Михаил Стендаль

Михаил Артурович Стендаль
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
журналист

История персонажа

Михаил Стендаль – персонаж цикла рассказов и повестей «Великий Гусляр» Кира Булычева. Журналист живет и работает в тихом городке, который кажется таковым только на первый взгляд. На самом деле в Великом Гусляре фантастическое и мистическое соседствует с обыденной жизнью горожан. Миша не остается в стороне и по долгу службы оказывается в эпицентре событий. В Великий Гусляр наведываются пришельцы, по его улицам гуляет двухсотлетняя подруга Александра Пушкина, а профессор Лев Минц владеет машиной времени и запасом зелий на все случаи жизни. В этом повседневном безумии Стендаль ищет две вещи – сенсации для газеты и любовь.

Создание персонажа

История создания персонажа по имени Миша Стендаль началась в 1970-х, когда Кир Булычев уже написал ряд произведений в рамках цикла «Великий Гусляр». К тому моменту читатели уже были знакомы с директором стройконторы Корнелием Удаловым, изобретателем Сашей Грубиным, пенсионером Николаем Ложкиным и градоначальником Николаем Белосельским. Писатель дополнил этот ансамбль молодым журналистом, который постепенно стал главным героем. Много внимания персонажу уделяется в повести «Марсианское зелье», рассказах «Ответное чувство», «Градусник чувств», «Новый Сусанин».

Фамилию Михаил получил в честь французского писателя Стендаля, хотя некоторые гуслярцы по ошибке называют его Бальзаком. При описании внешности героя часто применяется сравнение с молодым Александром Грибоедовым. Однако у персонажа «Великого Гусляра» нет прототипа, как у некоторых других действующих лиц. Лев Христофорович Минц списан с этнографа Льва Мироновича Минца, а прототипом сотрудницы музея Елены Сергеевны Кастельской является Елена Сергеевна Мансветова, у которой Булычев гостил во время путешествия по Вологодской области.

Миша Стендаль – собирательный образ молодого представителя творческой интеллигенции. Булычев много общался с журналистами, редакторами, писателями, поэтому у него не было необходимости списывать черты характера и манеры поведения с конкретного человека. Стендаль получил полноценную биографию и собственную любовную линию. По мере развития событий он претерпевает внешние и психологические перемены.

Биография Михаила Стендаля из города Великий Гусляр

Михаил Артурович Стендаль родился в 1956 году. Выпускник истфака Ленинградского университета после учебы устроился на работу в районную газету «Гуслярское знамя», которой руководит редактор Малюжкин. Миша сочиняет стихи, которыми исписана его толстая тетрадь.

Стендаль хочет однажды опубликоваться в «Литературной газете», но пока не решается отправить свои работы. Кроме «Гуслярского знамени» публиковался в журнале «Вокруг света», на страницах которого рассказывал о подледном лове крокодилов на гуслярском озере Копенгаген. Другой журнал принял его статью в рубрику «А если это не пришельцы?», в которой Миша рассказывал о встрече Корнелия Ивановича Удалова с инопланетянином.

Михаил Стендаль / Фото: Сгенерировано нейросетью
Михаил Стендаль / Фото: Сгенерировано нейросетью

Михаил Артурович пребывает в постоянном поиске сенсаций. Его чрезвычайно воодушевила история о зелье, благодаря которому люди омолаживаются и живут сотни лет. Стендаля вдохновляет идея вечной молодости и здоровья, но спортом Миша совсем не увлекается. К ежедневному утреннему забегу, который проводится при участии и по инициативе Белосельского, Стендаль присоединится без энтузиазма.

«Гуслярское знамя» хоть и малотиражная газета, но на ее страницах то и дело всплывает какой-нибудь скандал. То журналисты раскроют коррупционную схему на гуслярском рынке, то выведут на чистую воду директора фабрики игрушек, который пренебрежительно относится к экологии. Не ушел от ответственности и глава зверофермы Пупыкин, воспользовавшийся открытием профессора Минца и обманувший государство ради почестей и премий.

Внешность и характер Стендаля из произведений Кира Булычева

Михаил Стендаль – молодой мужчина в очках. На фото, будь персонаж реален, перед читателем мог бы предстать герой с европейской внешностью, темными волосами и светлыми глазами. С возрастом персонаж среднего роста лысеет и толстеет. Не любит ходить на пляж, потому что стесняется своей белой кожи и мягкого живота. Булычев постоянно сравнивает Стендаля с автором «Горя от ума»: «Стендаль поправил очки и приобрел сходство с Грибоедовым, прибывшим на первую аудиенцию к персидскому шаху».

