История персонажа
Лидия Демина – персонаж 8-серийного сериала «Семейные призраки», главная героиня и мать семейства Деминых. Действие разворачивается в 1960-х на подмосковной даче, куда члены семьи съезжаются на празднование дня рождения Лидии. Ее роль в сериале сыграла Нина Гогаева.
Создание персонажа
История создания некоторых фильмов начинается с выбора локации. На постере сериала «Семейные призраки» виднеется здание с колоннами, навевающее мысль о дореволюционных особняках. В 1930-х они превратились в генеральские дачи, став молчаливыми свидетелями прошлого. По замыслам режиссеров, там, в тайниках, лежат фамильные драгоценности и другие материальные свидетельства эпохи Сталина, а также хранятся секреты жильцов, которые обязательно раскроются к концу сериала. Тайны любят все, поэтому снимать фильм с особняком – беспроигрышный вариант, с точки зрения продюсеров. Остается только придумать увлекательную историю.
Фамилия героев должна оказаться звучной, чтобы придать происходящему больше правдоподобности, и распространенной, чтобы зритель не произнес: «Не верю!» «Демидовы» звучало бы банально, и главные герои стали Демиными. А дачу, по замыслу сценаристов, построил дед-генерал, которым родственники гордятся. Поэтому тайны будут касаться живых, а не умерших Деминых.
Биография Лидии Деминой из сериала «Семейные призраки»
Лидия Сергеевна Демина – хозяйка дома и домашний «генерал в юбке». Она умеет ставить цели и добиваться результата любыми способами. Лида не работает и ведет жизнь светской львицы, если так можно назвать состоятельную советскую домохозяйку 1960-х годов. Ее муж Георгий Васильевич Демин – профессор МГТУ им. Баумана, ученый-конструктор и уважаемый человек.
Деминым 40–45 лет. У них взрослые дети – сын Слава и дочь Татьяна. Есть домработница Нина. Действие сериала начинается с того, что члены семьи съезжаются на дачу, где будут праздновать день рождения Лидии.
Внешность и характер Лиды
Образ хозяйки дачи создала замечательная Нина Гогаева. Костюмеры не стали ничего менять в привычной внешности актрисы, ограничившись подбором платьев. Возможно, на сохранении собственного цвета волос и прически настояла сама актриса, чем смазала эффект от работы костюмеров.
Начало 1960-х, выбранное для периода действия сериала, было важным этапом советской моды. Она, по сути, разделилась на до и после. До 1960-х легкая промышленность СССР выпускала одежду усредненных типоразмеров, т. е. придуманных «на глаз». Она сидела мешком, и женщинам постоянно приходилось подгонять новые вещи по фигуре. В каждом доме стояла швейная машинка, лежали нитки, наборы тканей и фурнитуры. Женщины постоянно подшивали и перешивали. Более состоятельные закупали ткани и заказывали пошив у мастериц или в ателье.
Между 1957-м и 1965-м в произошла «швейная революция». Центральный НИИ швейной промышленности провел массовые обмеры граждан по регионам. Цифры свели в единую базу и из всех данных выделили часто повторяющиеся характеристики. По ним утвердили новые ГОСТы и размерный ряд. Люди до сих пор покупают одежду, сравнивая иностранные размеры на бирке с теми, привычными, и рассчитанными в 1960-х.
Художнику по костюмам, чтобы подчеркнуть разницу между богатой Лидией Деминой и ее бедной домработницей, достаточно было выполнить одни платья в размерах «до ГОСТов», а вторые – после. Что касается стиля, то в эпоху сериала писать о моде стало мейнстримом. Женские журналы размещали новости с модных показов, публиковали аналитические статьи. Журналы «Крестьянка» и «Работница» рассказывали о том, что будет в моде в новом сезоне. Модные тренды задавали популярные актрисы из романтических и комедийных фильмов.
Второй модной тенденцией стало появление искусственных тканей. Они легко стирались, и их не нужно было гладить. Вместе с тканями в моду вошли «искусственные волосы». Натуральный цвет считался непривлекательным. Тогда одна часть женщин стали блондинками, а большинство темноволосых дам подкрашивали волосы хной. Актрисы сериала «Семейные призраки» собственные прически и цвет волос менять не стали, отчего семейство выглядит более современным, чем должно по моде 1960-х. То же касается обуви. В 60-х в моду вошли туфли на шпильке, но дочь Лидии Татьяна обута в современные босоножки на низком каблуке.
