История персонажа
Джанго – раб, которому чудом удалось получить свободу, – творение гениального Квентина Тарантино. Историю спасения чернокожей «принцессы Брунхильды» мастер кино, как всегда, превратил в кровавый экшн. За обложкой классического европейского вестерна режиссер скрыл красивую историю любви, мечту о свободе и равноправии. Фильм «Джанго освобожденный» удостоен россыпи наград и двух «Оскаров». Одну статуэтку получил сам Тарантино за сценарий, другая оказалась в руках у Кристофа Вальца, исполнившего роль второго плана.
История создания
Слухи о том, что Квентин Тарантино собирается заглянуть в самые позорные страницы истории Америки – во времена рабовладельческого строя, поползли в киношной среде за пять лет до того, как мир познакомился с бесстрашным освобожденным рабом Джанго. С самого начала режиссер задумывал чернокожего невольника как охотника за головами, превратившегося в мстителя.
Квентин давно мечтал создать фильм в жанре «спагетти-вестерн», даже имя главного персонажа выбрал неспроста. Джанго – так названы почти все ключевые герои европейских вестернов, имя стало нарицательным и отождествляется с жанром в целом. Впервые персонаж с таким именем появился в итальянской картине «Джанго», снятой в 1966 году (в конце 80-ых вышел сиквел «Возвращение Джанго»). Кстати, на этот фильм и опирался при создании сценария Тарантино.
Развитие сюжета постепенно наделяло героя новыми качествами, в итоге идея вылилась в историю вызволения из рабства любимой женщины. А кинокритики причисляют очередной плод труда Квентина Тарантино к мелодрамам, которые смотрятся на одном дыхании и заставляют сопереживать разлученным супругам.
Кристофера Вальца, получившего позднее одну из главных ролей, автор «Джанго освобожденного» посвящал в детали работы. Актер позже признавался в интервью, что характер и динамика происходящего, которые развивались на бумаге, потрясли его и уже тогда заставили влюбиться в героя и будущую киноленту.
Готовый сценарий покорял своей правдивостью и реалистичностью: жестокость рабовладельцев переплелась с трагедией двух любящих сердец. Первых читателей удивило то, что Тарантино сделал героя женатым, а это в те времена было табу – браки между рабами не поощрялись. Во главу угла он выдвинул не хрестоматийную борьбу с рабством, а верность женщине и стремление идти вперед ради личных чувств.
Украшением фильма стала параллель, проведенная Квентином с германо-скандинавской мифологией. Автор дал любимой женщине Джанго символичное имя – Брунхильда. Так в саге о Нибелунгах зовут принцессу, которая дожидается своего возлюбленного и спасителя Зигфрида на горе, окруженной огнем. Спасти девушку было нелегко, но возможно. И Джанго повторил подвиг немецкого героя. Дело оставалось за малым – переложить сценарий на пленку так, чтобы убедить зрителя в вечной любви, даже если она родилась в атмосфере насилия и зла. Впрочем, Тарантино не сомневался в успехе.
Фильм и актеры
Съемочная группа начала готовиться еще за полгода до окончания сценария. Пилор Савон, продюсер Тарантино, рассказывал:
«Когда мы слышали, что у Квентина дома оживала печатная машинка, уже знали, что есть несколько месяцев на то, чтобы собрать съемочную группу. И вот машинка начала печатать, – значит, самое время вызванивать всех ребят. Мы звонили и предупреждали: «Друзья, на ближайшее время ничего не планируйте».
Точку в рукописи режиссер поставил в конце апреля 2011 года и тут же ударился в поиски актеров. Роль Джанго сначала предложили Уиллу Смиту, но, как ни странно, актер отказался от такой чести. Дело в том, что он счел образ не совсем ключевым – в сценарии перетягивал на себя внимание доктор Кинг Шульц, освободивший и взявший в напарники Джанго. Актер и режиссер не сошлись во мнении, кто убьет рабовладельца Кэнди.
Первый считал, что это – задача бывшего раба. Но постановщик настаивал на смерти «белого от белого»: такой поворот станет символом предстоящей Гражданской войны и освобождения чернокожих от рабства (события в сценарии Тарантино разворачиваются в 1858 году, за три года до Гражданской войны). Однако после фееричного выхода фильма в свет Смит жалел об отказе от роли.
После долгих поисков Квентин Тарнатино встретился с Джейми Фоксом, который уже прочел сценарий. Легендарный режиссер потом отмечал, что после разговора с актером, понял – это Джанго, ведь Фокс до мелочей вник и понял детали исторических событий и значимость предстоящей ленты. А еще покорил «чисто ковбойский» типаж Джейми.
Кристоферу Вальцу предстояло показать непростой характер охотника за головами Кинга Шульца. Вжиться в образ столь колоритного персонажа не каждому удалось бы, но актер справился блестяще. Роль красавицы Брунхильды фон Шафт, рабыни и супруги Джанго, отошла Керри Вашингтон. Актриса признавалась, что согласилась на роль из-за смелости режиссера показать ужасную правду далекого прошлого.
Заминка случилась с утверждением роли владельца поместья «Кэндиленд» – рабовладельца Кэлвина Кэнди. Этот образ очень хотел воплотить Леонардо Ди Каприо, поэтому сам позвонил Тарантино. Однако у мэтра киноискусства возникли сомнения в кандидатуре – смущал возраст, ведь автор ленты видел в роли Кэнди актера постарше. Ди Каприо чудом получил одобрение, но надежды оправдал сполна: теперь уже сложно представить другого актера на его месте, неприятные черты протагониста картины усиливают его очаровательность. Кстати, этот персонаж открыл список злодейских ролей Леонардо.
