Биография
Японский прозаик Осаму Дадзай является одной из самых значительных литературных фигур XX века. Его произведения, отличающиеся глубоким психологизмом и рассуждениями о природе человека и общества, вобрали в себя передовые западные тенденции, пропущенные через призму традиционной восточной культуры. Самыми значительными работами писателя признаны повесть «Нингэн сиккаку», что в переводе означает «Исповедь неполноценного человека», и рассказ «Вишни», созданный незадолго до смерти в 1948 году.
Детство и юность
Осаму Дадзай, настоящее имя которого — Сюдзи Цусима, родился в Японии 19 июня 1909 года и был восьмым выжившим ребенком в семье, которая обитала в префектуре Аомори. Родители мальчика поначалу имели скромный достаток, но после того, как отец попал в верхнюю палату имперского парламента, они стали крупными землевладельцами и получили в собственность большой особняк.
Из-за того, что глава семейства сутками пропадал на службе, а мать постоянно болела, детство Сюдзи прошло в обществе прислуги, которая воспитывала его под присмотром тети Кие. В 1916 году подростка отправили в начальную школу, а после смерти отца было решено, что он продолжит образование в префектуре, где была расположена Aomori High School.
В конце 1920-х годов Сюдзи редактировал серию студенческих публикаций для молодежной газеты и вместе с друзьями издавал журнал Saibō bungei. К тому времени юноша написал несколько рассказов, но после самоубийства почитаемого автора Рюноскэ Акутагавы забросил творчество, потеряв интерес.
После поступления в университет Тэйкоку он начал тратить денежное содержание, основными расходами стали одежда, проститутки и алкоголь. Подобный стиль жизни породил переживания по поводу принадлежности к правящему классу и привел к помолвке с гейшей-официанткой, вызвавшей изгнание из семьи.
После такого поворота событий юноша впал в депрессию и вместе с другой девушкой прыгнул в море, чтобы покончить с собой. К счастью, Сюдзи вытащили из пучины, и он пообещал родственникам продолжить обучение.
Книги
Началом писательской карьеры стали публикация ранних произведений, перевоплощение в Осаму Дадзая и лихорадочное сочинительство в течение нескольких лет. В результате рассказ «Поезд» был высоко оценен читателями и удостоен премии токийских газет.
В 1935 году, когда стало ясно, что Дадзай не сможет окончить образование и останется без работы в редакции, он снова замыслил самоубийство и написал сборник «На закате дней». Оставив родственникам это литературное прощание, автор попытался повеситься, но друзья подоспели вовремя, и это ему не удалось.
Вместо кладбища писатель с приступом аппендицита оказался в госпитале, где после мучительных болей его главным врагом оказался морфин. На протяжении года Осаму самостоятельно боролся с наркоманией, а потом сдался на лечение в психиатрическую лечебницу.
После выписки начался один из самых плодотворных периодов в творчестве Дадзая, в течение которого он написал автобиографические рассказы «Завершение срока обета», «Знаменосец XX века», «Восемь видов Токио» и эссе «Human Lost». Главные темы были тесно связаны с событиями в личной жизни и назывались «предательство», «трусость», «грехи» и «бог».
В 1938 году мрачные настроения, присущие ранним произведениям, сменились состоянием душевного подъема, и Дадзай избавился от морализма и назидательности и стал творить спокойно и много.
В 1946 году, когда Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, Осаму поселился в Токио и начал получать литературные заказы. Но, несмотря на это, мужчина пребывал в состоянии апатии и лишь иногда был разговорчив, весел и остроумен.
В 1948 году Осаму завершил собственную библиографию проникновенной миниатюрой «Вишни» и автобиографическим произведением «Исповедь неполноценного человека», в предисловии к которому были внутренний портрет автора и сторонние описания фото в детстве, юности и взрослой жизни.
Личная жизнь
В 1930 году, после неудачной попытки самоубийства, Дадзай женился на гейше Ояма Хацуе и окончательно поссорился с семьей. Через 6 лет безоблачного существования супруга совершила акт прелюбодеяния, это стало известно Осаму, и он снова попытался покончить с собой. Правда, передозировка снотворным не принесла желаемого результата, и дело закончилось разводом, после которого писатель решился на повторный брак.
Новая жена Митико Исихара работала учительницей средней школы и, как никто другой, понимала, что нужно мужу. В 1941 году она подарила ему дочь Соноко, а потом начала думать о рождении других детей.
В 1944 году семья Дадзая пополнилась сыном Масаки, а через 36 месяцев на свет появилась вторая девочка, ставшая знаменитой японской писательницей и творившая под именем Юко и настоящей фамилией своего отца.
Впрочем, личное благополучие не уберегло Осаму от посторонних связей. У него были внебрачный ребенок Харуко и бурный роман с Томиэ Ямадзаки, которая после гибели мужа считалась почетной военной вдовой.
Смерть
Работа над «Исповедью неполноценного человека» отняла последние силы писателя, и 13 июня 1948 года он вместе с любовницей Томиэ Ямадзаки пришел к водосборнику и покончил с собой.
Вскрытие тел, найденных через 6 дней после самоубийства, вероятно, не проводилось, но официальной причиной смерти знаменитого японского писателя посчитали утопление, вызвавшее гипоксию и асфиксию.
Последней литературной работой Дадзая стал оставленный в квартире рассказ «Прощай», который вместе с завещанием, письмом жене и детскими игрушками в день гибели обнаружили ближайшие друзья.
После похорон на территории храма в Митаке личность писателя не исчезла бесследно и была воплощена в персонаже манги Кафки Асагири и аниме-сериале «Великий из Бродячих псов». Персонаж, который является Близнецом по знаку зодиака, родился в день обнаружения трупа Осаму и характеризуется как человек, совершивший несколько десятков самоубийств.
Цитаты
- «Когда меня спрашивают, что я хочу, мне как-то сразу вообще перестает хотеться чего-либо».
- «Любить всех, кого не попадя, без разбору, значит не любить никого!»
- «В так называемом "человеческом обществе", где я жил до сих пор, как в преисподней, если и есть бесспорная истина, то только одна: все проходит».
- «Жить — страшно трудно. Со всех сторон стягивают тебя цепи, едва шевельнешься — кровь брызнет струей».
Библиография
- 1933 – «Воспоминания»
- 1935 – «Цветы шутовства»
- 1936 – «На закате дней»
- 1940 – «Дуэль женщин»
- 1940 – «Беги, Мелос!»
- 1945 – «Шкатулка Пандоры»
- 1945 – «Сказки»
- 1947 – «Жена Вийона»
- 1947 – «Закатное солнце»
- 1948 – «Вишни»
- 1948 – «Исповедь неполноценного человека»
- 1948 – «Прощай»