Николай Ватутин — гроссмейстер советского фронта
Жизненный путь, который прошел Николай Ватутин, достоин подражания. Начав рядовым красноармейцем, он дослужился до выдающегося полководца. Целиком посвященная армии, его биография была недолгой, но наполненной массой интересных фактов.
Происхождение
Николай Ватутин родился в Воронежской губернии. С 1950-х село Чепухино (ныне Ватутино) принадлежит Белгородской области. Будущий генерал армии появился на свет 16 декабря 1901 года. По старому стилю — 3 числа того же месяца.
Предки Николая были людьми служилыми. Во главе многодетной семьи, в которой рос мальчик, стоял дед Григорий Дмитриевич, старый вояка. Этим объясняется присущая Ватутину военная жилка.
С раннего детства в нем формировались такие черты характера, как аккуратность, собранность, трудолюбие. Коля рос скромным, вдумчивым ребенком. Внешне выглядел даже немного замкнутым и суровым. Но вместе с тем организованный семейный уклад выработал в нем настоящую доброту.
Образование
С ранних лет Николай Ватутин проявлял повышенную тягу к учению. В сельской школе занимался с отличием, затем удостоился похвального листа после окончания 2-классного училища. Преподаватели в один голос говорили о живом уме ученика и неуемном стремлении к постижению новых знаний, поэтому настаивали на продолжении получения образования.
С 1915 года Николай Федорович учился в коммерческом училище поселка Уразово — показывал усердие и прилежность, за что получал небольшую стипендию. Правда, вскоре обучение пришлось прервать — ситуация в стране оказалась тяжелой. Ватутин вернулся в родное село, чтобы начать работать. Впрочем, на этом его образование не завершилось, в дальнейшем он продолжил учиться, уже став военным.
Армейская жизнь
Ватутин вступил на военный путь в 1920 году. Его призвали в Красную армию. Через пару лет он завершил учебу в Полтавской пехотной школе. Затем, в 1926-м, Николай оказался в Москве, где поступил в военную академию. Позже бойца избрали в партбюро, с чего начался рост его партийной карьеры.
С 1937 года молодой военный учился в Академии Генерального штаба. Сюда направляли только избранных. Впоследствии первый набор нарекли «маршальским курсом». Среди выпускников значатся три маршала: Матвей Захаров, Александр Василевский и Иван Баграмян. Также из выпускников вышло пять генералов армии, в их числе — Ватутин.
Следуя заветам Фрунзе
В 1922 году Николай Ватутин вместе с остальными выпускниками школы получил удостоверение красного командира из рук лично Михаила Фрунзе. Вручение провели на том месте, где в прошлом развернулась Полтавская битва.
Впоследствии Николай Федорович регулярно возвращался к статьям, книгам и публичным выступлениям Фрунзе. Куда бы ни забрасывала его судьба, он постоянно старался следовать тому, к чему некогда призывал Михаил Васильевич.
Основная идея гласила, что остаться в военном деле и продвигаться вперед удастся только при постоянном недовольстве собой и стремлении к расширению кругозора, накоплении практических и теоретических знаний.
Прозвища
За Ватутиным закрепилось несколько прозвищ. Еще в молодости его прозвали «психологом». В дальнейшем он долго служил штабистом, до поры оставался не боевым генералом, а лишь теоретиком. К началу Великой Отечественной войны Николай Федорович замещал начальника Генштаба по устройству тыла и оперативным вопросам. Но вскоре показал себя с неожиданной стороны.
Начались бои, где стало очевидно, что Ватутин — талантливый полководец, способный просчитывать действия врага на несколько шагов вперед. Когда он взял Киев, советские военачальники стали называть его «генералом от наступления». Тем временем враги, отмечая умение полководца разрабатывать масштабные замысловатые военные операции, прозвали его «гроссмейстером» и «шахматистом».
Прозвища точно отразили таланты генерала, склонного к анализу и глубокому мыслительному процессу при подготовке военных мероприятий.
Сталинградская и Курская битвы
Николай Ватутин ярко проявил себя во время Сталинградской битвы. Тогда он руководил наступлением советских частей с севера. Итогом удара стало окружение армии Паулюса и победа во всем сражении. Потом генерала наградили медалью «За оборону Сталинграда».
