Атос

Оливье, граф де Ла Фер
О персонаже
Страна
Франция
Создатель
Деятельность
королевский мушкетёр
Семейное положение
разведен

История персонажа

Трилогия о похождениях Д'Артаньяна и трех мушкетеров создавалась на протяжение пятнадцати лет, с 1844 по 1850 год. Успех у аудитории приключенческие романы снискали благодаря захватывающему сюжету и многогранным личностям описанных персонажей. Романтика дворянского окружения, дружба мужчин, баталии и любовные перипетии вкупе с интригами держат внимание читателя на пределе до финала повествования. Интерес вызывает тот факт, что герои имеют прототипы среди существовавших в действительности лиц.

Александр Дюма
Александр Дюма

Первый роман цикла – «Три мушкетера» – продемонстрировал талант Александра Дюма как писателя, склонного к красочным описаниям и тщательному продумыванию нюансов сюжетных линий. Три книги описывают события, происходящие во Франции во времена правления Людовика XIV. Любопытным действующим лицом в них является мушкетер Атос, граф де Ла Фер.

История создания

В компании главных героев Атос – самый старший и мудрый персонаж. Его прообразом стал двадцативосьмилетний мушкетер, чья жизнь оборвалась при исполнении долга. Литературный образ создан на основе данных об Армане де Силлег д’Атос д’Отевьель, уроженце коммуны под названием Атос-Аспис, располагавшейся неподалеку от границы с Испанией. Родословная графа не изобиловала титулованными родственниками. Отец был купцом, а мать – родственницей королевского мушкетера по фамилии де Тревиль и по совместительству дочерью присяжного заседателя.

Арман де Силлег д’Атос д’Отевьель - основной прототип Атоса
Арман де Силлег д’Атос д’Отевьель - основной прототип Атоса

Особа, ставшая прототипом для Атоса Александра Дюма, отличалась удачливостью. Будущий граф де Ла Фер начинал с низких должностей, но в 1641 году сумел попасть в ряды королевских гвардейцев и стал мушкетером, получив завидное по тем временам звание. Логично предположить, что родственные связи повлияли на карьеру молодого человека, но, став представителем королевской охраны, Атос продемонстрировал храбрость и преданность, что оправдало статус.

Существует легенда о том, что в 1643 году Атос был подкараулен гвардейцами кардинала. Его атаковали без предупреждения и вынудили защищаться. На счастье, в соседнем трактире проводили досуг сослуживцы героя, которые вступились за него. Схватка оказалась для Атоса смертельной. Подобный слух повествует и о знакомстве Атоса с Д'Артаньяном. В уличной перепалке гасконец спас жизнь Атосу, отдав долг за подобную услугу с его стороны.

Адольф Левен - вероятный прототип Атоса
Адольф Левен - вероятный прототип Атоса

Исследователи предполагают, что герои повествования Дюма обладали чертами характера, присущими близким людям писателя. В Атосе современники увидели образ шведского графа Адольфа Левена. Сдержанный Левен, верный друг Дюма, был скромен и спокоен, хотя славился среди парижской знати пристрастием к алкоголю. Левен стал наставником и воспитателем сына Александра Дюма.

Символично значение имени героя. На французском Атос выглядит как Athos и вызывает ассоциации с названием греческой горы Афон. Дюма сравнивает Атоса с несокрушимой возвышенностью в эпизоде, когда герой принимает решение отправиться в Бастилию вместо Д'Артаньяна.

Биография и образ

В ходе повествования Атос описывается как меланхоличный, загадочный и задумчивый мужчина. Биография его известна только де Тревилю. Королевский мушкетер умело владеет шпагой и отличается благородством, сопровождающим каждое действие. Читатель знакомится с героем в момент, когда раненный Атос посещает начальника – де Тревиля. Безупречный вид мушкетера не выдает плохого самочувствия: поступь и рукопожатие тверды, одежда чиста, а вид бодр. Обморок становится шоком для окружающих, не привыкших видеть слабого Атоса. Портос и Арамис выносят героя из апартаментов, чтобы лекарь оказал первую помощь.

