История персонажа
Персонаж одноименной советской лирической комедии. Непутевый пьющий сантехник, чья жизнь меняется после встречи с девушкой Катей.
История создания
Фильм «Афоня» снял в 1975 году режиссер Георгий Данелия, создатель популярных в советское время кинокомедий «Кин-дза-дза!» и «Мимино». Роль Афони, непутевого слесаря-сантехника, сыграл актер Леонид Куравлев, а в роли главной героини — медсестры Кати Снегиревой – снялась актриса Евгения Симонова.
Интересно, что у Симоновой на момент съемок фильма уже была договоренность насчет работы в другом проекте. Актриса планировала уехать в Башкирию на все лето, чтобы сниматься там в ленте «Пропавшая экспедиция». Поэтому все эпизоды, где участвует Катя, пришлось отснять спешно за три дня. А на роль Афони режиссер первоначально собирался пригласить Владимира Высоцкого. В сценарии даже была прописана сцена, где герой играет на гитаре.
Съемки фильма «Афоня», организованные киностудией «Мосфильм», проходили летом 1974 года. Местом съемок стал город Ярославль. В кадр попали узнаваемые городские объекты, часть из которых не сохранилась до нашего времени. Среди них Спасо-Преображенский монастырь, хрущевки северного района Брагино, улица Свободы с универмагом «Ярославль», набережная. Для съемок сцен, происходивших в Борщовке, выехали в село Диево-Городище под Ярославлем.
В эпизоде, где Афоня ночует в квартире Кати, присутствует момент, когда за окном видно лошадь, которая понуро тащит телегу. Критики сочли это удачной находкой режиссера, метафорой будущей жизни Кати, которой придется тащить на себе алкоголика Афоню. Однако на самом деле этот момент был снят случайно.
Сюжет
Афанасий Борщов по прозвищу «Афоня» — молодой советский сантехник, пьющий и непутевый. День напролет герой ищет, где бы выпить на пару с приятелем Федулом. Герой мало заинтересован в работе и думает в основном о том, как бы выцыганить у клиента «магарыч» — угощение за услуги.
Пивная — место, где герой любит проводить время. Там Афоня сводит знакомство со штукатуром Колей. Свежеиспеченные приятели напиваются и вдвоем заваливаются домой к Афоне. Там героя ждет любовница Тамара, которая рассчитывает, что Афоня явится с зарплатой. Увидев героя пьяным в компании невесть кого, Тамара скандалит, прогоняет вон Колю и уходит сама. Афоня остается без женщины.
На работе в ЖЭКе от героя тоже не ждут ничего хорошего. Когда приходит время распределять прибывших из ПТУ практикантов, к Афоне не «прикрепляют» никого, потому что уверены, что ничему толковому от героя научиться невозможно. Афоня настаивает на том, чтобы практикантов таки «выдали». Однако не проходит и дня, как практиканты сбегают от Афони сами, посмотрев, как тот работает.
Нового приятеля Афони штукатура Колю тем временем тоже настигают неприятности. Жена выставляет Николая на улицу и тот просится пожить к Афоне на некоторое время. Герой поначалу даже не признал в Коле человека, с которым вчера пил, но жить к себе пустил. Бросив едва знакомого мужика в квартире, Афоня уходит на танцы.
Там герой встречает Катю. Та косвенно знает об Афоне еще со школьных лет и загадочным образом питает к герою нежные чувства. Брат Кати в школьные годы играл с Афоней в одной волейбольной команде и рассказывал сестре о герое. Этого оказалось достаточно, чтобы Катя влюбилась в Афоню.
Сам Афоня мало обращает внимания на Катю. Герою нравятся женщины постарше, и одна такая как раз привлекает афонино внимание. После танцев Афоня отправляется прогуляться с избранницей, однако по дороге на героя нападают хулиганы. На этом романтика заканчивается. Хулиганы бьют Афоню, а Катя зовет милицию.
Герой попадает в отделение, и, пока Афоня там находится, на улице начинается ливень. Катя все это время ждет героя и промокает до нитки. Герой видит девушку, когда из милиции отправляется домой, и зовет Катю с собой. Оказавшись у Афони дома, Катя пьет чай и уходит, не пожелав остаться на ночь.
Афоня по-прежнему мало увлечен Катей. Новый любовный интерес герой находит во время работы, когда приезжает по вызову к женщине по имени Елена. Афоня влюбляется с первого взгляда и принимается сразу мечтать о детишках и семейной идиллии. Ради новой возлюбленной Афоня крадет модную стальную раковину финского производства из одной квартиры и дарит ту Елене, а ограбленному гражданину ставит простую чугунную раковину. Катя тем временем пытается привлечь внимание Афони и ищет новых встреч с героем.
В ЖЭКе тем временем решают, не уволить ли Афоню за пьянство и драки. «Всплывает» и краденая финская раковина, которую требуют вернуть законному владельцу. Для Афони это повод в очередной раз встретиться с Еленой. Герой везет той на замену фарфоровую раковину в цветочек, однако обнаруживает в доме Елены шумную компанию. Герой понимает, что эта женщина видит в нем всего лишь сантехника и предпочитает мужчин состоятельных и модных.
После такой встряски герой впадает в депрессию, которую пытается лечить алкоголем, отправившись с приятелем в ресторан. Однако привычный метод не помогает, и Афоня отправляется домой к Кате. Там герой предлагает девушке руку и сердце и остается у Кати ночевать. Наутро Афоня сбегает, заявив, что накануне слишком много выпил.
Тем временем штукатур Коля решает начать новую жизнь и возвращается к жене. Сам Афоня тоже хочет начать новую жизнь и для начала решает уехать в деревню к тетке, которая воспитывала героя в детстве. С теткой герой не виделся с той поры, как ушел в армию.
Прибыв в деревню, герой встречает старого приятеля и друга детства, который теперь работает трактористом. Возрадовавшись друг другу, герои вместе дают телеграмму в город, сообщая, что Афоня уходит с работы, а квартиру сдает. После этого решительного жеста герой внезапно узнает, что тетка скончалась год назад. От таких новостей Афоня впадает в еще более глубокую депрессию. Идти герою некуда и всё потеряно. От тетки остались дом и сберкнижка, которую та завела на имя героя.
В отчаянии герой отправляется на почту, чтобы позвонить Кате, но на том конце провода Афоне сообщают, что Катя уехала. В расстроенных чувствах герой отправляется на аэродром, чтобы улететь куда глаза глядят и поставить крест на собственной биографии. Однако у самолета героя догоняет-таки Катя с чемоданчиком.
Цитаты
«А ты чего не обедаешь, верблюд что ли?»
«Совести-то у меня — во! С прицепом! А времени нет».
«- Дядя, белый танец! Дамы приглашают кавалеров.
- А ты сам дама, что ли?
- А это мое дело, персональное.
- Козел ты, а не дама».
«- От кого бежим?
- Ну, от себя.
- Да от себя-то убежать можно, а вот от милиции не убежишь».
«Вот ты до чего докатился, Борщов! Приводишь в дом сам не знаешь кого! А может, это проходимец? Или преступник, которого ищет милиция! Ты документы у него проверял?»
«- Ты своей жизнью доволен?
- Очень, очень доволен! А ты?
- Нет.
- Ну и зря! А почему-у-у-у?
- Я к ней философически отношусь.
- Ну, если философически, так и я не очень...»