История персонажа
Николай Белосельский – персонаж цикла рассказов «Великий Гусляр» Кира Булычева. Друг детства Корнелия Удалова. Белосельский занимает должность главы города Великий Гусляр. Это место, где будничные хлопоты людей соседствуют с космическими кораблями пришельцев, а у профессора Льва Христофоровича Минца есть доступ к машине времени и снадобьям, способным уменьшить человека или лишить его памяти. Белосельский руководит городом, отбивается от нападок своего предшественника Пупыкина и старается держаться подальше от редактора-правдоруба Малюжкина.
Создание персонажа
История создания персонажа по имени Николай Белосельский связана с поездкой Кира Булычева в Великий Устюг, Вологду, Кириллов, село Ферапонтово. Эти места писатель посетил в середине 1960-х. Путешествие вдохновило автора на создание фантастического рассказа. Булычев обратил внимание, что Великий Устюг не утратил дореволюционную атмосферу, которую поддерживали маковки церквей и старинные поместья. Писатель представил, что город, основанный в XIII веке, может стать прототипом Великого Гусляра, где обыденность перемежается с элементами фантастики.
К идее городка, куда прилетают пришельцы, Булычев вернулся в 1967 году. Литератор гостил в Болгарии и нуждался в деньгах. Друзья познакомили писателя с редактором журнала «Космос» Славко Славчевым. Гость из Москвы получил задание написать рассказ в жанре фантастики. За вдохновением Булычев поехал в Боровец – старинный горнолыжный курорт в 70 км от Софии, где в прошлом отдыхали цари и аристократы. Здесь литератор написал первый рассказ гуслярского цикла «Связи личного характера». Журнал «Космос» опубликовал произведение в ноябрьском номере, а Булычев получил гонорар в 100 левов.
«Связи личного характера» стали отправной точкой при создании мира Великого Гусляра. В этом рассказе фигурируют основные персонажи – Корнелий Удалов, изобретатель Саша Грубин, старуха Ложкина, Валентин Кац. С появлением новых произведений вселенная Гусляра расширялась, появлялись новые городские локации и персонажи. Постепенно был введен герой по имени Николай Белосельский, который в «Глубокоуважаемом микробе» и «Перпендикулярном мире» занимает пост градоначальника.
Имена главных героев автор выписывал из адресной книги Вологды за 1913 год. Например, Корнелий Удалов за полвека до появления персонажа владел скобяной лавкой. Александр Грубин тоже был связан с торговлей, но на страницах повестей стал изобретателем и заведующим пункта приема вторсырья.
Образы некоторых героев Булычев взял из реальной жизни. Например, Минца писатель срисовал с этнографа Льва Мироновича Минца, который сам попросил об этом литератора. Адресную книгу Вологды Булычев получил от экс-директора музея Елены Сергеевны, к которой заходил в гости во время путешествия в Великий Устюг. В гуслярском цикле есть персонаж Елена Сергеевна, которая работает в местном музее.
Биография Николая Белосельского из города Великий Гусляр
Биография Николая Белосельского началась в Великом Гусляре. Герой окончил школу с золотой медалью и уехал в областной центр получать высшее образование. Некоторое время о Белосельском не было вестей на малой родине. Николай построил карьеру и впоследствии был назначен на должность председателя горисполкома Великого Гусляра. Белосельский без энтузиазма ехал в городок с населением 18 тыс. человек. Героя больше беспокоило, что местные помнят его одноклассником, соседом, другом, поэтому панибратства и конфликтов не избежать.
Николай занял место Пупыкина, который впоследствии стал директором зверофермы. «Пустой человек, мелкий склочник и нечист на руку», – такую характеристику предшественнику Белосельского дает Корнелий Иванович. Новый председатель пытается управлять городом, где обитают пришельцы, в магазине можно купить золотую рыбку, а пронырливый Максим Корнелиевич Удалов выливает в центральный водопровод зелье забвения, взятое у профессора Минца.
Без происшествий, авралов и прочих нештатных ситуаций не обходится, но Белосельский стремится менять городок к лучшему. Он стал инициатором и участником забегов здоровья, которые проводятся перед началом каждого трудового дня. Горожане не только тренируют выносливость, но и углубляют знания о гуслярских достопримечательностях, о которых во время забега рассказывает бывший сотрудник НКВД, пенсионер Николай Иванович Ложкин.
Внешность и характер Белосельского из произведений Кира Булычева
Белосельский и Удалов – ровесники. Но, судя по внешности, Николай выглядит старше Корнелия лет на десять. Объяснение этому кроется в том, что герой еще в молодости много работал, брался за самые сложные задачи: «Трудности нас закаляют».
Черты характера рисуют деловитого, ответственного и надежного человека, который готов горой стоять за свои принципы и город. Персонаж никогда не верит на слово, предпочитает все перепроверять лично. Например, после симпозиума Николай Белосельский наведался в гостиницу «Гусь» и лично ознакомился с книгами регистрации, жалоб и предложений. Никаких ошибок в заполнении градоначальник не нашел и обратил внимание на 16 благодарностей директору Федору Ласточкину. После этого Николай выступил с речью в горисполкоме о пользе выдвижения молодежи на ответственные посты.
