Самарканд — ровесник Рима: история города и другие факты
- Основатель города
- Название
- География города
- Самарканд и Рим
- История Самарканда
- Греки и римляне в Самарканде
- Шелковый путь
- Исламское завоевание Самарканда
- Монгольское завоевание
- Эпоха Шейбанидов или Бухарского ханства
- Эпоха Российской империи
- Октябрьская революция и СССР
- Население
- Важнейшие достопримечательности
Самарканд – город, в который приходили разные народы: персы и греки, китайцы и арабы, монголы и турки. Рай мира, город голубых куполов, бирюза земли. Его воспевали поэты, прославляли ученые и завоевывали правители. Интересные факты о Самарканде и его истории – в материале 24СМИ.
Основатель города
Самарканд завоевывали представители разных народов. Поэтому его основание приписывают трем правителям:
- Александру Македонскому;
- мифическому иранскому царю Кей-Кавусу;
- химьяритскому царю Шаммару Яхришу.
По одной версии происхождения названия, Самарканд – искаженное «Шамаркент» – арабизированное имя царя Шаммара Яхриша. Согласны не все. Оппоненты отмечают, что химьяритский царь завоевывал земли Армении, Персии, Индии и Китая. Происходило это в 275–300 годах. Он мог разрушить город, но вряд ли создавал.
Название
По следующей теории, Самарканд означает «замок земли» или «лицо земли». Есть и другие объяснения:
- «город Самар», где Самар – имя исторической или мифической личности, которая его основала;
- Smʼrknδh, что в переводе с согдийского означает «каменный город» и образуется от слов «камень» + «город»;
- Си-ми-се-кан – название из китайских источников, которое переводят как «тучный город».
География города
Самарканд находится в большом оазисе в долине реки Зеравшан на северо-востоке Узбекистана. Название реки означает «золотоносная». Она начинается в Зеравшанском леднике, спускается с гор в долину, где распадается на десятки рукавов.
Первые поселения на месте Самарканда образовались в эпоху палеолита, но очажные пятна, оставленные первобытными людьми, еще не город. Создание Самарканда относят к VIII–V векам до н. э. Этим периодом датируется найденный археологами акведук. Он снабжал поселение водой из реки.
Самарканд и Рим
Согласно легенде, 21 апреля 753 года до н. э. Рим основал мифический герой Ромул, рожденный от царевны Реи Сильвии и бога войны Марса. Точная дата основания Самарканда неизвестна, но и этот город был ориентировочно возведен в том же столетии, так что недаром его нередко именуют ровесником Рима.
История Самарканда
Самарканд – город Великого шелкового пути. Пышный оазис, вода и торговые караваны помогали его росту. Вскоре он стал столицей Согдианы, древнеиранской страны, чьи земли в эпоху расцвета включали территории Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. Государства, составлявшие Согдиану, не были политически единой единицей. Долина Зеравшана называлась Согда. Ее жители исповедовали зороастризм, буддизм, в меньшей степени несторианство.
В 546–539 годах до н. э. Согдиану завоевал Кир Великий. Этот факт упоминается в «Истории» Геродота. Ахемениды принесли в Среднюю Азию:
- арамейскую письменность;
- монеты в качестве валюты;
- признаки централизованного правления: налоги, армию и контроль за сбором налогов со стороны сатрапа.
О согдийцах в архивах Дария I записано, что они платили лазуритом и сердоликом.
Греки и римляне в Самарканде
В 327 году до н. э. Согдианскую крепость завоевал Александр Македонский. Одной из его жен стала согдианка Роксана или Рошанак, что в переводе с согдийского означало «звездочка». Рошанак – мать царя Александра IV, номинально занимавшего трон Древней Македонии после смерти отца. Согдиана стала частью Греко-Бактрийского царства.
От греков жители Самарканда переняли ряд строительных технологий и эстетику. Прямоугольные кирпичи для возведения стен стали квадратными. Усовершенствовались способы укладки стен и оштукатуривания.
Самарканд и Рим ровесники, так что римляне и жители Согды вполне могли встретиться. Американский миссионер и синолог (специалист по истории Китая) Гомер Х. Дабс считал, что где-то в восточной части Согдианы (у Бухары) остался лежать потерянный легион римской армии Красса. Дабс предположил, что там римляне столкнулись с китайцами династии Хань, чьи арбалетные болты легко пробивали римские щиты и доспехи. Но эту интерпретацию синолога оспаривают современные исследователи.