Другое переломное событие, к которому причастен Николай Федорович, — это Курская битва. Военачальник стал разработчиком многоходового плана по преднамеренной обороне. Хитроумная задача сводилась к тому, чтобы измотать противника на оборонительных рубежах, тем временем подготовив контрнаступление.
План был рискованным, но в итоге его реализовали. Продуманные действия привели к тому, что обескровленные фашисты оказались не в состоянии выдержать контрудар Красной армии. После событий 1943 года инициатива уже до конца войны оставалась в руках сил Советского Союза. И главное, в этом немалая заслуга Николая Ватутина.
В Сталинградской и Курской битвах генерал заслужил истинный авторитет военачальника, стал известным как полководец с редким военным дарованием и умением принимать грамотные решения.
Освобождение Киева
События войны складывались таким образом, что армии под командованием Николая Ватутина часто сталкивались на тех или иных фронтах с немецкими подразделениями, которыми руководил Эрих Манштейн. И что еще важнее, всякий раз Красная армия побеждала.
Среди прочего войска Ватутина, когда он возглавлял 1-й Украинский фронт, бились за Днепр, освобождали Правобережную Украину. В 1943 году генерал вошел в уже освобожденный Киев. С этих пор враги здесь больше не хозяйничали. Это значимое достижение командира, впрочем, после осенних успехов еще предстояло несколько раз отступать.
Вопросы питания
Ватутин крайне внимательно относился к пище и ее потреблению. Это качество сформировалось в нем после 1922 года, когда голод унес жизни его деда, отца и младшего брата. Уже став полководцем, Николай Николаевич не допускал пренебрежительного отношения к вопросам питания солдат.
Если те или иные командиры из числа подчиненных допускали недостаточное обеспечение бойцов продовольствием, снисхождения от генерала можно было не ждать. Военачальник в этих вопросах оставался крайне строг и следил за дисциплиной в армии.
Любимец солдат
Николай Федорович, помимо того, что прослыл профессионалом, заслужил репутацию человека, уважаемого другими военачальниками и подчиненными. Такое сочетание встречается в истории нечасто, чтобы грамотный полководец умел выслушивать и принимать отличающуюся от собственной точку зрения.
Он не спешил подавлять офицеров из вверенных подразделений, поощрял проявление инициативы. Ватутин умел сохранять человечность в тяжелые военные годы.
Ватутин и другие военачальники
Первым, кто заметил в Ватутине способного командовать фронтом полководца, оказался Александр Василевский. Маршал утверждал, что имя Николая Федоровича неотрывно связано с победами Красной армии под Сталинградом и Курском, а также при освобождении Киева. За это генерал и обрел народное уважение.
Другой военачальник, Константин Крайнюков, писал, что Ватутин при всех боевых заслугах не стремился выйти на первый план, не хвалился подвигами. Николай Федорович осознавал, что победы становятся заслугой не одного человека, а боевого коллектива в целом.
Георгий Жуков вспоминал, что у Ватутина наблюдалось неповторимое стратегическое мышление. Он умел не только придумывать хитроумные планы, но и обладал редкой способностью ясно и убедительно излагать мысли. При этом его не покидало повышенное чувство ответственности за порученные дела.
Ватутин и Сталин
С первых дней войны Николай Ватутин оказался в числе важнейших фигур командования. Иосиф Сталин в 1941 году совещался с несколькими военачальниками, в числе которых был и Николай Федорович.
Когда главнокомандующий отправил Жукова на фронт, вместо него оставил в Генштабе именно Ватутина. Тот же Георгий Константинович отмечал в «Воспоминаниях», что Сталин считался с мнением Николая Федоровича и относил его к наиболее ценным для себя генералам. Любопытно, что сам Ватутин при этом не боялся вождя и умел настоять на своем.
Когда разворачивались события под Сталинградом, Иосиф Виссарионович, по сути, запретил командирам выстраивать дивизии несколькими эшелонами. Но Николай Федорович сразу осознал ущербность такого подхода. Он первым решился проигнорировать только что выпущенный приказ Кремля. Неудача обошлась бы дорогой ценой, но все сработало так, как планировал генерал. Вскоре его примеру последовали и остальные военачальники — по факту сталинский приказ оставался в действии, но его уже никто не выполнял.