Отношения с окружающими
Белосельский не женат. Увлечен государственной службой, поэтому мало внимания уделяет личной жизни. Дружит с Корнелием, который женат на Ксении Удаловой, воспитывает сына Максима и держит дома инопланетянина по имени Коко. Николай любит рыбалку, но не всегда удается выбраться на природу – то нужно занять место жюри на детском конкурсе танцев, то реставрировать дом купца Демушкина. И так три года без отпуска.
Белосельский с уважением относится к профессору Минцу. Председатель гордится тем, что ученый живет и работает в Великом Гусляре. «Я лично глубоко верю в гений товарища Льва Христофоровича. Он не раз нам это доказывал», – говорит Николай о профессоре.
Герой побаивается редактора городской газеты «Гуслярское знамя» (в некоторых рассказах «Гуслярская правда») Малюжкина. Этот персонаж с большим квадратным телом и львиной головой заставлял нервничать не только Белосельского. Малюжкин – борец за гласность, правду и демократию.
Помогает редактору Миша Стендаль. Журналист не имеет никакого отношения к французскому писателю, но находится в постоянном поиске сенсаций. В рассказе «Марсианское зелье» Михаил находит вход в подземелье и чувствует себя как человек, который открывает гробницу Тутанхамона. Стендаль всегда готов сделать фото или найти ценный источник информации. Также Миша пребывает в постоянном поиске возлюбленной.
На счету газеты «Гуслярское знамя» ряд громких дел. Журналисты раскрыли коррупционную схему на рынке, добились увольнения директора фабрики игрушек, который пренебрежительно относился к экологии, и нашли доказательства приписок на звероферме. Во время разбирательств по последнему делу досталось и ученому Минцу. Профессор в ходе генетического эксперимента создал двухвостую лису, но не оповестил общественность о своем открытии. Плодами трудов Минца ловко воспользовался экс-председатель Гусляра и директор зверофермы Пупыкин. Он сдавал государству каждую лису за две. Так функционер перевыполнил план, получил премии и торговал лисьими хвостами на черном рынке.
Пупыкин не смирился с потерей должности и доставляет хлопоты Белосельскому. Он нашел нужных людей и заполучил некий компромат на Николая, из-за чего тот потерял пост главы города. Белосельскому пришлось отправиться в областной центр, чтобы добиться правды.
Изобретатель Саша Грубин дружит с Корнелием Удаловым и находится на хорошем счету у Николая. Герой заведует лавкой вторсырья, а по вечерам изобретает. Однажды Александр усовершенствовал пластмассу, из которой делали детские игрушки, и создал новые формы. Грубин планировал изготовить шахматы для дома отдыха в виде рыцарей ростом с человека, но легкие. Однако вмешался директор фабрики игрушек Мимеонов, который захотел угодить Пупыкину. Функционер наладил массовое производство его бюстов и использовал технологию Грубина.
Николай Белосельский на экране
Образ Николая Белосельского перекочевал в сериал «Очевидное невероятное» (2024). Герой рассказов Булычева получил имя Эдуард Белинский и превратился в оппонента Тимофея Молодцова, прототипом которого стал Корнелий Удалов. Роль Белинского досталась актеру Максиму Лагашкину.
Интересные факты
- Белосельский управляет городом, в котором живут представители 16 национальностей. Ходит легенда, что Иван Грозный думал перенести столицу Русского государства в Великий Гусляр, но помешали опричники. В 1960-х в городе есть лесопилка, пивоварня, фабрика «Заря», выпускающая пуговицы и канцелярские кнопки, молочный комбинат, бондарные мастерские. Из достопримечательностей церковь Параскевы Пятницы и Спасо-Трофимовский монастырь. Рыбаки посещают реку Гусь, в честь которой названа гостиница, и озеро Копенгаген.
- До начала работы над гуслярским циклом Булычев стал автором детского произведения «Девочка, с которой ничего не случится». Затем писатель создал повесть «Меч генерала Бандулы». Литератор специализировался на истории Бирмы, поэтому перенес события произведения именно в эту страну.
Цитаты Николая Белосельского из произведений Кира Булычева
Белосельский расстроился из-за назначения на пост градоначальника Великого Гусляра. Прямолинейный, требовательный и принципиальный герой предвидел, что будет конфликтовать и спорить с горожанами, которые захотят воспользоваться личным знакомством с ним в своих целях.
Особенно Николай опасался Удалова. В рассказе «Глубокоуважаемый микроб» Корнелий получает приглашение на I Съезд Обыкновенных Существ (СОС). Он приходит к Белосельскому за советом. Старые друзья общаются и Николая настигают размышления:
«Не стоило распускаться и радоваться при виде Удалова. Ведь он друг детства и потому вдвойне опасен. Недаром он все эти месяцы держался на расстоянии и проявлял тактичность. И ты, Брут, расстроился Белосельский. Уж лучше бы попросил новую квартиру».
Есть версия, что гуслярский цикл Булычева является сатирой на жизнь советского и российского общества. В рассказе «Титаническое поражение» Удалов жалуется Белосельскому, что бюрократы «душат» его своими требованиями. Руководитель стройконторы сетует, что на него свалился ворох бумаг – нет времени и ресурсов все это делать. Николай Белосельский утешает товарища, говорит о «борьбе», но при этом констатирует:
«Все наши организации подчиняются вышестоящим организациям, а все вышестоящие организации подчиняются очень высокостоящим организациям, и так до министерств…»