Биография
Ценители советского кинематографа не понаслышке знакомы с такими шедеврами, как "Пять вечеров", "Осенний марафон" и "С любимыми не расставайтесь". Сценаристом ко всем этим картинам, а также еще к 19 не менее душевным и знаковым фильмам, стал советский поэт и драматург Александр Володин.
Детство и юность
Биография Александра Моисеевича Лифшица (такова настоящая фамилия киносценариста) началась в Минске 10 февраля 1919 года. Мальчик рано лишился матери. По его словам, Володин даже не помнил, как она выглядела и как умерла, а отец ушел к другой женщине, которая отказывалась принимать маленького Сашу.
Когда ему исполнилось 5 лет, дальние родственники забрали ребенка к себе, но тесной духовной связи между ними так и не возникло, они не стали одной семьей. Лифшиц прожил у своего дяди, врача по профессии, до 16 лет.
С самого детства Александр проявлял интерес к театральному искусству, в частности, к творчеству русского драматурга А.Н. Островского. Он покупал билеты на деньги, которые должен был тратить на школьные обеды. Наибольшее влияние на выбор профессии и жизненного пути оказал старший брат юноши, актер театральной студии имени Алексея Дикого.
Однако, несмотря на увлечение искусством, из-за бытовых нужд (парню было необходимо жилье, а поступление гарантировало бесплатное место в общежитии) будущий сценарист Володин поступил в Московский авиационный институт в 1936 году. Он проучился там всего полгода, после чего окончил преподавательские курсы в городе Серпухове и проработал некоторое время учителем в подмосковной деревне Вешки.
Будущий драматург чувствовал, что занимает не свое место. Его душа по- прежнему стремилась к театральному творчеству. Александр мечтал поведать всему миру о своих переживаниях, идеях и чувствах. В последствии так и вышло, именно мотив сокровенного стал ключевым на протяжении всего писательского пути мужчины.
Наконец, в 1939 году желание юноши сбылось, он успешно сдал вступительные экзамены в ГИТИС, на театроведческий факультет. Но у военкомата были свои планы на Володина: спустя 2 месяца учебы ему прислали повестку в армию.
По воле судьбы в этот момент кончились беззаботные дни Саши, впереди его ждали не только 2 года обязательной службы, но и 4 долгих, холодных года Великой Отечественной войны. По итогу этих жутких лет солдат был награжден медалью "За отвагу" и серьезно ранен осколком мины в левое легкое в 1944-м. В больнице он сочинил свой первый стих.
Творчество
По окончании войны Александр продолжил свое образование, но уже не в ГИТИСе, а на сценарном факультете ВГИКа, в мастерской Е. Габриловича. Он защитил диплом в 1949 году, после чего устроился в качестве редактора учебных лент о солдатах на Ленинградскую студию научно-популярных фильмов.
В этот период, мучимый экзистенциальным кризисом и мыслями о несостоявшейся жизни, Володин выпустил первый сборник рассказов. Один из них, "Пятнадцать лет жизни" 1953 года, полностью отразил его мрачное настроение. По фото того времени можно увидеть, каким несчастным выглядел парень.
В конце следующего года была опубликована книга молодого прозаика из 9 рассказов, которую положительно встретили критики из "Комсомольской правды" и "Литературной газеты". Персонажами его произведений стали "маленькие" люди со скромными амбициями, невысокими зарплатами и простыми профессиями, которые только недавно вступили во взрослую жизнь.
В 1956 году Володин сочинил пьесу "Фабричная девчонка", своим настроением похожую на сборник "Рассказы". За право поставить эту остросоциальную драму на сцене боролись разные театры. В итоге "Девчонку" за год показали более чем на 40 сценах по всему СССР.
Вторую пьесу писателя под названием "Пять вечеров" поставил ленинградский БДТ им. Горького и московский "Современник". Ошеломительный успех не заставил себя долго ждать. В 1962 году Володин написал пьесу "Идеалистка", на основе которой 20 лет спустя был снят телевизионный фильм "Два голоса" с Алисой Фрейндлих и Никитой Михалковым в главных ролях.
Четыре произведения, написанные драматургом - "Назначение", "Старшая сестра", "Пять вечеров" и "Фабричная девчонка" - стали фундаментом лидерства Володина в творческих и театральных кругах на стыке 50-х и 60-х годов.
И тем не менее, несмотря на подавляющее число восторгающихся зрителей, критики обвиняли автора пьес в искажении реальности, негативе, очернительстве советской идеологии. Находилось и немало защитников, ими были упомянутые выше переполненные залы, а также другие писатели (Ю. Герман, А. Арбузов, В. Панова).
С 1964 года по его рассказам и пьесам начали снимать полнометражное кино. Дебютным фильмом стал "Звонят, откройте дверь" режиссера Александра Митты с Еленой Прокловой в главной роли. Написанный специально для фильма сценарий комедии "Похождения зубного врача" стал отправной точкой для исповедального этапа писателя, его дальнейшее творчество можно было расценивать как записки о личной жизни.
Далее, поставив перед собой задачу поработать в жанре притчи, Володин выпустил трилогию о каменном веке, первобытных людях и вечных вопросах - "Две стрелы", "Выхухоль" и "Ящерица". Обобщающей темой триптиха стала проблема нравственного выбора, так хорошо знакомая автору.
1970-е стали весьма насыщенными для Александра Моисеевича. Он сочинил сразу несколько успешных сценариев для кино - "Дочки-матери", "Портрет с дождем", "Смятение чувств". Вышли его самые популярные фильмы "С любимыми не расставайтесь", "Дульсинея Тобосская", "Назначение". В конце десятилетия состоялась премьера мелодрамы "Осенний марафон" режиссера Георгия Данелии. Картина приобрела культовый статус, ее разобрали на цитаты, она остается актуальной и по сей день.
Александр Володин является лауреатом Государственной премии РСФСР 1981 года и лауреатом премии Президента РФ 1999 года. Он удостоился титула "Живая легенда Санкт-Петербурга".
Личная жизнь
Володин женился на одногодке Фриде Шилимовне Лифшиц еще до Великой Отечественной войны. У пары родилось двое детей, сыновья Владимир и Алексей, которые впоследствии эмигрировали в Америку. Они позвали родителей к себе, но драматургу США пришлись не по вкусу.
В послевоенное время пара с первым сыном жила впроголодь. Они ютились в крошечной комнатке площадью 7 квадратов, в подвальном помещении старой коммунальной квартиры.
Последние годы жизни Фрида и Александр провели в своей квартире в Петербурге, в основном сидя по разным комнатам. Женщина из-за серьезной болезни компании мужа предпочитала одиночество и прослушивание классической музыки.
Смерть
Смерть поэта и драматурга наступила 17 декабря 2001 года в его квартире в Санкт-Петербурге. Ему было 82 года.
Володин похоронен на Комаровском кладбище, рядом с его могилой нашла упокоение жена, которая умерла двумя годами позднее. Причина смерти Александра Володина доподлинно неизвестна.
Сценарии и постановки
- 1956 - "Фабричная девчонка"
- 1959 - "Пять вечеров"
- 1960 - "В гостях и дома"
- 1961 - "Моя старшая сестра"
- 1962 - "Идеалистка"
- 1963 - "Назначение"
- 1966 - "Кастручча"
- 1971 - "Дульсинея Тобосская"
- 1972 - "С любимыми не расставайтесь"
- 1974 - "Дочки-матери"
- 1980 - "Две стрелы"
- 1981 - "Ящерица"
- 1984 - "Блондинка"