Колик

Рома
О персонаже
Страна
Россия
Деятельность
член дворовой банды

История персонажа

Колик Рома – персонаж сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», премьера которого состоялась на стриминговых сервисах Wink и START 9 ноября 2023 года. Зрители увидели в 1-м сезоне 8 серий продолжительностью 50–55 мин. Персонажа сыграл актер Лев Черепанов.

Создание персонажа

Режиссер Жора Крыжовников выбрал основой для фильма «казанский феномен». Так пресса назвала усиление активности молодежных банд в столице Татарстана в позднем СССР. Это же социальное явление описывает в своем романе «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» писатель Роберт Гараев. Но съемочная группа не стала использовать книгу как первоисточник для прототипов, а придумала собственных персонажей.

Герои сериала – члены молодежной банды «Универсам». В конце 1970-х – начале 1980-х молодежь делила город на районы, за которые «отвечала» и где «собирала дань». Этот период условно называется «битвой за асфальт». Его название звучит во фразе Вовы Адидаса. Он упрекает пацанов в том, что вскоре мир преобразится (по словам Горбачева) и вокруг будет «как в Америке, а может, и лучше, а вы все асфальт делите».

Лев Черепанов в образе Колика / Фото: Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Лев Черепанов в образе Колика / Фото: Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

5-я серия сериала, где впервые встречается Колик Рома, относится к периоду 1986–1989 годов, когда «битвы за асфальт» завершились. В 1986 году в СССР приняли закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», а в 1987-м вступил в действие ряд постановлений о создании кооперативов. Банда Вовы Адидаса открывает видеосалон, основным рабочим инструментом которого становится украденный Андреем видеомагнитофон. За это на них наезжает банда Желтого. Они похищают видеомагнитофон и девушку Марата Айгуль с целью получения выкупа. Пока длилось ожидание, школьницу изнасиловал охранявший ее бандит Колик Рома, за что был избит главарем и выгнан из банды.

Роли играли:

Биография Колика из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Колик, по сути, персонаж одного эпизода. История создания таких образов опирается на структуру криминальных банд. В них всегда будут исполнители-боевики. Таких парней считают тупым и плохо контролируемым контингентом. Говорящее прозвище Колик намекает на причину утраты контроля: Рома употребляет психотропные вещества.

Лев Черепанов в образе Колика / Фото: Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Лев Черепанов в образе Колика / Фото: Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Своим фильмом режиссер Жора Крыжовников старался погрузить зрителей в определенную историческую эпоху. Поэтому сценаристам не требовалось подробно прорабатывать личность, черты характера или биографию героев. Достаточно схематического наброска. Колик понадобился в качестве завязки для дальнейших событий, связанных с главными героями: изнасилование Айгуль повлекло за собой расправу над Желтым и его ребятами, которая тоже имела определенные последствия.

Внешность и характер Колика

Характеристика персонажа:

  • возраст – 20–25 лет;
  • внешность – высокий темноволосый парень.
Колик (Лев Черепанов) и Айгуль (Анна Пересильд) / Фото: Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Колик (Лев Черепанов) и Айгуль (Анна Пересильд) / Фото: Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Черты характера Колика соответствуют психологическому портрету человека, употребляющего запрещенные вещества. У персонажа ярко выраженная пониженная стрессоустойчивость и зацикленность на собственных желаниях. Отказ Айгуль (он приглашал ее «прокатиться» на зеленой «восьмерке») и последующая драка с Маратом вызвали злость и желание отомстить девушке. Такие «Колики» упрямы и подвержены перепадам настроения.

Отношения с окружающими

Отношения с окружающими, за исключением Айгуль, не показаны. После совершения Коликом преступления Желтый избивает и изгоняет его из своей банды, о чем сообщает Вове Адидасу.

Интересные факты

  • Никто не знает, почему в Казани времен перестройки усилилась деятельность молодежных банд. Причины остались не до конца изученными, хотя попытки разобраться предпринимали исследователи из Казанского государственного университета. Обычно члены группировок не склонны контактировать с учеными и прессой, а те, кто охотно дает интервью, часто оказываются городскими фриками, а не участниками.
  • Среди причин, повлиявших на активность «казанского феномена», называют:
  1. Традиции. Со времен, когда Иван Грозный завоевал Казань, русские и татары селились на разных берегах реки Казанки. Зимой батыры мерялись силой и ловкостью на озере Кабан, расположенном между районами.
  2. Бедность. Полки советских магазинов стремительно пустели, поэтому росла уличная преступность.
  3. Молодость. Молодежь склонна чаще мериться достижениями, чем те, кто старше.
  • Сцена с изнасилованием выбрана режиссером для того, чтобы вызвать больший эмоциональный отклик у зрителя. Но если рассматривать эпизод в определениях Малкольма Кляйна, криминолога и профессора социологии, посвятившего больше 40 лет своей биографии изучению уличных банд, то актер на роль Колика Ромы выбран неправильно. Он должен быть на 5–7 лет младше. Очевидно, что изнасилования совершают люди разного возраста, а на подростковые банды приходится большая часть городских преступлений (грабежи, разбой, мошенничество). Однако спонтанное насилие по отношению к школьнице характерно для тех, кому 15–18 лет, или для маньяков.
Лев Черепанов в образе Колика / Фото: Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Лев Черепанов в образе Колика / Фото: Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
  • Режиссер захотел подчеркнуть тот факт, что в бандах оказываются разные люди и не все бесчинства совершаются негодяями (на примере расправы Вовы Адидаса над Желтым). За похожие мотивы фильм уже вызвал волну возмущения со стороны омбудсмена Ирины Волынец и ряда общественных организаций. Они считают, что попытка романтизировать бандитизм неприемлема и опасна в воспитании подростков.
  • Жора Крыжовников не единственный в истории кинематографа, кто снял гангстерскую сагу. Самым жестоким фильмом в выбранном жанре считается «Лицо со шрамом» (1932). Это американская драма, снятая Говардом Хоуксом и Ричардом Россоном. По ходу развития сюжета в ней получилось 43 трупа. Фильм грозили снять с проката, поэтому авторам пришлось вырезать часть эпизодов. Чтобы подчеркнуть, что они не пропагандируют насилие, продюсеры также переименовали картину в «Лицо со шрамом: Позор нации» (Scarface: Shame of a Nation).
  • Гангстерская драма «Враг общества» (1931) Уильяма Уэллмана изображает бандита Джеймса Кэгни (Том Пауэрс). Он отвратно ведет себя по отношению к обществу и подругам, но «хорошо» – с коллегами и матерью. В конце фильма его убивают конкуренты. В этом факте критики усмотрели желание автора сообщить обществу, что полиция и правительство работают плохо. Студии Warner Brothers пришлось добавить в конце текстовое сообщение: «Конец Тома Пауэрса – это конец каждого хулигана. Враг общества – это не человек, а проблема, которую мы все должны встретить лицом к лицу».