Биография
Гарри Бардин — мультипликатор, который не умеет рисовать. Режиссерская фильмография мастера насчитывает десятки проектов, и большинство созданы из подручных материалов: спичек, пластилина, веревок, проволоки. Умелым пальцам и перу творца принадлежат работы, прекрасно знакомые выросшим на советских мультфильмах зрителям.
Детство и юность
Биография Гарри Бардина (настоящее имя — Гарри Яковлевич Барденштейн) берет начало 11 сентября 1941 года в советском городе Чкалове (ныне Оренбург). До этого родители мультипликатора жили в Киеве. Отец Яков Львович, морской пехотинец, ушел на фронт в первый день Великой Отечественной войны и увидел сына только после Сталинградской битвы. По словам режиссера, его беременной матери Розалии Абрамовне и родным чудом удалось избежать смерти: семья эвакуировалась, а вскоре под Киевом, в Бабьем Яру, произошли массовые расстрелы немцами местных евреев.
Из детских воспоминаний самыми яркими остались музыкальные. Гарри Яковлевич рассказал в интервью, что в 1943-м, под Новый год, отправился с отцом (запах отцовских папирос тоже стал особым в памяти режиссера) в оренбургский парк, где из динамиков звучал марш из «Аиды» Джузеппе Верди. Тогда еще маленький мальчик не имел представления о том, что такое оперная музыка, но прекрасная мелодия навсегда осталась с ним. Также ребенок хорошо запомнил эпичную «Священную войну», под которую провожали на фронт оренбургских танкистов.
Якову Львовичу посчастливилось вернуться с войны. В 1945 году семья переехала в Энгельс, затем в Лиепаю, город в Латвийской ССР, где жила в спокойствии вплоть до демобилизации Барденштейна-старшего в 1960 году. Тягу к творчеству Гарри обнаружил еще в молодости. Юноше нравилось мастерить куколок из подручных материалов, придумывать для персонажей сюжеты. Это стало поводом для окончания в 1968 году Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе им. М. Горького. Годы обучения здесь режиссер назвал самым счастливым временем в жизни.
Фильмы
Сейчас Бардин известен в первую очередь как мультипликатор, но его творческий путь начался с актерства. В тот период молодой человек взял новую, усеченную и легко запоминающуюся фамилию. После окончания Школы-студии МХАТ Гарри Яковлевич играл на подмостках Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя, снимался в кино, озвучивал мультфильмы
Первый фильм с участием Бардина вышел в 1970 году — «Штрихи к портрету В. И. Ленина». Роли мультипликатора были эпизодическими, проходными: рабочий из комедии «Ар-хи-ме-ды!», учитель из «Розыгрыша», главный инженер химкомбината из мелодрамы «Москва слезам не верит». Снимался Гарри Яковлевич и в зрелом возрасте — в 2000-м на экраны вышла картина «Третьего не дано» с его участием.
Голосом Бардина разговаривают персонажи многих мультфильмов: «Паровозика из Ромашкова», «Айболита и Бармалея» и других. Вплотную занявшись созданием собственных проектов, Гарри Яковлевич не бросил озвучку, продолжив оживлять своих персонажей — Царя из «Летучего корабля», Крокодила Гену из «Серого Волка энд Красной Шапочки», Гуся из «Гадкого утенка». Голос режиссера прозвучал и в дуэте с Татьяной Канаевой в фильме-сказке о приключениях деревянного мальчика, а именно в музыкальной сцене «Разговор пауков с Буратино».
Мультфильмы
В 1974 году Гарри Яковлевич дебютировал как сценарист — вместе с коллегой Василием Ливановым сочинил пьесу «Дон Жуан». Необычное прочтение известного сюжета привлекло внимание Государственного академического театра кукол им. Сергея Образцова, и Бардина пригласили на должность режиссера.
Спустя год последовал еще один прорыв в карьере мультипликатора — приход на студию «Союзмультфильм». Коллеги по цеху сразу невзлюбили чужака. Мультипликатор Иван Иванов-Вано называл режиссера-новичка «какой-то Бардин», который «нигде не учился и вдруг делает кино, профессиональное кино». За 15 лет работы на студии Гарри Яковлевич так и не сумел стать своим.
Несмотря на тягу к конструированию кукол, он начал карьеру мультипликатора с рисованных произведений для детей («Приключения Хомы», «Летучий корабль»), а также взрослых («Пиф-паф, ой-ой-ой!», «Прежде мы были птицами»).
Первый пластилиновый фильм Бардина вышел в 1984 году — «Тяп, ляп — маляры». Картина открыла эру «взрослых» мультиков, в которых поднимаются острые социальные и иногда даже политические проблемы. Например, в «Сером Волке энд Красной Шапочке» появляются знакомые детям персонажи — Чебурашка и Крокодил Гена, Заяц и Волк из «Ну, погоди!», но их демонстрация — способ рассказать о затаенных обидах на чиновников из сферы культуры, которые в свое время перекрыли Бардину кислород, и коллег с «Союзмультфильма».
Со временем ассортимент материала, используемого для съемок мультфильмов, расширился. Антивоенную драму «Конфликт» творец сделал из спичек. Идея этого произведения пришла к Гарри Яковлевичу во сне. Есть спички с головками разного цвета, и их пустяковая ссора перерастает в глобальный конфликт, в результате которого сгорают все «солдаты».
Главный герой «Выкрутасов» так старается отгородиться от внешнего мира, что переделывает жену и домашнего пса в колючую проволоку. О семейных проблемах рассказывает и мультфильм «Брак», где веревки Буся и Мася становятся аллегорическим изображением супружеской пары: каждая ссора истончает веревки, а с перемирием нити сшиваются, склеиваются, скалываются булавками. Библейская история «Адажио» была создана при помощи бумаги.
