Григорий Александров

Григорий Мормоненко
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
80 лет
Дата смерти
16 декабря 1983 г.
Семейное положение
был женат
Соцсети
    3,6 / 5 (5 голосов)

    Биография

    Советский режиссер Григорий Васильевич Александров сумел не только прославиться на родине, но заявить о себе в мировой киноиндустрии. Некоторые называют его революционером советского кино — он первым познакомил соотечественников с жанром музыкальной комедии.

    Детство и юность

    Григорий Мормоненко (настоящая фамилия), согласно записи в метрической книге, родился 10 (23) января 1903 года в Екатеринбурге. Он рос в семье Василия Григорьевича и Анфусы Григорьевны Мормоменко. Александров в мемуарах «Эпоха и кино» утверждал, что его отец был горнорабочим.

    Доподлинно известно, что к работе в Екатеринбургском оперном театре Григорий приступил в 12 лет. Подрабатывал рассыльным, помощником бутафора и осветителя. Параллельно с этим он окончил местную музыкальную школу по классу скрипки и курсы режиссеров рабоче-крестьянского театра при губнаробразе.

    Григорий Александров в молодости
    Григорий Александров в молодости / Фото: «ВКонтакте»

    Переезд в Москву состоялся еще в молодости. В 1921-м молодого человека приняли в труппу театра Пролеткульта. В новом коллективе он познакомился с Сергеем Эйзенштейном — режиссером, который впоследствии оставил яркий в след в истории мирового киноискусства. К слову, Александров помогал ему в создании немого культового фильма «Броненосец “Потемкин”» и сыграл роль старшего офицера Гиляровского.

    Григорий Александров, поставивший себе цель постоянно совершенствоваться в профессии, вместе с Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ в 1929 году отправился в Голливуд. Целью командировки значилось изучение опыта зарубежного звукового кинопроизводства. Александров не упустил возможности познакомиться с легендарными артистами, в число которых вошел и Чарли Чаплин.

    Режиссер Григорий Александров

    После возвращения Григория Васильевича из заграничной поездки в 1932-м в его биографии происходят существенные перемены. На смену режиссерскому тандему с Эйзенштейном приходит творческая свобода. В 1933-м Александров представил короткометражный фильм «Интернационал», восхвалявший Иосифа Сталина и проводимую им политику.

    Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн
    Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн / Фото: «ВКонтакте»

    В следующем году режиссер снял ленту «Веселые ребята», где Любовь Орлова впервые предстала в лирико-комедийном образе. Музыкальная комедия входила в программу 2-го международного Венецианского фестиваля. Стоит сказать, что она вышла в свет благодаря Максиму Горькому. Детище Александрова не получило одобрения в наркомате просвещения и должно было оказаться в архиве. И только влияние драматурга, настоявшего на просмотре киноленты Сталиным, спасло дело. Последний одобрил комедию, несмотря на отсутствие в ней партийной пропаганды.

    Закрепить успех у советского зрителя и власти Григорию Александрову помог фильм «Цирк». Изначально сценаристами значились Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев: на их пьесе «Под куполом цирка» и была основана картина. Но режиссер, недовольный текстом, переработал его настолько, что писатели отказались от указания своих имен в титрах.

    В 1938-м кинематографист презентовал музыкальный фильм «Волга-Волга», работа над которым шла свыше четырех лет. «Волга-Волга» стала одной из любимых киноработ Иосифа Виссарионовича и была в числе среди немногих фильмов, демонстрировавшихся в годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях СССР.

    По прошествии времени Александров снял военную драму «Одна семья», которую публично показали единожды — в середине октября 1943-го — и не пустили в прокат. По мнению цензуры, лента слабо освещала борьбу советского народа с фашистскими оккупантами.

    Затем Григорий Александров сел в режиссерское кресло военного детектива «Встреча на Эльбе». В 1949-м фильм оказался лидером проката в Советском Союзе, собрав у экранов не менее 24,2 млн зрителей. За свою работу режиссер, как и многие участники съемочной группы, в третий раз удостоился Сталинской премии (первые две были за ленты «Цирк» и «Волга-Волга»).