Шелковый путь
Когда речь идет о караванах Шелкового пути, то кажется, что поселения в оазисах развивались как места, где караванщики могли запастись водой и провиантом, чтобы отправиться дальше. На самом деле эти города росли как торговые центры.
Караван «от производителя» загружался грузом и шел до ближайшего города, где продавал товар оптом, а горожане через рынки и торговые лавки торговали этим товаром в розницу. Выдав дочь замуж в соседний оазис, мелкий торговец расширял сеть до «я + мой зять» и т. д. Согдийская империя представляла собой торговую сеть из сотен связанных между собой городов в оазисах. Она протянулась на 1500 миль (2414 км), включая территорию, принадлежавшую китайским императорам из династии Хань. Империя Согдианы проникала сквозь любые стены без армий и полководцев. Китайцы описывали ее жителей как прирожденных торговцев, постигавших искусство торговли в раннем детстве.
О значении согдианцев в развитии торговли свидетельствуют архивы китайских императоров. В одном из документов перечисляются налоги, уплаченные с караванной торговли в районе города Турфана. В 29 сделках из 35 присутствуют купцы из Согдианы. В 13 сделках согдианцами были и продавец, и покупатель. Торговый ассортимент включал виноград и люцерну, сасанидское серебро и средиземноморские кораллы, стеклянные сосуды и медные статуи Будды, римскую шерстяную ткань и балтийский янтарь.
Исламское завоевание Самарканда
В 712 году Самарканд завоевал наместник арабского халифа из династии Омейядов – Кутейба бин Муслим аль-Бахили. Летописцы описывают город VIII века как обнесенное стеной поселение окружностью около 11 км. Но, прославляя правителя, они часто преувеличивали заслуги, поэтому могли увеличить размеры города, чтобы сделать подвиг полководца более значительным, а могли и приуменьшить.
В это время многие согдианцы принимают ислам. Зороастризм, буддизм и другие религии приходят в упадок и почти исчезают в регионе за время правления Саманидов. Самарканд становится центром распространения культуры и изучения языков Востока.
Персидский писатель аль-Истахари, живший в X веке, описывает «Сугд Самарканди» как самую благословенную землю, где можно подняться на любую гору и видеть перед собой зелень возделываемых полей, пасущиеся стада и богатства садов. При этом нигде не увидеть ни клочка пыльных степей. «Здесь растут лучшие деревья и фрукты. В жилище каждого крестьянина есть сад, резервуар и вода».
Саманидов сменила династия Караханидов. Город стал столицей западной части их империи. Правитель Ибрахим Табгач-хан открыл в Самарканде первую государственную школу, основал первую городскую больницу и при ней создал медицинские классы для обучения лекарей. К караханидскому периоду относится дворец Ибрагима ибн Хусейна и архитектурный комплекс Шахи-Зинда.
Дворец Ибрагима ибн Хусейна
Комплекс представляет собой развалины. Известен тем, что археологи нашли во дворце ибн Хусейна образцы настенной росписи. Среди изображений – тюркский лучник, мифические пери (злые духи), птицы, охотничьи собаки и голова лошади.
Шахи-Зинда
Комплекс усыпальниц знатных самаркандцев Шахи-Зинда создавался вокруг особого места. По легенде, пророк Мухаммед отправил в Самарканд кузена Куссама ибн аль-Аббаса, правителя Мекки, проповедовать ислам. Во время молитвы на Куссама напали и отрубили ему голову. Поскольку умереть святой человек не мог, он скрылся в расщелине скалы. Оттуда попал к подземному источнику, где исцелился святой водой. С тех пор Куссам продолжает жить в волшебном месте у источника.
Вокруг святого места правители города начали строить собственные усыпальницы. Также люди верят, что тот, кто дважды побывает в Шахи-Зинде как паломник, очистится от грехов и будет прощен.
Монгольское завоевание
В начале XIII века Самарканд захватили монголы под предводительством Чингисхана. Завоеватели разрушили город, разграбили мечети и дворцы. С собой забрали 30 тысяч городских ремесленников и столько же юношей.
В 1370 году город возродился как столица империи Тимуридов. Тимур привез в Самарканд мастеров и ученых со всей Азии, превратив его в место райской красоты. Легенды гласят, что Тимур был жесток с врагами, но очень лоялен по отношению к людям с навыками – живописцам, строителям и мастерам-ремесленникам. При нем город постоянно строился. Если правителя не устраивало построенное здание, то оно перестраивалось. В годы расцвета империи Тимуридов численность горожан приблизилась к 150 тысячам.