В 1991-м Бардин покинул «Союзмультфильм» и создал собственную студию «Стайер». Вскоре мультипликатор получил приглашение приехать в Штаты, чтобы дать мастер-класс на студии «Дисней». На Западе работы Гарри Яковлевича уже хорошо знали и предложили переехать в Америку вместе с семьей, обеспечив домом и достойной зарплатой. Но режиссер не мог оставить команду своей студии и отказался. В 1995-м появился первый мультфильм на базе «Стайера» «Кот в сапогах».
В 2010 году появился первый полнометражный мультфильм Гарри Яковлевича — «Гадкий утенок». В основу легла одноименная сказка Ганса Христиана Андерсена. Российские прокатчики назвали картину артхаусом, Первый канал и «Россия-1» наотрез отказались от ее трансляции. За пределами родной страны Бардина «Гадкого утенка» приняли овациями — мультик заслужил Гран-при на фестивалях в Индии, Испании, Аргентине, Армении, США, Чехии, Румынии, Австралии. Спустя год российские кинокритики все же оценили работу мастера по достоинству: ленту отметили премией «Ника».
Очередную короткометражку в своей фильмографии, «Три мелодии», Гарри Яковлевичу пришлось снимать с привлечением средств зрителей: на третьей, заключительной части философской притчи бюджет проекта иссяк. При помощи краудфандинга мультипликатору удалось собрать для продолжения съемок более 2,2 млн руб. Меценаты и поклонники творчества Бардина помогли создать его последующие проекты — «Слушая Бетховена» и «Болеро-17».
В начале 2019 года в интервью радио «Эхо Москвы» Бардин анонсировал сбор средств на пластилиновый мультфильм «Песочница». Бюджет картины составил 6 млн руб., краудфандинг принес режиссеру порядка 950 тыс. руб. В проекте Гарри Бардина звучала классическая музыка Михаила Глинки, Сергея Рахманинова и Фридерика Шопена. Главными героями истории выступили дети, место действия — песочница.
Личная жизнь
Гарри Бардин был трижды женат. Первый союз с актрисой Светланой Котиковой, заключенный в конце 1960-х, продлился один год и не принес детей. Личная жизнь с актрисой Валерией Заклунной продолжалась и вовсе один месяц. Самым счастливым и длительным стал брак с Мариной Герулайтис, в котором в 1975-м родился единственный сын Павел.
Сегодня Павел Бардин — известный тележурналист и режиссер. Благодаря ему на экраны вышли сериал «Клуб», проблемные драмы: «Россия 88» о культуре скинхедов, «Гоп-стоп» об уличных бандах, «Салам Москва» про расовые конфликты в России.
В интервью интернет-изданию «Собака.ru» Гарри Бардин отметил, что «в искусство влезть по блату невозможно» и что достижения Павла — его собственная заслуга:
«Мой мальчик вырос гражданином. Помимо того, что он режиссер хороший, он патриот нашей страны, болеет за нее, хочет улучшить. И я с ним заодно. Он молодец, и я им горжусь».
Отец и сын часто появляются на культурных мероприятиях, черпают друг от друга вдохновение. По совместным фото видно, что между мужчинами установлены крепкие семейные узы.
Гарри Бардин сейчас
В 2022-м режиссер продолжил творческую деятельность. Стало известно, что Гарри Яковлевич работает над новым проектом, в основу которого легла Ave Maria Франца Шуберта. Главным героем мультипликатор сделал на этот раз младенца, а центральной — тему выбора. В начале октября Бардин дал большое интервью Екатерине Гордеевой (по решению Минюста России признана физическим лицом — иностранным агентом), где поделился историями из биографии, взглядами на актуальные геополитические события, а также коснулся вопросов творчества.
Фильмография
В качестве режиссера-мультипликатора:
- 1975 — «Достать до неба»
- 1979 — «Летучий корабль»
- 1980 — «Пиф-паф, ой-ой-ой!»
- 1983 — «Конфликт»
- 1985 — «Брэк!»
- 1987 — «Брак»
- 1987 — «Выкрутасы»
- 1990 — «Серый волк энд Красная Шапочка»
- 1995 — «Кот в сапогах»
- 2000 — «Адажио»
- 2010 — «Гадкий утёнок»
- 2013 — «Три мелодии»
- 2015 — «Слушая Бетховена»
- 2017 — «Болеро-17»
В качестве актера:
- 1970 — «Штрихи к портрету В. И. Ленина»
- 1975 — «Ар-хи-ме-ды!»
- 1976 — «Розыгрыш»
- 1977 — «Подарок судьбы»
- 1979 — «Москва слезам не верит»
- 1985 — «Личное дело судьи Иванов»
- 1998 — «Самозванцы»
- 2000 — «Третьего не дано»
Интересные факты
- Самой страшной в своей жизни фотографией режиссер назвал снимок, на котором его мать, нося сына под сердцем, стоит возле садика на улице Красноармейской в Киеве, а на обороте карточки дата — 21 июня 1941 года. На следующее утро началась Великая Отечественная война.
- Подруга мультипликатора, филолог-англист Екатерина Гениева, незадолго до смерти, в 2015-м, призналась Бардину, что посмотрела «Адажио» 88 раз. Также показом этого мультфильма женщина часто открывала конференции.
- Работы Бардина часто сравнивают с проектами чешского режиссера и аниматора Яна Шванкмайера, в творчестве которого так же умело используются подручные материалы.