Отношения с окружающими
В сериале Лидия контактирует только с членами своей семьи. Для личности этой женщины характерна двойственность. Гости видят ухоженную мать, добрую и заботливую хозяйку, воспитанную и уравновешенную женщину. Но за этим фасадом скрывается деспотичная генеральша.
В заботе о внешних соответствиях «правильному» она готова к уничтожению всего «неправильного». Так, сын Слава делает родителям сюрприз и появляется на дне рождения с Зоей. Его невеста приехала в Москву из провинции учиться на ветеринара. Слова «ветеринар» и «глубинка» неприемлемы для Лидии Деминой, но сын влюблен и не намерен бросать девушку. Тогда мама пускает в ход тяжелую артиллерию. Она звонит бывшей невесте Славы и приглашает ее на праздник. Женщина объясняет, что Слава любит только ее, а Зоя – это так, выбрана для того, чтобы позлить бывшую невесту.
В отношениях с мужем Георгием Деминым у Лиды царит идеальный порядок. По крайней мере, так она думает. Он умный, покладистый, заботливый и т. д. Но сериал называется «Семейные призраки». Поэтому, случайно подслушав разговор мужа по телефону, женщина узнает, что у Георгия есть «любимая». Это аспирантка, с которой мужчина отдыхает от «правильной жены». Телефонный разговор слышит не только Лидия, но и их дочь Таня. Открытие повергает девушку в шок, и она собирается сбежать из дома.
Роли сыграли:
- муж Лидии – Сергей Астахов;
- сын – Кирилл Новышев;
- Зоя – Анна Балабанова;
- дочь – Варвара Шаталова;
- домработница – Татьяна Филатова.
Интересные факты
- Характеристику сериалу и своему герою дал в интервью исполнитель роли Георгия Сергей Астахов. На вопрос корреспондента о том, как он оценивает персонажа, поступающего не самым честным образом, актер ответил: «Он честный! Просто увлекся <...> осознал <...> раскаялся». Так охарактеризовал актеру персонажа режиссер Олег Кириченко.
- На вопрос о том, нужно ли всегда говорить правду, Астахов заметил, что не стоит больному сообщать, что он смертельно болен. Такая правда убивает, а в близком человеке важно поддерживать уверенность в себе и дарить надежду на лучшее. С учетом авторитетного мнения сериал стоит не просто посмотреть. Родителям девушек-подростков, мечтающих о большой и светлой любви, будет полезно обсудить с ними поведение и движущие мотивы поступков персонажей.
- Сергею Астахову сериал понравился. Он привлек актера возможностью взглянуть на прошлое, годы молодости его родителей, и оценить то, как жили люди в то время, что их тревожило и как они с этим справлялись. Нина Гогаева, сыгравшая Лидию, обычно интервью не дает, но о фильме «Семейные призраки» она сказала, что, будучи ребенком СССР, она помнит и любит дух того времени.
- Фильмография актрисы насчитывает 58 работ. Первой из них стала эпизодическая роль в знаменитом сериале «Бригада». Гогаева сыграла секретаршу. В то время она выступала в театре и не планировала карьеру в кино. Узнаваемость и слава пришла к ней с детективным телесериалом «След», где Гогаева сыграла опера Маргариту Власову. Ее героиня – идеальный оперативник – умная, владеющая всеми видами оружия и навыками рукопашного боя и к тому же красавица. Нину Гогаеву часто называют самым красивым милиционером отечественного кино. Актриса неоднократно подчеркивала, что отождествлять ее с персонажем неправильно. Черты характера Власовой не тождественны характеру Гогаевой. Тем не менее образ Власовой так понравился режиссерам, что творческая биография актрисы пополнилась десятком похожих ролей. Среди них сериал «Меч», где актриса играет капитана Татьяну Демину, «Под прицелом» – старший следователь Афродита Морозова, «Лесник» – следователь Яна Дежнёва и другие работы.
- Нина Гогаева уже играла вместе с Сергеем Астаховым. Им достались роли следователя Ирины Шумской и консультанта Андрея Высокова в детективном триллере «Под напряжением» (2018). По сюжету Шумская расследует череду убийств. Высоков – клинический психолог, который умеет просчитывать логику преступника и предсказывать его следующий ход. Начальник Шумской не верит в психологию как в науку, но следующее убийство подтверждает правоту выдвинутой Высоковым версии.