На следующем этапе Самарканд становится научным центром благодаря внуку Тимура – Улугбеку. Он строит медресе, которое станет крупнейшим университетом средневекового Востока. Здесь будут преподавать знаменитые астрономы и математики исламского мира.
Гур-Эмир
Мавзолей Гур-Эмир – место захоронения правителей из династии Тимуридов. По легенде, Гур-Эмир построен над могилой пророка Мухаммеда. Тимур умер во время похода на Китай. Полководца забальзамировали и доставили в родную столицу. Поскольку на строительство мавзолея для него времени не было, то его похоронили в Гур-Эмире.
Мавзолей также связан с легендой советского периода о том, что накануне вторжения немцев в СССР археологи вели исследования в Гур-Эмире и планировали открыть могилу Тимура. Некий старец предупредил их, что вскрывать могилу нельзя, иначе дух Тамерлана вырвется на свободу и начнется новая война. Его не послушали, что вызвало начало войны, а победы советской армии начались после того, как тело с почестями вернули обратно.
Мечеть Биби-ханум
Еще одна достопримечательность, связанная с Тамерланом, – мечеть-медресе Биби-ханум. Она построена правителем для красавицы-жены в 1399–1404 годах. Долгое время это была высочайшая мечеть в городе. Однако первая постройка не устроила Тимура. Он велел все переделать. Вторая строилась в кратчайшие сроки и получилась не слишком надежной. Со временем мечеть разрушилась, и сегодня от нее остались портал, один минарет, две малые мечети и пятничная мечеть.
Эпоха Шейбанидов или Бухарского ханства
Следующим народом, завоевавшим город, стали кочевники-узбеки под предводительством Мухаммеда Шейбани в 1500 году. Город становится столицей ханства. Чтобы не отставать от предшественников, Шейбани строит собственное медресе. Летописцы описывали его как величественное здание с золоченной крышей, высокими потолками в помещениях и великолепным двором. Через 200 лет, к 1720 году, после падения Надир-шаха Самарканд превращается в тихую провинцию.
Медресе Мухаммеда Шейбани
По описаниям летописцев, над медресе сверкал золоченный купол. Двор был просторным и прекрасным. В целом здание было величественным. Но при СССР постройку полностью разрушили.
Эпоха Российской империи
Самарканд перешел под власть Российской империи в 1868 году после захвата полковником фон Кауфманом. Бухарские эмиры предприняли ряд неудачных попыток отбить район. Вскоре стали строить русскую часть города западнее Старого Самарканда. Через 20 лет, в 1886-м, в Русском Туркестане создают Самаркандскую область с соответствующей столицей. В 1888-м через город проложили железную дорогу. К этому времени в русском районе проживало 10–15 тысяч жителей.
Октябрьская революция и СССР
Большевики создали Узбекскую Советскую Социалистическую Республику. Ее столицей с 1925 по 1930 год был Самарканд. Затем столицей стал Ташкент. Большинство исследований истории города и археологических раскопок относятся к советскому периоду. В Самарканде создали исторический музей, открыли педагогический институт и государственный университет.
Население
По официальным данным, большинство самаркандцев – узбеки. На самом деле большинство (70%) – таджики. Такой вывод делают из сведений переписи населения. В 1920 году в результатах переписи отметили, что Самарканде живет 44 758 таджиков и 3301 узбек. В 1926-м записаны 43 364 узбека и 10 716 таджиков. Причина разницы в том, что национальность в первые годы советской власти записывалась со слов опрашиваемого и люди указывали ее так, как считали удобнее.
Кроме таджиков и узбеков, в Самарканде живут и представители других народов. По вероисповеданию большая часть жителей – мусульмане. В основном сунниты, состоящие из таджиков, узбеков и самаркандских арабов. Государственный язык – узбекский.
Важнейшие достопримечательности
Среди сохранившихся достопримечательностей большинство – это погребальные комплексы древних правителей, мечети и медресе. К первым относятся Шахи-Зинда, усыпальница пророка Даниила, мавзолей Аксарай, мавзолей Матуриди и другие.
