История персонажа
Персонаж средневековых легенд, имевших хождение в Нидерландах и Германии. Бродяга и плут, в произведениях более позднего времени превратился в народного героя, символ сопротивления Нидерландов испанскому владычеству.
История происхождения
Первоначально Тиль Уленшпигель был героем многочисленных анекдотов и сатирических стихов-шванков, которые ходили в народе в Нидерландах и Германии. Это собирательный образ пройдохи, балагура и бродяги, подобный мусульманскому Ходже Насреддину.
Образ стал частью фламандского и немецкого фольклора в XIV веке, а в начале XVI века впервые появилась печатная книга под заголовком «Занимательное сочинения о плуте Тиле...», где ранние народные легенды об Уленшпигеле были собраны и литературно обработаны. Имя составителя книги точно неизвестно. Вскоре подобного рода лубочная книга вышла и во Фламандии. Еще позже появились переводы этого сборника на английский, французский, латынь и другие языки.
Тиль из народных легенд – веселый мошенник, который ведет себя отнюдь не как идеальный герой и образец для подражания. В одном из эпизодов персонаж, например, показывает собственную задницу крестьянам. Нрав персонажа отражает его фамилия, которая складывается из двух слов средневерхненемецкого языка.
Spіegel традиционно переводится как «зеркало», но у этого слова есть и жаргонное значение «задница», а ulen — это глагол «чистить», «мыть». Правда, более распространен «приличный» вариант перевода имени героя «Уленшпигель» как «Зеркало совы», потому что персонаж по традиции изображается с совой и зеркалом в руках.
Прототип и персонаж
В средневековых народных книгах утверждается, что герой был реальным историческим лицом. Якобы человек по имени Тиль Уленшпигель родился в районе 1300 года в земле Кнайтлинген в Нижней Саксонии. Жил в путешествиях, бывал в землях Бельгии, Германии и Нидерландов. В возрасте пятидесяти лет умер в германском городе Мёльн от чумы. Однако эти утверждения не подкреплены никакими свидетельствами того, что этот или похожий человек существовал в реальности.
Образ Уленшпигеля воспринимают и как провозвестника Реформации, поскольку действия героя направлены на то, чтобы осмеять и подорвать основы патриархального мира Средневековья. Тиль – бродяга, не приемлющий оседлой жизни. Герой постоянно надувает крестьян и горожан, воплощает дух независимости и личной инициативы.
Народные легенды отличаются от позднейшего романа о Тиле Уленшпигеле, написанного Шарлем де Костером. В романе появляются новые герои, которых не было в исходных фольклорных материалах, например, Ламме Гудзак, друг Тиля. И образ самого Уленшпигеля отличается от фольклорного.
Биография Тиля в романе Костера разворачивается на фоне событий, взаправду происходивших в Нидерландах в XVI веке. Место рождения героя – город Дамме во Фландрии. Отец Тиля – угольщик Клаас. По случайному совпадению в один день с героем родился Филипп Второй, будущий король Испании. Благороднорожденный младенец растет жестоким ребенком и трусом, в то время как простолюдин Тиль — смелый мальчишка-проказник с добрым сердцем и острым языком.
Тиль вырастает вольнодумцем и не держит языка за зубами, а в стране господствует католическая церковь, власть принадлежит испанским феодалам. Героя по причине несдержанного и свободолюбивого характера объявляют еретиком и приговаривают к изгнанию из Фландрии сроком на три года.
У Тиля есть подружка — Неле, а у той — мать по имени Катлина. Эта Катлина оказывается в руках инквизиторов по обвинению в колдовстве и сходит с ума из-за пыток. Тиль тем временем странствует по миру и обретает навыки ловкого мошенника. Герой получает отпущение грехов, и это дает ему возможность вернуться домой.
Перед самым возвращением Тиля оказывается под арестом отец героя – Клаас. На него донес сосед, рыбник по имени Йост. Клааса обвиняют в ереси и сжигают на костре, а мать героя от горя умирает. Тиль собирает пепел, оставшийся на месте казни отца, помещает тот в мешочек и носит на груди. Обезумевшая мать Неле общается с духами, и Тиль обращается к женщине за советом, чтобы та подсказала герою, как спасти страну от жестокости испанцев. Мать Неле отправляет Тиля и дочь на весенний праздник, к духам земли. Духи велят героям искать неких Семерых.
Вместе с девицей Неле и приятелем Ламме, добродушным толстяком, Тиль отправляется на поиски Семерых. Компания странствует по землям, а Ламме заодно пытается разыскать жену, которая его бросила. Во Фландрии тем временем вспыхивает восстание против испанских властей. Уленшпигель присоединяется к повстанцам и принимает участие в сражениях с испанцами.
Позже, вернувшись в город Дамме, герой узнает, что за жителями охотится некий волк-оборотень. Оказывается, что под волчьей шкурой скрывался тот самый рыбник Йост, который донес на отца Тиля. Теперь и Йоста приговаривают к казни.
