Корейские режиссеры, которые покорили мир
После того, как в 2020 году фильм «Паразиты» завоевал «Оскар», корейский кинематограф стали воспринимать как серьезного конкурента Голливуду. Постановщики из Страны утренней свежести удивляли сочетанием жанров, эмоциональностью и элементами жестокости, что вводило зрителя в замешательство. Знаменитые корейские режиссеры, получившие мировое признание, – в материале 24СМИ.
Хван Дон Хёк
Сценарист и постановщик Хван Дон Хёк знаком по многосерийному проекту «Игра в кальмара». Творческий путь у режиссера оказался долгим. Дон Хёк не раз затрагивал остросоциальные темы, хорошо известные в Корее. Однако это привлекало внимание соотечественников, но мешало выйти на мировой уровень.
В дебютном полнометражном проекте «Мой отец» создатель коснулся темы усыновления, которая подавалась в аспекте прощения и принятия. Затем в фильме «Суровое испытание» Хван рассказывал о сексуальном насилии воспитанников школы для детей с нарушением слуха. «Это нужно было снять», – прокомментировал позже постановщик проект, основанный на реальных событиях. Кинолента оказалась кассовой на родине и собрала 4,7 млн зрителей.
А уже идею проекта «Игра в кальмара» корейский режиссер вынашивал десять лет, прежде чем шоу возглавило первые строчки по просмотрам в рейтинге Netflix. Тема классового неравенства вдохновила Дон Хёка во времена творческого простоя.
В 2008-м Хван убивал время за просмотром комиксов, которые и натолкнули на мысль о детской игре за солидные призовые. Позднее режиссер признался, что оказался на грани и если бы такая игра существовала, то он присоединился бы к участникам.
Самобытный южнокорейский телефильм пытались сравнивать с проектами на выживание, такими как «Голодные игры». Между тем шоу было задумано задолго до того, как популярная франшиза вышла на экраны. Отличие от западных постановок заключалось в том, что «кровавая концепция» компенсировалась гуманными аспектами, а главные герои оказались наделены противозаконным обаянием и правдоподобием, что и привлекло зрителей.
Уровень напряжения сериала оказался настолько сильным, что многие не могли оторваться от просмотра и делали небольшие паузы на перекус, глотая эпизоды залпом.
Сейчас постановщик, заинтересовавший зрителя южнокорейскими дорамами, занят в полнометражной ленте «Клуб КО», а о перспективах продолжения «Игры в кальмара» говорит уклончиво и предполагает, что в одиночку столь масштабный проект вытянуть сложно.
Пон Чжун Хо
Фильм «Паразиты» Пон Чжун Хо стал первым в истории корейского кинематографа проектом, покорившим киноакадемиков.
Направление творчества корейского режиссера определить сложно. В каждом проекте можно наблюдать смелую смену жанров, где создателя бросает от триллера к драме, от саспенса к сатире. Оторваться от фильмов Хо невозможно. Однако это не гарантирует, что последующий проект попадет в список любимых кинолент.
Впервые тема классового неравенства была затронута в дебютной работе «Лающие собаки не кусают», где коллизия строилась вокруг братьев меньших. Драма о маленьком человеке, напичканная элементами триллера и черной комедии, оказалась хорошей предпосылкой для поисков интересных сочетаний жанров в дальнейших проектах «Окча» и «Паразиты».
«Окча», номинант на премию «Золотая пальмовая ветвь», говорил о дуализме борцов «зеленого» движения и тотальном обмане корпораций. Главной героиней странноватого кино с голливудскими звездами оказалась корейская девочка, спасающая генно-модифицированную свинью от гибели.
Появление Тильды Суинтон и Джейка Джилленхола не обеспечило фестивального успеха проекту, но позволило режиссеру раскрыться как мастеру захватывающего фильма с медленным переключением между жанрами.
А уже в «Паразитах» мастерство в соединении жанров достигло апогея. Режиссер сделал выводы с прошлых постановок и разговаривал со зрителем, демонстрируя острое социальное неравенство. История показана без злобы. Зрителю представилась возможность поразмышлять о проблемах и семейных ценностях.
И хотя многое в фильме имеет корейские корни и понятно только на родине, проект оказался интересен мировому зрителю и заслуженно получил сначала «Золотую пальмовую ветвь», а затем «Оскар».
Пак Чхан Ук
Выпускник философского факультета Сеульского университета Пак Чхан Ук академические знания о мироздании раскрыл в кинематографе. Корейский режиссер считается мастером историй, где даже самые изысканные преступления обретают смысл.
Первые награды постановщик получил в «нулевых» на Международном кинофестивале в Берлине в разные годы за фильмы «Объединенная зона безопасности» и «Сочувствие господину Месть».
А затем продолжил тему преступления, наказания и прощения в проекте «Олдбой», который удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля и личного признания Квентина Тарантино, назвавшего проект «абсолютным шедевром». В фильме корейский режиссер нашел баланс между приемами, сюжетом и диалогами. В основе сценария легла японская манга о бизнесмене О Дэ Су, который оказался похищен неизвестными и заключен в тюрьму на 15 лет.
Герою предстояло пройти путь от поиска вины к искуплению. У каждого поступка в фильме нашлась жесткая мотивация, персонажи были продуманны, а шокирующие решения – оправданны. Сочувствие вызывают и жертва, и насильник.
Последующие работы корейского режиссера также стали номинантами международных премий, но повторить успех «Олдбоя» так и не смогли.
Ким Ки Дук
Южнокорейский мастер любви и смерти на экране Ким Ки Дук оказался фаворитом мировых кинофестивалей. Дорога в кинематограф у мэтра была извилистой. Не окончив сельскохозяйственную школу, Ким ушел на завод, затем в армию. А после мечтал о карьере священника, что наложило отпечаток на последующую фильмографию.
Самым известным фильмом корейского режиссера стал проект «Весна, лето, осень, зима…и снова весна», в котором темы радости, печали и удовольствий показаны через аскетизм монаха, живущего в гармонии с природой. Постановщик получил сразу несколько престижных наград и стал популярен у западного зрителя.
Удивительно, но на родине фильмы Дука популярностью не пользовались. Соотечественники оказались недовольны тем, что Ким показывает миру темные стороны общественного уклада Хангука.
А вот за рубежом сразу семь работ маэстро оценены престижными международными премиями. Среди лучших проектов постановщика можно отметить фильм «Пьета», где в духе южнокорейского кино смешались темы милосердия, жестокости, семейных ценностей и шокирующей правды.
Ён Сан Хо
Корейский аниматор Ён Сан Хо стал известен после драмы «Поезд в Пусан». Насыщенный сюжет проекта, где человек сражался против зомби, жертвовал и принимал решения в ущерб собственным интересам, получил положительные отзывы критиков. В киноленте разглядели социальные и политические метафоры. Корейский фильм ужасов был отмечен престижными премиями, в том числе и победой в номинации зрительских симпатий.
К слову, и мультипликационные ленты корейского режиссера не остались без внимания. Мультфильмы «Король свиней» и «Подделка» были отмечены международными премиями.