Авиакатастрофа «Локомотива» — факты о гибели хоккейного клуба из Ярославля
Факты
7 сентября 2022 г. 17:55
Время чтения: 10 минут

Авиакатастрофа «Локомотива» — факты о гибели хоккейного клуба из Ярославля

Гибель московской команды ВВС МВО (1950), трагедия с ФК «Манчестер Юнайтед» (1958), шокирующая история с уругвайским «Монтевидео» (1972) – малая часть авиакатастроф с участием спортсменов. Дата 7 сентября 2011 года стала черным днем в истории ХК «Локомотив» из города Ярославля. Хоккеисты направлялись в Минск на игру с «Динамо» в рамках КХЛ. Подробнее о том, как случилась авиакатастрофа «Локомотива», причинах, расследовании трагедии и выводах следствия – в материале 24СМИ.

История ярославского «Локомотива»

После основания в 1959 году поклонники придумали команде прозвища: «Ярик», «железнодорожники», «Ярославский бронепоезд». Клуб почти 40 лет прокладывал путь к вершине российского хоккея. Нетривиальных успехов команда добилась в 1997-м, когда в финале одолела «Ладу» из Тольятти, получив чемпионский титул. Тогда хоккейный клубом руководил Петр Воробьев, который пришел из немецкой «Франкфурт Лайонс».

Последующие два года команда удерживалась в верхних строчках таблицы и завоевывала бронзу российского первенства. В 2002-м «Локомотив» завоевал первое место, а в плей-офф дошел до финала, где победил «Ак Барс» (Казань). Через год железнодорожники продолжили успех. На этот раз в финале плей-офф подопечные чешского тренера Владимира Вуйтека обыграли «Северсталь».

В середине нулевых команда укрепилась на вершине турнирной таблицы. В 2005-м клуб занял третье место в национальном чемпионате, а через три года взял серебро. После образования КХЛ «Локомотив» не сбавил обороты и по-прежнему находился в числе фаворитов первенства. В 2009-м железнодорожники завершили сезон на втором месте, а через два года – на третьем.

Разбившийся самолёт за 11 лет и 7 месяцев до катастрофы
Разбившийся самолёт за 11 лет и 7 месяцев до катастрофы / Фото: wikimedia.org

После Вуйтека, который покинул тренерский пост, сменилось 10 наставников, в том числе на непродолжительный срок возвращался Воробьев. Чешский специалист вернулся в команду в ноябре 2010-го, но покинул клуб весной. На смену Вуйтеку пришел канадский тренер Брэд Маккриммон, который считался одним из лучших защитников НХЛ в годы клубной карьеры.

Состав команды в 2011 году

Маккриммон возглавил «Локомотив» в конце мая 2011 года. Тренер начал работу с усиления команды новыми игроками. В состав железнодорожников вошли чешский форвард Ян Марек и шведский голкипер Стефан Лив.

Перед стартом сезона 2011/2012 «Локомотив» подал заявку, в которую вошло 26 хоккеистов: 2 вратаря, 10 защитников, 14 нападающих. Из них: 8 легионеров: 3 уроженца Чехии и по одному белорусу, латышу, словаку, немцу и шведу.

Вратари

В распоряжении Маккриммона был опытный голкипер Александр Вьюхин, который завоевал славу настоящего профессионала в российский лиге. 38-летний вратарь планировал провести последний сезон и повесить коньки на гвоздь. Ведь в команду пришел более молодой, по хоккейным меркам, вратарь Стефан Лив. Голкипер родился в Польше, но биологические родители отказались от него, поэтому мальчика усыновила шведская семья.

Нападающие

Сердцем команды был капитан Иван Ткаченко, который родился в городе на Волге. Игрок пробивался в основной состав еще в конце 1990-х. Дебютировал хоккеист в элите «Локо» в 2001-м, а в последующие два года стал чемпионом национального первенства. Форвард мог сменить клуб, но остался предан железнодорожникам, поэтому на момент катастрофы он играл за команду уже 10 лет.

Александр Галимов развивался как хоккеист в системе «Локомотива» и с 2004-го старался доказать тренеру, что способен играть в основе всегда. Через тернии к звездам – это про форварда, игравшего под 11-м номером.

В ходе сезона 2005/2006 в состав клуба вошли молодые игроки Геннадий Чурилов и Александр Калянин, которые еще только-только привыкали ко взрослому хоккею. Но эти два форварда в связке с Галимовым стали будущим «Локомотива», без которых команду уже было сложно представить.

Ткаченко, Галимов, Чурилов и Калянин превратили ярославский «Локомотив» в клуб, где успеха добиваются простые «ребята со двора», а не приезжают встречать закат карьеры ветераны ведущих лиг мира. Из-за такой репутации к команде потянулись молодые и перспективные игроки, которые расширили дружную семью.

В 2007-м ряды железнодорожников пополнил Сергей Остапчук, а через 2 года пришли два талантливых форварда – Никита Клюкин и Даниил Собченко, отличавшийся веселым нравом. Через год состав пополнил Артем Ярчук. Эти нападающие прошли систему «Локомотива» и решили продолжить карьеру в родном клубе.

