Дживс

Реджинальд Дживс
О персонаже
Страна
Англия
Создатель
Пелам Вудхаус
Деятельность
литературный персонаж, герой фильма, слуга, дворецкий
Семейное положение
не женат

История персонажа

Реджинальд Дживс — главный герой в серии комических произведений Пелама Гренвилла Вудхауса, знаменитого английского писателя-драматурга. Чопорный и начитанный камердинер с молодым хозяином-аристократом Бертрамом Вустером создали яркий и неповторимый дуэт, полюбившийся как читателям, так и зрителям комедийной экранизации.

История создания персонажа

Детство и юность Пелама Вудхауса пришлись на рубеж XIX-XX веков, и это как раз то время, когда в аристократических семьях было принято содержать слуг. Несмотря на дворянское происхождение, маленький мальчик встречался с обслуживающим персоналом, только навещая родственников.

Там, Пелам с большим удовольствием общался с лакеями, поварами и горничными. Статный и серьезный дворецкий вызывал у Вудхауса благоговение, а после стал неким прототипом Вустера.

Традиция изображения парных образов в литературных произведениях не нова. Например, тандем Дон Кихота и Санчо Пансы. В романах Пелама камердинер приходит на помощь хозяину, но при этом не забывает и о своих интересах.

Писатель характеризует героя как гениального и эрудированного человека. Он в состоянии корректировать поведение молодого аристократа так, чтобы при этом выглядеть послушным и образцовым слугой.

Вудхаус посвятил бессмертному дуэту больше 50 лет творческой жизни. Место действия разворачивается в Лондоне, затем в Нью-Йорке. Время повествования ограничено началом XX века. Писатель в произведениях продемонстрировал особенности того периода — «золотая молодежь» в лице Берти выглядит органично вместе с забавными приключениями. Суть работы Дживса — помочь богатому аристократу избежать ловушек и манипуляций, не потеряв при этом достойный облик. Все это описано с характерным английским юмором, который и сегодня приходится по вкусу поклонникам комедийного жанра.

Биография и образ Дживса

В романах Вудхауса Реджинальд отражает образ идеального слуги, ценности которого характерны для господ викторианской эпохи. Но в то же время он верно и преданно выполняет обязанности личного помощника.

Бертрам восхищается интеллектуальными способностями слуги, поэтому часто повторяет одну фразу:

Вы гений!.

И этот гений приходит на выручку не только хозяину, но и его друзьям. Но при этом остается преданным только одному человеку.

Реджинальд состоит в клубе дворецких «Младший Ганимед», созданном для того, чтобы составлять описания господ с самыми деликатными подробностями. Смысл заключается в оценке потенциального работодателя из самых достоверных источников.

Главное кредо Реджинальда — выбирать только холостых мужчин. Возможно, поэтому он по сюжету книг старательно избавляет Берти от попыток жениться. К слову, аристократ и не стремится окольцевать себя, однако окружение пытается сделать из неугомонного повесы примерного семьянина. В таких ситуациях Дживс приходит на помощь и самыми невероятными путями ограждает хозяина от навязчивых родственников и барышень.

Еще один момент, который сильно волнует камердинера, — гардероб хозяина. Дело в том, что Реджинальд является поклонником соблюдения определенных канонов. А Берти Вустер, следуя модным тенденциям, стремится к эпатажу. Поэтому нередко у аристократа появляются одежды нелепых расцветок и странных сочетаний. Для Дживса это неприемлемо, однако на откровенный разговор помощник не идет. Так или иначе, шантажом или убеждениями, Реджинальд добивается того внешнего вида Берти, который удовлетворял бы его собственные предпочтения. То есть, несмотря на субординацию в отношениях подчиненного и хозяина, первый иногда становится тираном, хоть это и незаметно для Бертрама.

Быть слугой для Реджинальда — естественное положение, хотя он легко бы достиг большего. Но, во-первых, речь идет о династии камердинеров, и Дживс с удовольствием продолжает семейную традицию. А во-вторых, как он сам признается, ему нравится управлять слабовольным холостяком. Можно сказать, что мужчина гордится должностью, поскольку в его биографии ему не раз приходилось становиться учителем для молодых людей, желающий познать секреты профессии.

Дживс в фильмах

Сериал «Дживс и Вустер» отсняли в Великобритании по мотивам цикла романов и рассказов о приключениях дворецкого и богатого аристократа. Характер главного героя превосходно показал актер Стивен Фрай, в будущем сыгравший Майкрофта Холмса.

Равно как и в сюжете книг, сценарий фильма построен на комедийном противопоставлении слуги и хозяина. В четырех сезонах киноленты чопорный камердинер занимается тем, что выручает Бертрама Вустера, которого сыграл Хью Лори, из различных передряг. То его собираются женить против воли, то поручают странные задания, выполнение которых грозит нарушением закона.

Фильм насыщен цитатами из романа, приводящими в восторг поклонников комедийного искусства. Неповторимый английский юмор и великолепная актерская игра пришлись по нраву зрителям со всего мира.

Критики сериала посчитали, что Стивен Фрай выглядит довольно молодо для такой роли. На момент съемок актеру было 32 года. Восприятие героя как человека умного, эрудированного и умудренного опытом идет вразрез с возрастом. Однако это не более чем стереотипное мнение. У автора цикла романов нет никакого упоминания о том, сколько лет главному герою.

Внешность же актера вполне соответствует литературному образу. Это моложавый, высокий и темноволосый человек, который также часто встречается с девушками. Стивен настолько удачно сыграл этого персонажа, что в последующих театральных постановках актеры подбирались в соответствии с Фраем, а не с представлениями о книжном герое.

Фильмография

  • 1936 — «Спасибо, Дживс!»
  • 1990–1993 — «Дживс и Вустер»

Библиография

  • 1915 — цикл рассказов «На выручку юному Гасси»
  • 1923 — цикл рассказов «Этот неподражаемый Дживс»
  • 1925 — цикл рассказов «Так держать, Дживс!»
  • 1930 — цикл рассказов «Посоветуйтесь с Дживсом»
  • 1934 — «Дживс, вы — гений!»
  • 1934 — «Ваша взяла, Дживс»
  • 1938 — «Фамильная честь Вустеров»
  • 1946 — «Радость поутру»
  • 1949 — «Брачный сезон»
  • 1953 — «Не позвать ли нам Дживса?»
  • 1954 — «Дживс и феодальная верность»
  • 1959 — «Дживс готовит омлет»