Биография
В фильмах Отара Иоселиани не было ничего антисоветского — ни критики Октябрьской революции, ни сатиры на государственных и партийных чиновников, ни очернения действительности. Однако ленты, снятые до его отъезда во Францию, очень часто ложились на полку, а сам кинематографист до конца жизни отказывался называть себя советским режиссером.
Детство и юность
Один из наиболее самобытных кинохудожников родился во второй февральский день 1934 года в Тбилиси. Режиссер получил женское воспитание, поскольку его отец Давид Иоселиани, бывший офицер царской армии, провел в лагерях и ссылках суммарно 30 лет. Мама, бабушка и тетя приложили все усилия, чтобы Отар рос разносторонне образованным.
Первым вузом, оконченным Иоселиани, стала Тбилисская государственная консерватория, где юноша учился по классам фортепиано, дирижирования и композиции. Затем уроженец Грузии переехал в столицу СССР и поступил на мехмат МГУ. Через два года обучения в главном вузе Советского Союза Отар стал студентом ВГИКа.
Одновременно с дипломированным музыкантом в кузнице кинематографических кадров учились Виктор Туров и Георгий Шенгелая, Лариса Шепитько и Баадур Цуладзе, в 1966 году сыгравший Арчила в дебютном полнометражном художественном фильме Иоселиани «Листопад». Среди наставников Отара были Александр Довженко, Михаил Ромм, Лев Кулешов и Григорий Козинцев.
Фильмы Отара Иоселиани
Фильмографию Иоселиани открыла короткометражка «Акварель», снятая по мотивам рассказа Александра Грина в студенческие годы. Начинающий режиссер сыграл в картине, продолжительность которой 10 минут, экскурсовода, а образы центральных персонажей — супругов с крайне неудачной личной жизнью — создали Софико Чиаурели и Геннадий Крашенинников.
Мелодрама Иоселиани с рифмующимся с «Акварелью» названием «Апрель», хотя и считалась короткометражкой, имеет продолжительность 45 минут. Впоследствии критики отмечали сильное влияние на картину французской новой волны. Лента 11 лет пролежала на полке, комиссия ВГИКа отказалась засчитать ее в качестве дипломной работы.
Расстроенный режиссер ненадолго отошел от кинопроизводства и в течение пары лет работал на рыболовецком судне и на металлургическом заводе в городе Рустави. Итогом этого периода биографии Отара стал выход документальной ленты «Чугун» и получение на ее основе диплома ВГИКа. Производственную тему в фильмографии Иоселиани продолжила кинодрама «Листопад», действие которой разворачивается на винодельческом предприятии.
Первое профессиональное образование пригодилось уроженцу Тбилиси при съемке трех последующих лент: документальной короткометражки «Старинная грузинская песня», художественного фильма «Жил певчий дрозд» и драмы «Пастораль». Критик Андрей Плахов писал о последнем из этих фильмов:
«Мир Иоселиани математически уравновешен, что не мешает ему оставаться поэтичным. Бессюжетность достигает в “Пасторали” своего пика. Фильм невозможно пересказать, потому что в нем почти нет героев и как будто бы ничего не происходит. Зато настроение и ускользающая красота схвачены безошибочно — так, что, начав смотреть, уже невозможно оторваться».
«Пастораль» вышла в СССР ограниченным прокатом, и режиссер, в очередной раз столкнувшись с препонами советских чиновников, последующие фильмы снимал во Франции. Первой западной ласточкой Иоселиани стали полудокументальные «7 пьес для черно-белого кино», а первой художественной лентой, снятой вдали от родины, — притча «Фавориты луны». Критики с удивлением констатировали, что уроженец СССР сумел показать Париж, прочувствовать и отразить его традиции и современность лучше французских коллег.
В начале третьего тысячелетия режиссер вернулся на родину и, как отметил в интервью, данном в 2017 году, обнаружил рост хамства и упадок культуры. Ностальгия Иоселиани по традиционному укладу, сметаемому современностью, нашла отражение в таких лентах, как «И стал свет» и «Охота на бабочек», а скептическое отношение к давлению рынка на искусство — в одной из последних картин «Шантрапа», в которой автобиографические моменты соединились с финалом в жанре фэнтези.
Отар Давидович частенько играл в своих фильмах, перевоплощаясь как во второстепенных персонажей, так и в центральных героев. В картинах Иоселиани неоднократно (в частности, в «Истине в вине» и последней работе мастера «Зимняя песня») снимался Матьё Амальрик, а Мишель Пикколи в драмеди «Сады осенью» преобразился в Мари — мать бывшего министра Винсента, после увольнения приучающегося жить без привилегий и вынужденного общаться с приятелями, обретенными в молодости.
Личная жизнь
Хотя Отару Давидовичу приписывались многочисленные романы, режиссер прожил жизнь холостяком. В книге эссе Юрий Рост опубликовал следующее воспоминание-характеристику:
«Полжизни назад я сфотографировал сидящего на перилах скромной дачи Беллы Ахмадулиной кинорежиссера Отара Иоселиани. Положение его словно неустойчиво, однако способность балансировать — форма самостоятельности моего друга. Ему хотелось быть независимым в самом зависимом из всех видов искусств. От власти, от денег, от модных течений и вкуса критиков. И даже от стран, которые он любил и в которых жил или живет».
В 2018-м мэтр дал интервью каналу «еще не Познер».
Смерть Отара Иоселиани
Грузинский режиссер скончался в том же городе, в котором появился на свет. Иоселиани ушел из жизни 17 декабря 2023 года. Причина смерти почти 90-летнего кинематографиста обнародована не была. О любви к Отару Давидовичу и его творчеству и горечи от потери в соцсетях сказали Юрий Рост и Юрий Норштейн.
Фильмография
- 1966 — «Листопад»
- 1970 — «Жил певчий дрозд»
- 1976 — «Пастораль»
- 1985 — «Фавориты луны»
- 1989 — «И стал свет»
- 1992 — «Охота на бабочек»
- 1996 — «Разбойники, глава VII»
- 1999 — «Истина в вине»
- 2002 — «Утро понедельника»
- 2006 — «Сады осенью»
- 2010 — «Шантрапа»
- 2015 — «Зимняя песня»
Интересные факты
- Отар Давидович не главный долгожитель среди знаменитых Иоселиани. Биография заслуженного тренера РСФСР и СССР Павла Николаевича Иоселиани завершилась в 2017 году в возрасте 97 лет, а грузинский театральный режиссер и педагог Елена Константиновна Иоселиани прожила 91 год.
- Французский писатель и кинорежиссер Филипп Клодель — как и Отар Давидович, обладатель награды Берлинского кинофестиваля, — родился ровно через 28 лет после грузинского коллеги.
- В тот же день, что и создатель картины «Жил певчий дрозд», но в другие годы, умерли его коллега Георгий Натансон и драматург Александр Володин, по пьесе которого «Моя старшая сестра» Георгий Григорьевич в 1966 году снял фильм «Старшая сестра».