На площади лежали убитые, от боли корчились раненые. Среди очевидцев был будущий генерал Александр Лебедь, которому тогда было 12 лет. Он вместе с другими ребятами сидел на дереве.
3 июня
Новочеркасск на следующий день после случившегося пылал ненавистью к военным и советской власти. Случались стихийные немногочисленные акции, в ходе которых активисты блокировали дороги, бросали камни в проезжавшие военные машины. Люди требовали освободить задержанных, повысить зарплату на НЭВЗ и улучшить условия труда.
Козлов пообещал нормировать труд, решить вопрос с ценами на продовольствие. Кроме того, чиновник возложил вину за расстрел на 9 митингующих, которые якобы сами попросили навести порядок в городе.
Увещевания ненадолго снизили градус общественного недовольства, но позже протесты начались вновь, поэтому в городе ввели комендантский час, что позволило военным нормализовать обстановку в Новочеркасске за 24 часа.
Итоги
По официальным данным, в тот день погибли 24 человека, 70 митингующих получили ранения. Но очевидцы рассказывали, что от случайного попадания пуль погибло больше. Александр Лебедь вспоминал, как после начала стрельбы спрыгнул с дерева и укрылся в парикмахерской. Там подросток увидел раненную в живот парикмахершу, которая впоследствии скончалась.
После расстрела военные погрузили тела убитых в машину и увезли в неизвестном направлении. Позже стало известно, что застреленных 2 июня похоронили в братской могиле. В первые дни после случившегося умерло несколько раненых, которых похоронили на кладбищах Ростовской области, в могилах, за которыми не ухаживали много лет. Перезахоронили останки погибших в Новочеркасске после распада СССР.
Очевидцы рассказывали, что площадь пытались отмыть от крови, но не помогли даже пожарные машины, поэтому положили новый асфальт.
Военные позже сообщили о 15 раненых бойцах и 40 избитых солдатах. МВД и ВВ не раскрывали информацию о пострадавших подчиненных.
«Новочеркасский расстрел» имел последствия для областных и городских партийных функционеров. Но современные историографы с иронией подмечают, что расправа над ними была «жесткой»: строгий выговор с внесением в учетную карточку. Итогом стало увольнение Курочкина, которого исключили из партии. Директором НЭВЗ поставили Павла Аброскина.
В августе проходил суд над людьми, которых признали агитаторами протеста. 7 человек приговорили к смертной казни. 103 участника митинга оказались в тюрьме. Людей приговаривали к отбыванию наказания в колониях строгого режима на срок от 2 до 15 лет.
Последствия и значение
В советской прессе расстрел рабочих в Новочеркасске замалчивался. Власти с помощью идеологии вымарывали дату случившегося и память о восстании. Фото с места события появились в открытом доступе после рассекречивания документов, что произошло в последние годы существования СССР.
Но событие освещали американские СМИ, которые исказили сведения о числе убитых, сообщив о «сотнях расстрелянных». Но передали суть произошедшего верно. Инцидент наложил пятно на репутацию коммунистического строя, ведь речь шла об убийстве трудящихся, которые являлись ядром идеологии, являвшейся противоположностью капитализму.
Хрущев покинул должность генсека в 1964 году. Вскоре после этого осужденных участников протеста освободили из тюрьмы. Но окончательная реабилитация рабочих, в том числе расстрелянных, состоялась в конце 1980-х годов.
«Новочеркасский расстрел» выкопал огромную яму между рабочим классом и властью. Советские лидеры приняли решения, после которых власть и народ перестали быть едины. Открыто это проявилось почти через 30 лет, когда случился августовский путч и последующие события, приведшие к распаду СССР.