Актер

Сверчков-Заволжский
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
актер

История персонажа

Актер – герой пьесы «На дне» Максима Горького. Судьба персонажа показывает, что среди бездомных и пьяниц может оказаться не только маргинальная личность, но и талантливый и интересный человек. Актер нашел утешение в алкоголе, но вместе с этим загубил жизнь.

Создание персонажа

В России первые ночлежные дома открылись в 1860–1870-х. Их востребованность возникла в связи со стремительным переселением обнищавшего крестьянства в большие города ради работы. Краевед Москвы Владимир Гиляровский писал, что частные ночлежки приносили «огромный барыш домовладельцам». В помещениях царили грязь, сырость, мрак и безнадежность. Некоторые приюты вмещали до 10 тыс. человек.

Одна из таких ночлежек открылась в Нижнем Новгороде в первой половине 1880-х. Подобные заведения служили источником разношерстных образов, характеров, судеб и историй падения на дно жизни. Нижегородская ночлежка вмещала до 1,5 тыс. постояльцев и давала вдохновение Горькому. Писатель нашел здесь своего Актера, которого перенес в вымышленный приют для бездомных и окружил опустившимися людьми.

Биография Актера из пьесы Максима Горького «На дне»

Профессия героя Горького – актер. Когда-то он выступал на театральной сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Живя в ночлежке, персонаж вспоминал, как однажды играл эпизодическую роль могильщика в пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет».

Актер уверен, что для артиста образование не имеет никакого значения. В пример он привел коллегу, который читал текст по слогам, но талантливой игрой заставлял публику восторгаться каждым жестом и словом. Персонаж Горького имел хорошую память, но из-за алкоголизма теперь не способен вспомнить строчки любимого стихотворения.

Валентин Никулин в образе Актера в фильме-спектакле «На дне» / Фото: Народный Брифли
Валентин Никулин в образе Актера в фильме-спектакле «На дне» / Фото: Народный Брифли

Однако Актер не добился славы и не стал обожаем толпой театралов. Перспективного лицедея погубила тяга к спиртному. Актер пил так много, что забыл настоящее имя. Автор не приводит даже точный возраст персонажа: «Лет под 40». Из подающего надежды артиста герой превратился в деградирующего постояльца ночлежки.

Актер живет в приюте так давно, что его персона не интересна ни хозяевам, ни окружающим. Герой распрощался с театром и не утруждает себя поисками новой работы. Единственное, чем занимается Актер, – это клянчит мелочь на выпивку и еду и с тоской вспоминает прошлое.

Внешность и характер героя

Актер описывается как низкий, «подтоптанный», покрытый синяками и шрамами. Привлекательные черты лица скрывает налет из грязи, безнадежности и отпечатка пережитых трудностей и страданий. В постановке пьесы 1924 года на сцене МХТ роль Актера сыграл Николай Александров. У его героя черные густые волосы, крупный нос и простоватый взгляд.

Персонаж сложен в психологическом плане. Актер страдает не только от болезней и нищеты, но и влачит за собой тяжелый эмоциональный груз. Однажды герой принял твердое решение бросить все и отдаться искусству. Но лицедей не добился успеха и постепенно опускается на дно.

Актер легкомыслен, мнителен, слабоволен и безответственен. Однако характеристику героя дополняют доброта, заботливость, милосердие, мягкость и чуткость. Персонаж порой доверчив, а иногда кажется нервным. Особенностью речи Актера является акцент, который выражает его характер и прошлое.

Отношения Актера с окружающими

В ночлежке товарищем героя является Сатин, который примерно одного возраста с ним. Персонажи преследуют одну и ту же цель – раздобыть деньги на пропитание и спиртное. Герои пьянствуют вместе и не собираются ничего менять. Клещ лишь подмечает, что Актеру и Сатину деньги легко достаются.

Спонсором героя выступает вор Васька Пепел. Супругам Костылевым, хозяевам ночлежки, герой задолжал крупную сумму за проживание. Персонаж пытается убедить владельца приюта простить половину просроченной платы. Актер сопереживает тяжелобольной Анне.