Но тренерский состав понимал, что клубу нужны опытные легионеры, которые могут привнести новые элементы в тактику. Когда Йозеф Вашичек приехал в Россию из США, у него за плечами было 460 матчей в НХЛ. Следующим легендарным легионером стал Павол Демитра, который оставил «Ванкувер».

На линии нападения играли Александр Васюнов и Андрей Кирюхин, а затем состав усилили сверхрезультативным Яном Мареком. Среди молодой поросли, которую мог ждать головокружительный успех, был и19-летний Павел Снурницын.

Защитники

Линия защиты команды строилась вокруг любимца болельщиков Карела Рахунека, который играл за клуб еще в середине «нулевых», затем уходил, но вернулся в 2010-м и даже успел побыть капитаном.

Виталий Аникеенко завоевал репутацию уверенного и надежного защитника, который не теряется в сложной ситуации на льду. Юрий Урычев присоединился к команде, когда она обрела репутацию места, где можно раскрыть талант в полной мере, а не оставаться в тени именитых звезд. Вскоре в состав вошел Марат Калимулин, который оставил «Ладу» (Тольятти).

В ходе трансферной кампании 2011 года ряды «Локо» пополнил Михаил Баландин, игравший за московское «Динамо». Роберт Дитрих оставил немецкую лигу и решил блеснуть в ярославском «Локомотиве». Американский «Даллас» ради железнодорожников покинул Карлис Скрастиньш. Ветеран НХЛ из клуба «Детройт» Руслан Салей также пришел в ходе трансферной активности тренера в 2011-м.

Павел Траханов оставил «Атлант», который добрался до финала Кубка Гагарина. В процессе усиления команды не забывали о молодых талантах, поэтому в клубе нашлось место и для 18-летнего Максима Шувалова.

Трагедия под Ярославлем

11 лет назад случилась авиакатастрофа «Локомотива», которая привела к гибели почти всей команды. 26 игроков, тренерский штаб, обслуживающий персонал клуба собирались на первый матч сезона 2011/2012 в Минске, где их в гости ждали «зубры». Самолет Як-42 должен был доставить команду в столицу Республики Беларусь.

В 15:58 воздушное судно, на борту которого было 45 человек, начал движение по взлетной полосе аэропорта Туношна. Самолет оторвался от земли, но в воздухе судно продержалось несколько секунд. Як-42 набирал высоту, когда зацепил радиомаяк и деревья, после чего врезался в землю. Корпус лайнера был разрушен, некоторые его части упали в реку Туношонку, впадающую в Волгу.

Когда СМИ сообщили новость о крушении самолета с хоккейной командой, шла игра между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». Матч остановили, и на лед вышел глава КХЛ Александр Медведев, который сообщил игрокам и зрителям о произошедшем. Память погибших почтили минутой молчания. Матч в итоге отменили.

Читайте также«Пахтакор» — смертельный полет футбольной команды: факты и история авиакатастрофы 1979 года

В тот день в авиакатастрофе погибли 43 человека. В список погибших попали 25 игроков «Локомотива», 4 члена тренерского штаба и 7 сотрудников персонала. В ходе крушения Як-42 погибло 7 членов экипажа.

Полицейские, которые находились неподалеку, прибыли к месту происшествия через 90 секунд после падения самолета. Они увидели, как, стоя в воде по грудь, к берегу пытался идти человек. Полицейские бросились к нему. В этот же момент из обломков выбрался человек в форме пилота. В тот день выжившими в авиакатастрофе «Локомотива» стали нападающий Александр Галимов и техник Александр Сизов.

Последствия катастрофы
Последствия катастрофы / Фото: wikimedia.org

Не полетел в Минск игрок молодежного состава Максим Зюзякин, который отчаянно прорывался в основу. Игрока сначала утвердили в состав, но затем накануне полета убрали из заявки.

Расследование причин происшествия

Через полтора часа после трагедии было заведено уголовное дело по факту крушения Як-42 под Ярославлем. Гипотезу о недостаточной длине взлетной полосы отвергли и признали несостоятельной. Специалисты изучили бортовые самописцы и провели экспертизу авиакеросина. Считалось, что топливо не отвечает стандартам, но и здесь все было в порядке. Следователи отрабатывали две ключевые версии: неисправность самолета и ошибка пилотов.

Через две с половиной недели допросили Александра Сизова. Техник находился в пассажирском салоне. На исходе первой минуты полета Сизов почувствовал, что самолет оставил позади взлетную полосу и катится по грунту. С него Як-42 оторвался от земли ненадолго, но затем начал заваливаться на бок. «Я понял, что сейчас разобьемся», – вспоминал Сизов последние мгновения полета самолета.

Следователи полагали, что причина крушения самолета заключалась в ошибке пилотирования. Летчики по оплошности удерживали тормоз во время взлета, из-за чего судно не набрало нужную скорость. Через месяц после трагедии летчики-испытатели провели эксперимент с целью восстановить действия экипажа в аварийном полете.