О древней торговой истории каменных свидетельств не осталось. Самый старый базар в Самарканде – Чарсу. Он построен в XV веке. Находится у площади Регистан. В переводе с фарси его название означает «четыре дороги». Четыре выхода из здания на улицу хорошо иллюстрируют название и назначение – базар на перекрестке дорог Великого шелкового пути. Сегодня внутри разместилась художественная галерея. Строение в разные годы переделывали. Поэтому к XV веку относится место, но не архитектура.
Дворцы Тамерлана
Тамерлан строил много разных сооружений. Куксарай – его главный дом в Самарканде. Название переводится как «голубой дворец». Голубой цвет его стенам придавали изразцовые плитки, покрытые глазурью. До наших дней он не сохранился. Археологи предполагают, что руины в восточной части площади Куксарай – это остатки Голубого дворца. Но их не раскапывали. Голубой дворец окружали стены. Позже рядом с ними построили Бустансарай. Переводится как «дворцовый цветник». Из дворца Куксарай Тимур отправился в последний поход на Китай.
Кроме Куксарая у правителя были и другие дворцы. Баги-Дилькушо или Летний дворец отличался высоким порталом, украшенным голубым и позолоченным кирпичом. Дворец Баг-Бихишт (Райский сад) был зданием из белого мрамора, построенным на зеленом холме. Мрамор для него везли из Тебриза. Дворцы не сохранились. За годы междоусобиц и войн все они были разрушены.
Дворцы неизменно окружали сады. Считается, что до Тамерлана в Самарканде уже было 12 прекрасных садов, созданных по числу знаков зодиака. Правитель распорядился соединить их в один большой сад. В нем построить прекрасный дворец для жены – принцессы Туман-ака. Так появился дворец Баг-Бихишт в 1377 году.
В 1396-м на равнине Канигиль разбили новый сад для новой жены – дочери монгольского хана Тукуль-ханым. По замыслу заказчика он должен был превзойти все, что построили в мусульманском мире до этого. Астрономы вычислили точную дату, когда звезды примут наиболее благоприятное положение. Математики определили форму – квадрат, каждая сторона которого равна 1500 шагам. По центру каждой их сторон квадрата создали вход. У каждого из входов высадили фруктовые деревья, а вдоль аллей расставили скульптуры и посадили смоковницы. Для украшения трехэтажного дворца, возведенного в центре сада, везли кашанский фарфор, медные лампы. Назывался дворец Баги-Дилькушо, что переводится как «сад увеселения».
В XIX веке в Самарканде побывал венгерский ученый-востоковед Герман Вамбери. В своем дневнике он записал, что если судить по скудным остаткам зданий, оставшимся от периода Тимуридов, то описания величественных зданий эпохи, сделанные арабскими летописцами, вовсе не были преувеличением.
Медресе Улугбека
Улугбек известен как ученый, астроном и математик. Он внук Тимура и правитель империи Тимуридов. Медресе Улугбека – один из важнейших университетов Востока XV века. Точная дата начала его строительства неизвестна, но в нише у входа есть надпись, в которой указан год 820 (1417) и то, что это величайшее, совершеннейшее и т. д. здание.
Для строительства Улугбек выбрал площадь Регистан, где располагался главный городской рынок. Кто был архитектором, тоже не установлено. Летописцы называют Кавама ад-Дина Ширази, придворного архитектора правителя Хорасана, дяди Улугбека, или ученика астронома и математика Салахуддина Кази-заде ар-Руми Камаледдина Мухандиса. Здание представляло собой прямоугольник размерами 81x56 м. Его главный вход выходил на площадь. По углам возвышались 4 минарета высотой 33 м. Рядом с ними располагались здания с аудиториями, а центр постройки занимал просторный двор. В медресе преподавали точные науки, в том числе математику, геометрию, астрономию. Изучали логику и богословие.
Первоначальное здание было разрушено междоусобицами, и окончательно руины развалились после землетрясения 1897 года. В 1920 годах в СССР начали реставрационные работы с целью восстановить строение. Сначала ученые провели работы по стабилизации сохранившихся частей здания. Выпрямили минареты, восстановили портал и элементы декора.
Самарканд – объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристы приезжают сюда круглый год, но самый популярный сезон – весна, когда солнечно, но прятаться от жары еще не нужно. Средняя температура воздуха в апреле – 14 °C при среднем максимуме 21 °C. Летняя погода подойдет не всем, так как средняя температура составляет 25 °C, а средний максимум – 32 °C. Жара «напоминает», что вокруг древнего оазиса все еще расположена горячая пустыня.