История персонажа
Персонаж романа Сэмюэла Ричардсона Роберт Ловелас впервые в мировой литературе заявил во всеуслышание, что самое ценное в его существовании – «собственная царская воля и удовольствие». Англичанин рассказал читателям страшную историю соблазнения и падения юной леди, выставив главного героя гнусным волокитой и развратником. Впрочем, злодей оказался не таким уж и безнадежным: он понял свой грех и раскаялся, мечтая искупить вину перед невинной благородной девицей.
Имени Ловелас суждено было стать таким же нарицательным, как имена Дон Жуана и женского обольстителя из Венеции Казановы. Так уже 250 лет называют распутников, повес и искателей любовных приключений.
История создания
Англичанин Сэмюэл Ричардсон, всю жизнь проработавший печатником и в дальнейшем ставший владельцем типографии, превосходно владел эпистолярным жанром – работа требовала обширной переписки. Современники отмечали его отменный стиль письма и глубокие познания в психологии людей. В те времена умение общаться посредством писем ценилось высоко, ведь это был единственный способ поддерживать связь на расстоянии. Однажды окружение будущего литератора попросило создать учебник, где по полочкам были бы разложены главные правила ведения переписки.
Идея под рабочим названием «Руководство к писанию галантных писем» вышла за рамки простого пособия, превратившись в произведение в письмах с длинным названием «Памела, или Вознагражденная добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам…». Нравоучительная книга пришлась по вкусу читателям, и автор, окрыленный успехом, вновь взялся за перо.
В 1748 году, спустя четыре года напряженного труда, родился роман «Кларисса Гарлоу, история юной леди», прославивший своего создателя. Дата выхода произведения положила начало эпохе «чувственной литературы» в Европе.
С английского «loveless» переводится как распутник, мужчина, не ведающий любви. Но в архивах Великобритании хранятся документы, подтверждающие, что Ловелас – фамилия одной из знаменитых английских семей. Автор позаимствовал ее для персонажа не случайно. В 16-17 веках литераторы часто использовали фамилии и имена своих современников.
Но такой метод работы обрушивал на писателей шквал негодования, дело доходило даже до судов – «прототипы» видели в книгах себя, и порою далеко не с лестной стороны. А последний из рода Ловеласов умер за десятилетие до рождения романа Ричардсона.
Автор стал новатором в литературе, изобретя новый метод познания действительности: когда одно и то же событие читатель видит глазами нескольких персонажей, а, значит, имеет возможность сформировать собственное мнение о происходящем. Этого добиться помог именно эпистолярный жанр.
Образ и сюжет
Сюжет романа довольно замысловат. Писатель построил произведение на основе чувства мести. Главные герои мстят друг другу, а итоги борьбы бьют рикошетом по самому неповинному персонажу – 16-летней девушке Клариссе. Роберт Ловелас – аристократ с утонченными манерами, вызывающий зависть у брата героини Джеймса Гарлоу. Молодые люди подрались, и с тех пор Ловеласу было отказано в приеме в доме Гарлоу.
Родные Клариссы принуждают девушку выйти замуж за жестокого и алчного сэра Роджера Солмса, но между ней и Ловеласом через переписку вспыхивают любовные чувства. В сознании аристократа родилась идея отомстить ненавистному семейству через его же дочь. Искуситель селится под вымышленным именем рядом с поместьем Гарлоу и наблюдает за жизнью жертвы.
Однажды во время встречи Ловелас обманом похищает девушку, инсценировав побег от родителей, и селит ее в притоне. Держать взаперти Клариссу помогают девицы, переодетые в «знатных родственниц» Роберта. Когда-то этот бесчестный бабник изнасиловал их, то же самое они советуют сделать и с пленницей.
Но главный герой не торопится, затеяв непростую игру. Он то обещает жениться на Клариссе, то отказывается от своего слова. Подвешенное состояние «между надеждой и сомнением» сводит девушку с ума, но изменить ситуацию невозможно, ведь она потеряла репутацию в глазах общества.
Ловелас тем временем рассуждает в письмах к другу Белфорду о том, что в падении виноваты сами женщины и уверен, что сломленная однажды дама останется покорной навеки. Однако соблазнить пленницу никак не удается, что дико раздражает мужчину. Исчерпав все способы, Ловелас поит девушку снотворным и овладевает ею. Но гордая Кларисса, узнав, что натворил ее возлюбленный, решает бежать из притона. Ловелас же вдруг понимает весь ужас содеянного и пытается искупить вину, но получает отпор – девушка отказывается от предложения руки и сердца, заболевает и умирает.
В отчаянии Роберт Ловелас покидает Англию, а спустя время погибает на дуэли с родственником Клариссы, полностью раскаявшись в бесчестном поступке по отношению к девушке.
Сэмюэл Ричардсон создал сложную психологическую личность. Это сегодня ловелас - нарицательное имя, всего лишь развратник и бабник. Тогда же герой романа представал трагическим персонажем, благородным и даже в какой-то степени положительным. Французский писатель и философ Дени Дидро дал неоднозначную оценку герою в своей работе «Похвала Ричардсону»:
«Ловелас сочетал в себе редчайшие достоинства с отвратительнейшими пороками, низость – с великодушием, глубину – с легкомыслием, порывистость – с хладнокровием, здравый смысл – с безумством».
Интересные факты
Пушкин несколько раз упоминает в «Евгении Онегине», что «возлюбленным творцом» у Татьяны был Сэмюэл Ридчардсон. В 1824 году великий русский поэт, читая этот роман, признавался в письме брату:
«Читаю Клариссу: мочи нет, какая скучная дура!»
Но позднее в «Путешествии из Москвы в Петербург» Александр Сергеевич смягчил оценку:
«Многие читатели согласятся со мною, что «Кларисса» очень утомительна и скучна, но со всем тем роман Ричардсона имеет необыкновенное достоинство».
«Кларисса Гарлоу» относится к числу самых длинных произведений английской литературы, роман состоит из миллиона слов.
Литературный труд Ричардсона, состоящий из семи томов, печатался частями. Искатель любовных приключений настолько запал в души современников автора, что они дневали и ночевали у порога квартиры писателя, чтобы первыми узнать новость о том, когда ждать продолжения. Поклонники изнывали от любопытства, как же повернется сюжет, и умоляли писателя не убивать Клариссу. Но как раз таки главную героиню он и не пощадил.
Странно, но в кинематографе Ловелас поселился довольно поздно, зато на своей родине. В 1991 году Роберт Бирман снял сериал «Кларисса», где главную роль исполнил Шон Бин. Экранизация по мотивам романа состоит из четырех серий. Бину удалось блестяще передать противоречивые черты характера английского бабника, персонаж вызывает ненависть, симпатию и сочувствие одновременно.
В 70-ых годах 19 века комическую оперу под названием «Кларисса Гарлоу» собирался создать французский композитор Жорж Бизе. Начатое детище в связи со смертью так и не окончил.
Ловеласом в юбке называют роковых соблазнительниц. Народное творчество не знает границ, и нарицательное имя иногда используют по отношению к женщинам:
«Он слыл по жизни ловеласом,
Для женщин все - вино и ласка.
И соблазнял всех он с умом,
Но вдруг попалась ловеласка…»