Выводы следствия

Расследование велось год. Представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сделали вывод, что командир судна либо второй пилот случайно удерживали тормозные педали. Самолету не хватило взлетной полосы, и он поднялся в воздух только с грунта. Но на пути оказался радиомаяк, который воздушное судно зацепило, что впоследствии привело к катастрофе.

Сопутствующей причиной эксперты указали, что экипаж плохо переучили с управления Як-40 на Як-42. Следователи добавили, что пилоты продемонстрировали несогласованность действий на заключительном этапе взлета. Высказывалась версия, что один из летчиков хотел прервать полет, а второй, наоборот, был нацелен поднять самолет в воздух.

Экспертиза показала, что в крови одного из пилотов был фенобарбитал – компонент успокоительных препаратов. Управлять самолетом под воздействием данных средств запрещено. Кроме того, у второго пилота были проблемы с чувствительностью ног, что также противоречит правилам отбора членов экипажа по медицинским показаниям.

Памятник погибшим игрокам у арены «Локомотива»
Памятник погибшим игрокам у арены «Локомотива» / Фото: hclokomotiv.ru

На скамью подсудимых попал Вадим Тимофеев, который отвечал за допуск экипажа к полету. Специалист отвечал в том числе и за квалификацию персонала, переподготовку пилотов. Следствие сделало вывод, что Тимофеев допустил к полету летчика, который не завершил переобучение на Як-42. Пилот получил соответствующий допуск с помощью поддельных документов.

Тимофеева приговорили к 5 годам лишения свободы, но амнистировали в зале суда. Вину обвиняемый не признал. Тимофеев считает, что причиной катастрофы стало нарушение центровки – расположения пассажиров и багажа. Заместитель руководителя «Як Сервиса» указал, что погибшие пилоты не могли допустить ошибку с тормозами, ведь на Як-42 к тому моменту они налетали 60 часов: совершали рейсы в Махачкалу, Томск, Актюбинск, Ригу.

Судьба единственного выжившего

Из горящих обломков спаслись два человека. Александр Галимов – легендарный форвард «Локо» пребывал в тяжелейшем шоке и чрезвычайном нервном возбуждении, когда до него по воде добрались полицейские. Когда его передавали скорой помощи, спросили имя выжившего. «Братишки, я Галимов», – ответил хоккеист.

80% тела Александра было в ожогах. По словам врачей, 30% считается критическим случаем. Проблема при таких повреждениях заключается в том, что первые два дня человек может находиться в сознании, но постепенно силы покидают его, а токсины проникают в кровь, почкам приходится работать на износ. Даже здоровому и физически развитому организму тяжело справиться.

Александр Галимов боролся почти неделю. 26-летний хоккеист скончался в московской больнице 12 сентября. Тем временем на поправку шел Александр Сизов, который стал единственным выжившим. У техника 15% тела было поражено огнем.

Сизов, как и Галимов, сидел в пассажирском салоне. Оба не были пристегнуты. Из-за этого их при крушении выбросило в воду. Тезкам удалось выжить в тот роковой день, но Сизову повезло больше. Оказавшись в воде, техник почти сразу очнулся. Благодаря этому он не утонул и не сгорел, ведь горящий керосин окружил место падения обломков самолета.

После ожогов и ряда переломов Сизов восстановился, но с прессой отказывался общаться. Счастливчику даже предлагали деньги за интервью, но мужчина просил только об одном – пожить спокойно, без шумихи и лишнего внимания. Сизов после катастрофы работал авиатехником в ОКБ им. Яковлева в подмосковном Жуковском. Пострадавший получил единовременную материальную помощь 500 тыс. руб.

Память о происшествии

Место трагедии посещал президент Дмитрий Медведев. Соболезнования в связи с произошедшим выразили главы Беларуси, Украины, Азербайджана, Польши, Туркменистана.

Дмитрий Медведев на месте катастрофы
Дмитрий Медведев на месте катастрофы / Фото: kremlin.ru

Для КХЛ 7 сентября стало Днем памяти «небесной команды», которая отправилась на свой последний матч. Хоккейные игры в этот день начинаются с минуты молчания. На аренах, где проходят матчи, организуют мемориалы, к которым поклонники несут цветы и фото погибших игроков. На месте крушения Як-42 в 2012-м открыли мемориал. Памятник установили на Лаврентьевском кладбище Ярославля.

В десятую годовщину трагедии состоялась премьера картины «Небесная команда». Фильм повествует о «Локомотиве» и болельщиках, которые были рядом с клубом в период важных и трагических событий.

Читайте такжеЧернобыльская авария — радиационная катастрофа 1986 года: причины, ход событий, последствия

Авиакатастрофа «Локомотива» – траурный эпизод в истории не только хоккея. Поклонники других видов спорта становились свидетелями гибели кумиров в результате крушения самолета. Футбольным фанатам близка боль, которую испытали поклонники «Локомотива» в сентябре 2011-го, ведь и в этом виде спорта случались трагические прецеденты.

Читайте также