Дружба мужчин сопровождается уважением. Тридцатилетний Атос выступает покровителем в союзе. Внимание и опеку он проявляет в отношении юного Д'Артаньяна. Герой сопровождает друзей в поездке за бриллиантовыми подвесками, охраняя гасконца. Затем, узнав о разговоре Ришелье и миледи, изымает документ, угрожающий молодому приятелю. Эти поступки позволяют оценить выдержку и независимость героя, чей характер – средоточие положительных качеств.

Атос в пожилом возрасте
Атос в пожилом возрасте

В дополнение к идеальным манерам и изысканному внешнему виду Атос проявляет себя как красноречивый оратор, давая фору в этом направлении прославленному Арамису. Он поправляет друга, демонстрируя отличное образование и знание латыни. Немногословный Атос приучил слугу Гримо изъясняться знаками. Он не склонен к праздным компаниям. Многие считают эти нюансы странными, но именно они делают образ мушкетера законченным и глубоким. Изысканность Атоса превозносит его над другими действующими лицами повествования.

Экранизации

В знаменитой экранизации романа, вышедшей на экраны в 1979 году, роль Атоса доверили Вениамину Смехову. Первоначально на нее был назначен актер Василий Ливанов, успешно прошедший пробы. Но артист не приехал на съемки, поэтому участником творческого процесса стал Смехов. Режиссер ленты Юнгвальд-Хилькевич заметил актера на сцене театра на Таганке в роли Воланда и был впечатлен талантливым исполнением и воплощением образа.

Вениамин Смехов в роли Атоса
Вениамин Смехов в роли Атоса

Из-за занятости на театральных подмостках Смехов не мог много времени уделять съемкам в Одессе и прилетал на выходные. В нескольких кадрах его подменял дублер, поэтому зрители часто наблюдают лица Арамиса и Портоса, а Атоса видят со спины.

Экранная интерпретация романа Александра Дюма стала классикой советского кинематографа. Кинокартина была разобрана на цитаты, а прозвучавшие песни стали визитными карточками артистов, которые исполняли их. 

Песня Атоса, вышедшая на экраны, была модернизирована. Второй куплет текста устранили, а пятый обрезали. «Обрезанный» текст баллады повествовал о «брате» возлюбленной Атоса.

В момент съемок стало понятно, что Вениамину Смехову не удается исполнение песни «Есть в графском парке черный пруд». Максим Дунаевский предлагал артисту коньяк перед записью каждого дубля, и с каждой рюмкой исполнение было все фальшивее. В результате в фильме баллада звучит в исполнении Вячеслава Назарова, тромбониста ансамбля Олега Лундстрема. Смехов потом долго припоминал Дунаевскому обманчивый ход с коньяком.

Интересные факты

  • Герои произведения Дюма имели прототипов. Все особы, ставшие прообразами популярных героев, служили в мушкетерском полку и по логике хронологии не были знакомы.
Памятник мушкетерам
Памятник мушкетерам
  • Образы литературных героев увековечены в виде скульптур, расположенных на одной из площадей Гаскони и в екатеринбургском универмаге «Пассаж». Все желающие могут сфотографироваться на фоне персонажей, в числе которых присутствует и Атос.
  • Некоторые рестораны эксплуатируют мушкетерскую тематику, называя заведения в честь героев произведения. Популярным вариантом считается «Замок Атоса».

Цитаты

В литературной основе Атос представлен мудрым философом со склонностью к поэтическому выражению мыслей. 

«Жизнь — это четки, составленные из мелких невзгод, и философ, смеясь, перебирает их», - говорит он.

Прозорливость Атоса и его глубокий жизненный опыт видны в каждой его фразе: 

«Время, милый друг, время доставит удобный случай, а случай дает человеку двойные шансы на выигрыш: чем больше вы поставили, тем больше выиграете, если только умеете ждать».

Александр Дюма не раз напоминает о любви благородного Атоса к алкогольным напиткам, которой славился его прототип Адольф Левен, друг Дюма. Автор вкладывает в уста героя фразы вроде следующей: 

«Никогда будущее не представляется в столь розовом свете, как в те мгновения, когда смотришь на него сквозь бокал шамбертена».