Биография
В копилке Додо Чоговадзе не так много ролей, но она все равно успела оставить след в сердцах ценителей советского кино. Женщина вошла в историю искусства как живое воплощение царевны Будур из экранизации сказки про Аладдина.
Детство и юность
Додо Чоговадзе появилась на свет 1 февраля 1951 года в Тбилиси. Яркая внешность знаменитости является результатом того, что в ее жилах течет кровь представителей грузинской и русской национальностей.
Родители девочки были далекими от мира искусства: папа работал агрономом, мама вела домашнее хозяйство. Но это не мешало маленькой Додо заниматься творчеством, ведь еще в ранние годы биографии у нее обнаружился танцевальный талант.
Так Чоговадзе оказалась в Тбилисском хореографическом училище, где ее педагогом стал Вахтанг Чабукиани. Он был очарован способностями юной воспитанницы и пророчил ей славу великой танцовщицы, но судьба сложилась иначе.
Личная жизнь
Первая любовь застала Чоговадзе на съемочной площадке — у нее возникли теплые чувства к художнику-постановщику Константину Загорскому. Из-за разницы в возрасте о романе не могло быть и речи, и все это осталось подростковой влюбленностью.
Позже женщина вышла замуж за музыканта Давида Шушанина, которому родила дочь Нино. Но брак не сложился из-за ревности супруга, который стремился ограничить свободу избранницы, запрещал ей сниматься в кино и играть в театре. Несмотря на развод, они продолжали встречаться еще 10 лет, пока актриса не решилась на окончательный разрыв. После этого она так и не наладила личную жизнь.
Фильмы
Еще малышкой Додо начала сниматься в кино — ее приглашали на небольшие роли в фильмах. А в 10 лет она воплотила главную героиню картины «Маленькие рыцари», повествующей о школьниках, которые совершают добрые дела на летних каникулах.
В последующие годы хрупкая и грациозная девочка неизменно очаровывала помощников режиссеров, которые приходили в училище в поисках юных талантов. Так случилось и с ассистентом Станислава Ростоцкого, который как раз проводил кастинг на роль Бэлы для фильма «Герой нашего времени».
После предварительного отбора артистка отправилась в Москву вместе с мамой, чтобы лично встретиться с режиссером. Он уже был готов утвердить ее на роль, но в последний момент решил узнать о возрасте и был в ужасе, когда услышал, что девочке 13. В картине присутствовали эротические сцены, а это могло быть чревато для Ростоцкого уголовным преследованием за растление малолетних.
Поэтому съемки не состоялись, но долго без работы Додо не сидела. Вскоре ее вновь пригласили на пробы, на этот раз для сказочной ленты «Волшебная лампа Аладдина», которую снимал Борис Рыцарев. Режиссер не сразу определился с кандидатурой на роль главной героини — царевны Будур, но в итоге отдал предпочтение Чоговадзе. Помня о горьком опыте собеседования, мама Додо пошла на хитрость и прибавила дочери год, сообщив, что ей скоро исполнится 16.
Обман был раскрыт уже в разгар работы, причем по вине самой Додо. На праздновании своего дня рождения она расплакалась от стыда, из-за чего ее утешала вся съемочная группа. Менять актрису не стали, ведь единственной «взрослой» сценой по сюжету был поцелуй с исполнителем роли Аладдина Борисом Быстровым, впрочем, и он не удался из-за неопытности девушки.
За промахи Чоговадзе не ругали, наоборот, поддерживали всей съемочной командой. По воспоминаниям артистки, у нее почти не было актерского опыта, и она боялась затеряться на фоне таких популярных коллег, как Георгий Милляр, Андрей Файт и Отар Коберидзе. Но они относились к девушке с пониманием и помогали ей раскрыться в кадре.
Не обходилось и без забавных ситуаций. Поскольку актерам запрещали снимать костюмы и грим, пока не закончится съемочный день, им приходилось прямо в образах ходить обедать в местную столовую, собирая толпы зевак.
Все усилия Додо не пропали даром, и фильм с ее участием сразу после выхода в прокат стал хитом. Поклонники пачками присылали ей письма с благодарностями и признаниями в любви, на которые девушка старалась отвечать. Несмотря на успех, Чоговадзе оставалась тихой и скромной.
Рыцарев планировал продолжить сотрудничество с юной звездой, и специально для нее были написаны образы главных героинь картин «Аэлита» и «Русалочка». Но после того как сценариста посадили в тюрьму, проекты оказались в заморозке, а девушка осталась без работы, ведь уже успела отказаться от всех предложений.
Тогда она начала работать по специальности в Театре оперы и балета, затем получила актерское образование в тбилисском институте, училась в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. На экраны женщина вернулась в 1981 году в роли Софико из фильма «В небе "Ночные ведьмы"» и вновь исчезла из поля зрения поклонников.
Лишь в 2012 году знаменитость дала небольшое интервью, где поделилась фактами из своей биографии и рассказала, как сложилась ее судьба после ухода из кино. Додо устроилась работать в тбилисский театральный вуз, где стала преподавать ритмику и танец. Позже она также появилась в рубрике «Караван историй».
Додо Чоговадзе сейчас
В 2020 году артистка остается в стороне от кино, хоть и мечтает однажды получить интересную роль. Сейчас она ведет страницу в «Фейсбуке», где публикует фото и рассказывает о новостях.
Фильмография
- 1958 — «Манана»
- 1963 — «Маленькие рыцари»
- 1966 — «Волшебная лампа Аладдина»
- 1981 — «В небе “Ночные ведьмы”»
Интересные факты
- По мнению поклонников, в молодости Чоговадзе имела поразительное внешнее сходство с другой звездой советского кино Анастасией Вертинской.
- Первой работой, которую актриса добавила в фильмографию, стала картина «Манана», где она исполнила эпизодическую роль.
- Однажды во время съемок в образе царевны Будур Додо упала с высоты, что заставило поволноваться режиссера, который решил нанять ей дублершу. Но юная исполнительница трактовала это по-своему и испугалась, что ее хотят заменить.
- На площадке «Волшебной лампы Аладдина» артистке удалось приручить лань Маечку, которая хвостиком сопровождала ее на съемках.