Биография и сюжет
Сюжет фильма предваряют печальные события, случившиеся на одной из американских ферм. Джанго и Брунхильду – супружескую пару в рабстве – после неудачного побега разлучили и отправили на продажу. Впрочем, обычное явление в биографиях чернокожих невольников.
Джанго купили работорговцы с Дальнего Юга, куда и повели в связке еще с четырьмя рабами пешком. По дороге, ведущей через лес, путникам повстречался немец, дантист и охотник за головами в одном лице Кинг Шульц. Доктор пожелал купить Джанго, но столкнулся с грубостью конвоя. Пришлось убить одного, а другому прострелить ноги. Но герой оказался честным - покупку оплатил по действующему тарифу.
Остановившись в баре первого попавшегося городка, Шульц рассказал Джанго о том, что занимается розыском и убийством опасных преступников всех мастей, и на сегодня план – найти троих братьев по фамилии Бриттл. Молодой человек может ему помочь, ведь троица работала надсмотрщиками на плантации, где раньше жил Джанго, а, значит, раб знает гангстеров в лицо. За содействие в опознании братьев Шульц обещал даровать Джанго свободу и неплохое вознаграждение.
Предложение заманчиво еще и потому, что выпал шанс отомстить, ведь именно Бриттлы избивали до полусмерти Брунхильду после побега. И Джанго согласился. После нахождения и убийства братьев доктор сдержал слово, выписав вчерашнему рабу «вольную». И заодно пригласил Джанго составить компанию в качестве охотника за головами на зиму, а с приходом весны пообещал помочь разыскать Брунхильду.
У Джанго открылся стрелковый талант, который достиг совершенства после тренировок у Шульца. За долгие зимние месяцы мужчинам удалось заработать баснословную по тем временам сумму денег, а также узнать, где теперь живет Брунхильда. Новый хозяин – жестокий, циничный, но невероятно обаятельный Кэлвин Кэнди, который увлекается смертельными боями рабов, проходящими прямо в гостевой комнате его особняка.
Джанго сначала хотел выкрасть жену, но новый друг убедил, что это глупая затея, ведущая прямиком на виселицу. Хитрый доктор разработал идеальный план: он прикинется покупателем чернокожих борцов, а Джанго выступит в роли советника. В итоге за лучшего борца предложат 12 тысяч долларов, что в то время считалось огромными деньгами, и тут же за небольшую сумму выкупят Брунхильду. Идея выглядела блестящей, да и шло все как по маслу, пока хитроумный план не разгадал наблюдательный дворецкий Кэлвина Кэнди.
Разгневанный хозяин дома обещал убить рабыню, если гости не отдадут за нее 12 тысяч. Шульц без зазрения совести расплатился. И уже когда сделка была завершена и бумаги подписаны, разгорелась кровопролитная бойня. Причиной стало требование Кэнди пожать ему руку, но доктор не стерпел унижения, выстрелил в рабовладельца и сам погиб от пули помощника хозяина дома.
Джанго почти до конца выстоял перестрелку, но молодому человеку пришлось сдаться, когда в заложницы попала жена. Главный герой вновь превратился в раба и отправился на пожизненную каторгу на каменоломню. К счастью зрителей, Квентин Тарантино решил закончить свое детище хеппи-эндом: по дороге Джанго удалось обвести вокруг пальца конвой, отобрать оружие и освободить супругу. Он сполна насладился местью – перебил всех домочадцев Кэнди и взорвал дом.
Интересные факты
- Создатели картины наделали кучу ошибок. Исторические нестыковки зрители видят невооруженным взглядом. Например, в гостиной в особняке Кэлвина Кэнди стоит копия бюста Нефертити, тогда как реликвию обнаружил археолог Людвиг Борхардт в начале XX века. То же самое с динамитом – это изобретение появилось спустя 10 лет после начала событий фильма. И уж совсем сплоховали авторы фильма, показав пивную установку, из которой Шульц наливает напиток: такой агрегат украсил бары не раньше середины следующего столетия.
- Джейми Фокс рассекал в фильме на собственной лошади по кличке Чита.
- Роль Джанго Тарантино писал для Майкла К. Уильямса, который отказался от участия в ленте в пользу сериала «Подпольная империя».
- Квентин Тарантино потратил на съемки «Джанго» 130 дней, поставив собственный рекорд по продолжительности работы. А Леонардо Ди Каприо впервые за 15-летнюю карьеру не возглавлял список актеров на афишах.
Цитаты из фильма
Кинг Шульц:
«Жизнь, свобода и немного мести. Они забрали его свободу. Он заберет у них все».
«Милостивый государь, вы от волнения сделали этот полный драматизма жест или вы наставляете на меня оружие с целью убить?»
«Это мой камердинер. Мой камердинер пешком не ходит».
«Когда немец встречает Зигфрида в реальной жизни - это знак. Как немец, я обязан помочь тебе в поисках и спасении твоей любимой Брунхильды».
Кинг Шульц: «О, что случилось с мистером «я хочу убивать белых за деньги?»
Джанго: «С ним его сын».
Кинг Шульц: «И хорошо. Рядом будет любящий человек, может, он услышит его последнее слово. Не всем так везет в момент смерти».
Джанго:
«Я должен сыграть черного работорговца? Это самый презренный человек. Черный работорговец хуже ниггера-управляющего! Дальше падать уже некуда».
«Каждое слово, сказанное Кэлвином Кэнди, было чушью. Но в одном он был прав: я один ниггер из десяти тысяч».
Кэлвин Кэнди:
«Я провел здесь всю жизнь. Здесь, в Кэндилэнде, окруженный черными лицами. И теперь, когда я вижу их вокруг каждый день, мне интересно - почему они... не убивают нас?»
«Продано! Человеку с необыкновенной бородой и самым обыкновенным ниггером».