Лука дает наставления герою. Старик рассказал пьянице о бесплатной клинике для алкоголиков в городе, название которого не раскрывается. Новый постоялец предложил Актеру бросить пить прямо сейчас, а затем отправиться в лечебницу.

Разговор со стариком показывает, что герой легок на подъем, быстро воодушевляется и склонен к мечтательности. К утешению Луки Актер относится серьезно и принимает решение последовать совету. Персонаж меняет взгляды на жизнь и верит в существование бесплатной лечебницы в некоем городе. Сатин пытается убедить Актера, что слова Луки – ложь.

Благодаря утешениям старика у героя появилась мечта. Он бросил пить, копит деньги, стремится избавиться от алкоголизма и наладить жизнь. В итоге оказывается прав Сатин. Лука покинул ночлежку и не назвал город. Герой так же быстро теряет надежду. После ухода Луки Актер слез с печи, выпил водку и говорит безнадежное: «Ушел!» Актер повесился, потому что утратил веру в себя и надежду изменить жизнь.

Актер на экране

Критики сравнивают два фильма-спектакля «На дне», вышедшие с разницей в 20 лет. Обе работы были представлены в юбилейную для произведения Горького дату – 50 и 70 лет с первой театральной постановки. В фильме-спектакле 1952 года роль Актера сыграл Василий Орлов. В работе 1972-го образ опустившегося лицедея примерил Валентин Никулин. Обе постановки собрали лучших артистов и режиссеров тех времен.

Михаил Ефремов в образе Актера в фильме «На дне» / Фото: Кинориум
Михаил Ефремов в образе Актера в фильме «На дне» / Фото: Кинориум

По мотивам пьесы «На дне» в 1987-м сняли фильм «Без солнца». На роль Актера создатель картины Юлий Карасик пригласил Виктора Приза. Режиссер Владимир Котт перенес события пьесы в XXI век. Фильм «На дне» 2014 года рассказывает о все тех же обитателях социального дна, но не в ночлежке, а на городской свалке. Роль Актера исполнил Михаил Ефремов.

Интересные факты

  • Быт и истории ночлежек привлекали писателей, которые творчески описывали жизнь в приютах для бездомных. Они документально точно переносили на бумагу всю ту грязь и криминал, царившие в в подобных заведениях. Горький относится к плеяде писателей, исследовавших эту тему.
  • Примечательно, что некоторые творцы и сами оказывались в приютах для бездомных. Художник Алексей Саврасов на склоне лет имел проблемы с алкоголем, поэтому был постоянным посетителем ночлежек. Признанного мастера заказчики вытаскивали из приюта, запирали в каморке с кистями и красками, чтобы он продолжал работать, а не спивался.
  • Александр Родионович Артем исполнил роль Актера на сцене МХТ. Лицедей был любимым артистом Антона Чехова, который специально для него написал роли Чебутыкина («Три сестры») и Фирса («Вишневый сад»).
  • Актера на сцене МХТ сыграл и Илья Судаков. До учебы в театральной студии артист состоял в кружке революционеров, за что три года отбывал ссылку в Сибири.
  • Роль Актера есть в творческой биографии Павла Орленева. Артист вошел в историю русского театра, став родоначальником амплуа «неврастеников». Актерская манера Орленева совмещала обостренные личные переживания, психологический натурализм, подчеркнутый трагизм и двойственность. Павел Николаевич без труда вживался в роли героев, подобных горьковскому Актеру.

Цитаты Актера из пьесы «На дне»

Правду Актера красноречиво отражает стихотворение «Безумцы» Пьер-Жана де Беранже. О строчках, ставших афоризмом, герой вспоминает, когда пытается побороть тягу к спиртному. В философии Актера понятия «правда» и «ложь» абстрактны, ведь что для одних – истина, то для других – обман. Поэтому для первых человек – пророк, а для иных – шарлатан.

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, – Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Персонаж верит, что талант важнее образования. О нем говорит цитата героя:

Таланта нет… нет веры в себя… а без этого… никогда, ничего…

Актер признает, что оказался на дне из-за алкоголизма, к которому его толкнуло отсутствие веры:

Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему – погиб? Веры у меня не было...