Тиль участвует в морских сражениях и превращается в искусного бойца. Плут проявляет порядочность, когда, к примеру, пытается заступиться за пленных католических монахов, к вере которых не испытывает никакой личной симпатии. Этот поступок едва не стоит герою жизни, но Неле заявляет о своем желании взять Тиля в мужья, чем спасает герою жизнь. Позже герои оставляют службу на флоте.
Найти Семерых героям удается при помощи волшебной мази. Выясняется, что это аллегория, и Семеро, которых герой видит во сне, это воплощения смертных грехов. Впавший в волшебный сон Тиль кажется мертвым, и противники пытаются похоронить героя. Однако Тиль выбирается из могилы в тот момент, когда священник принимается читать заупокойную молитву.
Тиль Уленшпигель в культуре
В XIX веке фольклорные истории о Тиле прошли литературную обработку под пером бельгийского писателя Шарля де Костера, который опубликовал в 1867 году роман с длинным названием «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях – забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах». В романе дана романтическая интерпретация образа Тиля. Из XIV века персонаж «переносится» в XVI, где становится символом сопротивления народа Фландрии господству угнетателей-испанцев.
Книга де Костера изменила восприятие образа Тиля в сознании читающей публики. К персонажу начали относиться как к идеологу революционного движения гёзов, которые выступали против испанского правительства в Нидерландах и против католической церкви.
Создавая свой роман, автор использовал информацию, почерпнутую из старинных хроник, и привлекал к делу тексты писателей XVI века. А интерпретация самого де Костера впоследствии легла в основу множества литературных и музыкальных произведений, пьес и кинофильмов.
Григорий Горин в 1970 году написал на основе книги де Костера пьесу «Страсти по Тилю», которую режиссер Марк Захаров в 1975 году поставил на сцене московского театра «Ленком».
В 1976 году на киностудии «Мосфильм» вышла серия фильмов «Легенда о Тиле» общей продолжительностью 405 минут. Ленту сняли режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов, и они же в дуэте написали сценарий к фильму. Роль Тиля Уленшпигеля сыграл эстонский актер Лембит Ульфсак, а озвучил Валентин Грачев.
Фильм вышел в двух частях, и каждая часть состоит из двух серий. Первая часть носит название «Пепел Клааса». Место действия — Нидерланды, на дворе XVI век. Страна находится под властью короля Испании. Местный народ свободолюбив и жизнерадостен, но захватчики подвергают людей гонениям и пыткам, вокруг доносчики, а святая инквизиция палит костры. Главные герои – Тиль и Неле – бесстрашно пройдут через массу испытаний.
Вторая часть фильма называется «Да здравствуют нищие!». Непосильные налоги, гонения на еретиков и жестокие указы испанского короля довели нидерландцев до ручки, и те подняли восстание в попытке скинуть иго испанцев. Главные герои здесь – Тиль Уленшпигель и Ламме Гудзак, его верный приятель.
В основу сценария лег роман Шарля де Костера. Съемки фильма проходили в польском городе Гданьске и в эстонском Таллине, где удалось эффектно изобразить атмосферу, царившую в средневековых городах Фландрии. Сцены с наполовину затопленным городом и голландским портом снимали в Юрмале, в устье реки Лиелупе (Латвия).
Первая экранизация романа де Костера вышла еще в 1956 году и снималась во Франции и Нидерландах голландским режиссером Йорисом Ивенсом. В главных ролях выступили французы: Тиля Уленшпигеля сыграл актер Жерар Филип, а его друга Ламме — Жан Карме.
Образ Тиля Уленшпигеля не раз вдохновлял музыкантов и композиторов. В 90-ые годы ХХ века существовала российская фолк-группа, взявшая имя героя в качестве названия. Группа «Тиль Уленшпигель» исполняла баллады «со средневековым привкусом» и распалась в 1999 году. Бывшие музыканты из этого коллектива вошли в первый состав знаменитой группы «Мельница». Среди них была и Хелависа (Наталья О’Шей), которая в составе «Тиля» начала музыкальную карьеру.
В 1985 году композиторы Николай Каретников и Павел Лунгин закончили работу над оперой «Тиль Уленшпигель». Оперу впервые поставили в Германии на сцене Оперного театра Билефельда в 1993 году. До этого, в 1988 году, в СССР была записана пластинка, где партию Тиля Уленшпигеля исполнил Борис Кудрявцев.
Цитаты
«Пепел Клааса стучит в моем сердце».
«Я живу не ради ветчины, пива и дроздов, а ради торжества свободы! Не толстым брюхом спасают родину, а гордым мужеством. И тем, что безропотно несут тяготы вплоть до самой смерти».
«Не надо роптать на судьбу, ибо нет ничего прекраснее, чем скитаться и терпеть нужду во имя свободы!»
Фильм «Легенда о Тиле» (1976)
«- Что это еще за толстая морда? - спросила Неле.
- Это жертва супружеской жизни, - пояснил Уленшпигель. - Он высох бы от горя, как яблоко в печке, если б не подкреплял свои силы беспрерывным принятием пищи».
Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле»