Биография
Джулиан Барнс — современный британский прозаик, икона постмодернизма и мимолетный персонаж книги «Дневник Бриджит Джонс». Писатель — принципиальный буржуа, противопоставивший романтике бунта семейное счастье, а замысловатой метафоре — простой литературный язык.
Детство и юность
Литератор родился первой послевоенной зимой в семье преподавателей французского языка. Через полтора месяца после появления Джулиана Барнсы переехали из города Лестер в пригород Лондона. Когда мальчику было 10 лет, мать сказала ему, что у него слишком большая фантазия. Будучи подростком, Барнс симпатизировал Илье Обломову, поскольку, как и персонаж Ивана Гончарова, не любил по утрам вставать с дивана.
В Оксфорде Джулиан изучал французский и русский языки и в 19 лет поехал с товарищами в СССР на арендованном микроавтобусе. Юноши проехали через Францию, две Германии и Польшу в Брест. Затем путь туристов, ночевавших в палатках, прошел через Минск, Москву, Ленинград, Харьков, Киев и Одессу. Вернулись путешественники через Румынию. Барнс вел путевой дневник, в который вошли не только фотографии и заметки, но и советские артефакты, например, обертка от шоколадки «Аленка».
Затем были поездка во Францию, в ходе которой Джулиан оказался в парижском музее Гюстава Моро и навсегда полюбил живопись, и работа в средствах массовой информации. Барнс вспоминает, что в молодости страдал от «изнуряющей стеснительности».
Книги
Первое большое произведение Барнса — роман «Метроленд» — повествует о молодых людях, превратившихся из бунтарей в яппи. Вопреки литературным традициям, писатель не осуждает такую метаморфозу героев. В 1997 году произведение было экранизировано.
Родившийся в один день с классиками детектива Эдгаром Алланом По и Патрицией Хайсмит Барнс не мог не отдать дань этому жанру. Большинство из романов-расследований Джулиан опубликовал под псевдонимом Дэн Кавана, позаимствовав для него фамилию жены.
Причем произведение «Даффи влип» написано за 2 недели (тогда как на создание серьезного «Метроленда» автор потратил 8 лет). Однако книгу «Артур и Джордж», повествующую о следствии, осуществленном литературным отцом Шерлока Холмса, прозаик издал под своим именем.
Еще один писатель, ставший персонажем произведения Барнса, — автор «Мадам Бовари» Гюстав Флобер. Герой романа «Попугай Флобера» Джеффри узнает, что два музея выставляют чучело птицы, якобы стоявшей на столе французского писателя во время написания «Простой души». Произведение сделало Барнса знаменитым, а фото постмодерниста с попугаем на плече стало предварять интервью с ним.
Ряд произведений Джулиана выросли из его работы репортером. Так, «Педант на кухне» написан по мотивам гастрономической колонки, которую литератор вел в газете, а в основе книги «Открой глаза» — отчеты Барнса-журналиста о выставках живописи.
Личная жизнь
В 32 года писатель познакомился с любовью своей жизни — литературным агентом Пэт Каваной, которая скончалась в 2008 году, когда Барнсу было 62. Ничто — ни разница в возрасте (Пэт была старше мужа на 6 лет), ни измена супруги (Кавана уходила от Барнса к женщине-прозаику Джанет Уинтерсон), ни даже кончина жены — не смогло разрушить любовь Джулиана.
Смерть супруги привела Джулиана к мыслям о самоубийстве, но писатель понял, что своим суицидом вторично лишит жизни любимую, ведь жена жива, пока он помнит о ней. У писателя нет детей, в какой-то степени отпрысков ему заменяют дочери и внуки старшего брата Джонатана, специалиста по античной философии.
Барнс — агностик и в произведении «История мира в 10½ главах» пересказал сюжет о Всемирном потопе от лица древесного паразита, случайно спасшегося на корабле Ноя. В той же книге Джулиан выдумал, что футбольная команда «Лестер-сити», за которую прозаик болеет, выиграла турнир, и через 26 лет фантазия стала реальностью.
Писатель любит русскую литературу — Антона Чехова и Ивана Тургенева. Любимый роман Барнса — «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова.
Джулиан Барнс сейчас
В 2016 году Джулиан во второй раз побывал в России. Прозаик был почетным гостем на Московской ярмарке нехудожественной литературы, где представлял книгу «Шум времени» — три стилизованных диалога Дмитрия Шостаковича с демонизированной советской властью.
В интервью корреспонденту российской газеты Павлу Басинскому писатель признался, что любит музыку автора «Ленинградской симфонии» с тех пор, как услышал ее в 15 лет, а во время юношеской поездки в Советский Союз купил в ГУМе пластинки с произведениями композитора.
В 2018 году на русском языке вышли 2 книги Барнса — сборник эссе «Открой глаза» (обзор творчества 17 художников через призму их биографий), опубликованный в Великобритании в 2015 году, и «Одна история» (роман о любви 19-летнего юноши Пола и 48-летней Сьюзен).
В марте 2019 года стало известно, что учредители премии «Ясная поляна» включили «Одну историю» в длинный список номинантов в категории «Иностранная литература». Обладатель премии становится известным в октябре. В 2018 году лауреатом «Ясной поляны» стал израильский прозаик Амос Оз, скончавшийся вскоре после объявления результатов.
Цитаты
- «Скорбь лежит в вертикальной плоскости и совершает вращательные движения, тогда как траур горизонтален». («Уровни жизни»)
- «Разница между молодостью и старостью заключаются, среди прочего, в том, что молодые придумывают для себя будущее, а старики — прошлое». («Предчувствие конца»)
- «Когда обижают мою страну, пробуждается дремлющий, если не сказать дрыхнущий, патриотизм». («Нечего бояться»)
- «Книги придают смысл жизни. Но проблема в том, что жизнь, которой они придают смысл, — это жизнь других людей, и никогда не твоя». («Попугай Флобера»)
Библиография
- 1980 - «Метроленд»
- 1980 - «Даффи влип»
- 1982 - «До того, как она встретила меня»
- 1984 - «Попугай Флобера»
- 1989 - «История мира в 10½ главах»
- 1991 - «Как все было»
- 1992 - «Дикообраз»
- 1996 - «По ту сторону Ла-Манша»
- 1998 - «Англия, Англия»
- 2000 - «Любовь и так далее»
- 2003 - «Педант на кухне»
- 2004 - «Лимонный стол»
- 2005 - «Артур и Джордж»
- 2008 - «Нечего бояться»
- 2011 - «Предчувствие конца»
- 2013 - «Уровни жизни»
- 2015 - «Открой глаза»
- 2016 - «Шум времени»
- 2018 - «Одна история»