    Спустя три года кинематографист представил на суд зрителей биографическую ленту «Композитор Глинка», посвященную Михаилу Глинке. Главную роль исполнил Борис Смирнов. На международном фестивале в Локарно творение мастера получило приз иностранных критиков за лучший фильм.

    Позднее Григорий Васильевич совместно с Сергеем Герасимовым, Ильей Копалиным, Елизаветой Свиловой и другими коллегами презентовал документальное полотно «Великое прощание». Оно освещало траурные мероприятия, связанные с кончиной Иосифа Виссарионовича 5 марта 1953 года. Съемки велись на всей территории Советского Союза силами 200 операторов.

    Любовь Орлова и Григорий Александров
    Любовь Орлова и Григорий Александров / Фото: «ВКонтакте»

    В 1960-м вышла в свет комедия «Русский сувенир», которую советские кинокритики разгромили и наградили такими эпитетами, как «бессюжетная», «идейно слабая» и «поверхностная». К слову, Любовь Орлова, исполнившая главную роль, тоже осталась не в восторге от того, как изобразила свою героиню:

    «Что ни кадр, то пустота… А у меня перепевы и перепевы самой себя… Словно я тем только и занимаюсь, что пытаюсь повторять когда-то найденные приемы, но у меня уже ничего не получается».

    Последним проектом в фильмографии Григория Александрова стала документальная лента «Любовь Орлова», посвященная памяти великой актрисы. В ее создании автору помогала Елена Михайлова, а премьера состоялась в марте 1984-го.

    Личная жизнь Григория Александрова

    Первой супругой режиссера стала артистка Ольга Иванова. Она прославилась благодаря работе в эстрадном коллективе «Синяя блуза». На очередном выступлении девушка заметила восхищенный взгляд будущего избранника и влюбилась. В 1925-м у супругов родился сын, которого назвали Дуглас в честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. Брак распался после поездки кинематографиста в Америку: пока он находился в командировке, Иванова завела любовника.

    Новой женой Александрова была Любовь Орлова. Для обоих брак стал вторым по счету. Завистники сплетничали, что этот союз был фиктивным, однако совместные фото счастливых влюбленных подтверждают обратное. Григорий Васильевич прожил с Орловой до самой ее смерти в 1975-м.

    Григорий Александров с сыном и внуком
    Григорий Александров с сыном и внуком / Фото: «ВКонтакте»

    По прошествии временив личной жизни режиссера произошли резкие перемены. Он взял в жены Галину Крылову, вдову своего сына. Дуглас умер в сентябре 1978-го и успел подарить отцу единственного внука, которого назвали в его честь Григорием.

    Галина заботилась о пожилом постановщике, следила за приемом лекарств и готовила блюда, которые он любил. Александров в ответ сделал ее наследницей всего, что сумел заработать.

    Смерть

    Умер режиссер 16 декабря 1983 года. Причиной смерти стала болезнь почек, пораженных инфекцией. Крылова, скрасившая последние годы Григория Васильевича, в этот момент находилась в зарубежной командировке. Похоронили Александрова на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Любови Орловой.

    Фильмография

    Актер:

    • 1923 — «Дневник Глумова»
    • 1925 — «Броненосец «Потемкин»
    • 1925 — «Стачка»
    • 1960 — «Русский сувенир»

    Режиссер:

    • 1927 — «Октябрь»
    • 1930 — «Спящая красавица»
    • 1932 — «Да здравствует Мексика!»
    • 1934 — «Веселые ребята»
    • 1936 — «Цирк»
    • 1938 — «Первое мая»
    • 1947 — «Весна»
    • 1953 — «Великое прощание»
    • 1967 — «Десять дней, которые потрясли мир»
    • 1970 — «Скворец и лира»

    Интересные факты

    1. В 1950-м Григорию Александрову предложили должность худрука режиссерского курса во ВГИКе. Он занимал этот пост вплоть до 1957-го.
    2. У режиссера были дружеские отношения с Марлен Дитрих. К слову, именно он настоял на том, чтобы актриса перекрасилась в блондинку.
    3. В 2023-м в Екатеринбурге в честь Александрова назвали улицу.