Семья
В биографии Ватутина значится единственный брак. Жену звали Татьяной. Николай познакомился с ней во время деревенских посиделок и сразу решил жениться, о чем тут же сообщил девушке.
Вплоть до первого отъезда молодого красноармейца пара не разлучалась. Когда он приехал в отпуск после пехотной школы, сразу женился на Татьяне. А уже через пару дней после свадьбы семья переехала в Чугуев.
Последующие годы совместной жизни супруга верно следовала за мужем, куда бы того ни назначали. В союзе родились дочь Елена и сын Виктор. После гибели Ватутина женщина растила детей самостоятельно.
Сын Виктор получил профессию военного юриста. Елена с мужем жила в Чехии, но сохранила гражданство и отцовскую фамилию. У нее родились двое детей — внуков генерала. Один из них — Александр — стал журналистом и историком, работает в Москве.
Версии гибели
29 февраля 1944 года машина Ватутина попала в Милятине под внезапный обстрел диверсантов УПА. Генерал получил тяжелое ранение в ногу, что в итоге привело к смерти. Это не единственное описание событий, исследователи выдвигали иные версии.
В советской историографии старались замалчивать факты выпадов бандеровцев, поэтому о том, что на кортеж полководца напали именно националисты, долго не говорили. Официальная биография Николая Федоровича содержит лишь лаконичное упоминание о вражеской пуле.
Сегодня вокруг обстоятельств гибели командующего войсками ходит масса слухов. По одной теории, к ранению привела не случайность, а заговор. Якобы генерал Николай Пухов не удосужился обеспечить командира дополнительной техникой и людьми для защиты, более того, намеренно предложил Ватутину ехать по опасной дороге. Но ни документы, ни принципы уставных отношений не подтверждают эту гипотезу.
Еще одна версия: стрелял снайпер, стремившийся уничтожить генерала. Но и это только предположение. Наконец, говорили, что кратковременный бой произошел в другом месте, а Николая Федоровича ранили при попытке скрыться.
Несмотря на противоречивые трактовки, сегодня доподлинно установлено, что генерала настигла пуля боевиков УПА. Но Ватутин не был их целью — случилась спонтанная перестрелка.
Смерть и похороны
Встречаются мнения, что ранение Николая Ватутина в тот февральский день было пустяковым. Однако огнестрельная рана привела к перелому кости, а такие случаи часто приводят к смерти.
До 3 недель после шальной пули генерал пребывал в стабильном состоянии. Но под конец марта самочувствие резко ухудшилось. Началось заражение крови, которое и стало причиной смерти.
За жизнь командира боролась бригада лучших хирургов под руководством самого Николая Бурденко. Но ничего не помогло, даже ампутация ноги. 15 апреля Ватутин умер в госпитале Киева. Там его и похоронили — местом упокоения стал Мариинский парк, где раньше стояла церковь.
В 1965 году, только через 20 лет после того, как погиб, Николай Ватутин получил звание Героя Советского Союза.
В памяти и культуре
Именем генерала назвали десятки улиц по всему СССР. Часть из них впоследствии переименовали. Но в большинстве случаев память о полководце сохраняется. Например, ряд мест в Москве, Санкт-Петербурге и иных городах по-прежнему носят имя Ватутина. Это не только улицы, но и проспекты, площади. Родная деревня командира переименована из Чепухина в Ватутино. Там же с 1950 года действует дом-музей генерала.
Николаю Федоровичу установлен ряд памятников, например, в Курской, Белгородской, Ульяновской или Иркутской областях. В Москве, на доме, где жил Ватутин, закреплена мемориальная доска — ее видно на фото выше.
Впервые в кино образ командира воплотил артист Владимир Головин в картине 1949 года «Сталинградская битва». Позже в СССР сняли еще ряд фильмов, где в числе главных героев появлялся прославленный командующий.
Николай Ватутин занимает особое место в череде славных советских военачальников. Он сочетал в себе храбрость военного лидера, аналитический ум и грамотную штабную подготовку. Благодаря этому он и вошел в историю как выдающийся полководец, сохранение памяти о котором — честь для потомков.