Почти всегда у Миши под рукой фотоаппарат и редакторский портфель с блокнотом, в который он готов записывать любопытные сюжеты. Когда герой нервничает, то начинает ходить из стороны в сторону и без конца протирает очки. Если взволнованного Стендаля убедить сесть, то его ноги все равно продолжают дергаться.

Миша обладает положительной характеристикой. Он добродушен, открыт и любознателен. Он увлекается историей, любит свою работу, ответственно относится к задачам, которые ставит редактор. У персонажа есть тяга к приключениям, авантюрам. Стендаль мечтает произвести на свет не только литературный шедевр, но и открыть свою «гробницу Тутанхамона».

Отношения с окружающими

О семье Михаила нет информации, но известно, что он не приходится родственником французу Стендалю. На протяжении многих рассказов герой ведет холостяцкий образ жизни, но не бросает надежду найти любовь. Шанс подворачивается, когда в гости к тетке приезжает Алена Вишняк («Ответное чувство»). Миша познакомился с мастером спорта по теннису, финалисткой первенства СССР в женском парном разряде. Стендаль безнадежно влюбился в блондинку с карими глазами. Чтобы приворожить Алену, журналист обращается за помощью к Глумушке. Она готовит зелья, предсказывает погоду, лечит людей, но при этом является резидентом инопланетян.

С шефом Малюжкиным у Стендаля хорошие отношения. Но редактор нередко без энтузиазма воспринимает сюжеты, которые Мише удается найти. История про зелье омоложения вызвала у Малюжкина скепсис. Также герой дружит с Корнелием, который зовет его на рыбалку. Удалов известен тем, что приютил пришельца Коко. Но инопланетянин был изгнан за циничные высказывания. Ксения Удалова подбрасывает проблем, ревнуя мужа ко всем женщинам. Сын Корнелия, Максим Удалов, любит искать нестандартные выходы из сложных ситуаций. Однажды юный Максим Корнелевич даже лишил памяти горожан.

Михаил Стендаль / Фото: Сгенерировано нейросетью
Михаил Стендаль / Фото: Сгенерировано нейросетью

Стендаль общается с Александром Грубиным и бывшим сотрудником НКВД, пенсионером Николаем Ивановичем Ложкиным. Дружит с Федей Ласточкиным, который ранее работал в кинопрокате, а затем стал главой гостиницы «Гусь». Когда в Великом Гусляре должен был пройти симпозиум по разведению раков («Свободные места есть»), от Федора потребовали 28 номеров. Но в гостинице все комнаты были заняты. Тогда Стендаль посоветовал обратиться к Минцу, которого считает гением. Лев Христофорович подтвердил столь высокую оценку, найдя решение проблемы.

Интересные факты

  • Вселенная «Великого Гусляра» начала развиваться в 1967 году, когда Булычев задумал рассказ для болгарского журнала «Космос». Тогда писатель не знал, что произведение «Связи личного характера» станет фундаментом цикла, создававшегося более тридцати лет.
  • Прототипом Великого Гусляра послужил Великий Устюг, в котором Булычев побывал в 1964 году.
  • Миша Стендаль – один из персонажей, которому открывается тайна Милицы Федоровны Бакшт. Эта женщина по документам появилась на свет в 1872-м, но сама она называет временем своего рождения середину XVIII века. В 1980-х она имеет внешность прекрасной девушки благодаря таинственному зелью.

Цитаты журналиста Стендаля и про него из произведений Кира Булычева

Стендаль мечтает прославить Великий Гусляр. Он считает, что у городка есть потенциал, позволяющий превзойти даже Москву. Эту идею авторы сериала «Очевидное невероятное» вложили в уста мэра Эдуарда Белинского, которого сыграл актер Максим Лагашкин. Он хочет рассказать о визитах пришельцев, а Стендаль стремится донести миру историю о чудесном омоложении:

«Газета добудет нам денег <…> опубликует срочно материал. И завтра утром мы отбываем в Москву. И нас уже встречают там. Разве не ясно? И Гусляр прославлен в анналах истории».

Каждый раз, когда Михаил Стендаль находит увлекательный сюжет, ему приходится преодолевать крепость скептицизма Малюжкина:

«Стендаль рухнул на грешную землю и мысленно ушибся: беседы с главным редактором редко проходили безболезненно. Малюжкин полагал, что его газета – центр Вселенной».