Биография
Имя Абубакара Янгулбаева сейчас хорошо известно широкой публике, как и дело семьи Янгулбаевых. Громкий процесс над его матерью Заремой Мусаевой, уголовные дела в отношении самого Абубакара — все это не мешает юристу двигаться в выбранном направлении. Сегодня он скрывается, но при этом продолжает освещать проблемы региона в социальных сетях, в том числе на «Ютьюбе» и в «Телеграме».
Детство и юность
С будущей отец Абубакара Сайди Вахаевич познакомился на родине в 1990-м, на тот момент ему исполнилось 32 года, а избраннице Зареме Мусаевой — 21. Спустя год пара сыграла свадьбу, а еще через год, в середине марта 1992-го, уже нянчила первенца, который воспитывался вместе с младшими по возрасту братом Ибрагимом (включен в реестр экстремистов и террористов), появившимся на свет накануне новогоднего штурма Грозного в 1994-м, и сестрой Алией. На личной странице в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) в графе «Члены семьи» братом Бакара указан и Байсангур Янгулбаев (включен в реестр экстремистов и террористов).
На официальном сайте Комитета против пыток, в 2015-м внесенного в реестр иностранных агентов, юрист северокавказского филиала упомянул, что его сознательная жизнь связана с Чечней и пришлась на годы войны. Об этом периоде правозащитник ни писать, ни говорить не любит, хотя именно тогда и научился быть готовым ко всему:
«Грубо говоря, наша мама рожала нас во время войны. Большую часть времени мы жили в Чечне, в том числе и в подвалах. Из первой чеченской я помню, как мы всей улицей были в подвале нашего дома, спали на стеллажах, ели заготовки на зиму. А вторую чеченскую войну я помню всю. В сентябре я иду во второй класс, возвращаюсь, а сверху летают самолеты и что-то бомбят».
Выпустившись из местной школы № 7, парень поступил на юридический факультет Чеченского государственного университета. В 2014-м, получив диплом о высшем образовании, вчерашний студент вписал в биографию адвокатские коллегии «Низам» и «Статус КВО».
Во вторую чеченскую кампанию главе семейства пришлось сменить профессию следователя Следственного комитета при прокуратуре Ичкерии на таксиста. В 2003-м году мужчина устроился помощником судьи, в 2008-м стал мировым судьей, а через четыре года уже трудился в Верховном суде Чеченской Республики, занимаясь рассмотрением апелляций по уголовным делам. Однако в 2015-м к его статусу добавилась приставка «экс», а в 2017-м федеральный судья в отставке покинул Чечню.
Правозащитная деятельность
Юрист северокавказского филиала Комитета против пыток впервые узнал о существовании такой организации в конце 2014-го, когда произошел пожар в ее конторе. Парень, который, к слову, не видел себя правозащитником, а просто не мог смириться с несправедливостью во всех ее проявлениях, обратился в организацию за помощью, а после стал частью ее команды и приобрел профессию, которая соответствовала его принципам, не требовала идти против совести и позволяла реально помогать людям.
В 2017-м семья перебралась в Нижний Новгород, поскольку там располагался главный офис комитета. До начала 2022-го Абубакар помогал многим пострадавшим от насилия в различных регионах России и даже в Беларуси.
За это время он вышел на новый уровень и как человек, и как специалист, не боялся браться и за резонансные дела, связанные с нарушениями прав человека на Северном Кавказе. 17 января Янгулбаев сообщил о своем увольнении. Уход планировался на летний период, но обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг раньше.
Личная жизнь
Личную жизнь Абубакар Сайдаевич приоткрывает лишь иногда — в основном все его публикации в социальных сетях посвящены служебным моментам.
Однако благодаря редким фото в персональном аккаунте в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) известно, что мужчина следит за модой, обожает путешествия, цитрусовые фреши и «Тархун», трогательно любит родину и обладает хорошим чувством юмора.
Автор иронизировал над своим Android, который исправлял его имя Бакар на «Дакар», советовал всем полюбоваться на закат на высокой горе, а день рождения в 2021-м провел за прогулкой с «добрейшей собакой, любящей утомлять людей своей энергичностью».
Задержание Заремы Мусаевой и обвинения
За неделю до нового, 2022-го юрист сообщил об исчезновении в Чечне около 40 своих родственников из Грозного и села Гойты. По информации Янгулбаева, они были доставлены в различные отделы полиции Чечни. На этот счет у уроженца Грозного было два возможных объяснения: собственно его правозащитная деятельность и подозрение в причастности к оппозиционному телеграм-каналу 1ADAT. И если первую он никогда и не скрывал, то последнее обвинение категорически опроверг. Сама организация «Народное движение "Адат"» была внесена Росфинмониторингом в реестр организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Впоследствии слова Абубакара подтвердил его брат Ибрагим, который сообщил, что именно он стал лидером этого движения, и его родственники никогда не имели к этой организации никакого отношения.
Сразу после этого в квартиру Абубакара Сайдаевича в Пятигорске также нагрянули с обыском, мужчину задержали и допросили в качестве свидетеля по уголовному делу об оправдании терроризма. После случившегося правозащитник подал заявление на увольнение из Комитета против пыток и принял решение о необходимости отъезда из России.
После того как 20 января в дом родителей правозащитника в Нижнем Новгороде нагрянули чеченские силовики, задержавшие мать Абубакара Зарему Мусаеву Россию покинули и его отец с сестрой, а сам Янгулбаев дал интервью, рассказав о том, что обратился во всевозможные инстанции в связи с преследованием его родственников — региональные, федеральные и международные, в том числе и в Европейский суд по правам человека.
22 января глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил о том, что семья бывшего судьи Верховного суда Чечни призывает к терроризму и экстремизму, поэтому всех ее членов «надо задержать, как того требует закон, и наказать», а если они «окажут сопротивление, то уничтожить как пособников террористов».
Ситуацию прокомментировал и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, назвав ее «фантастической историей» и пояснив, что сейчас «предпочитает не верить таким сообщениям без каких-либо подтверждений».
В конце января МВД Чечни заявило, что против Абубакара возбуждено уголовное дело за призыв к террористической деятельности.
Абубакар Янгулбаев сейчас
В январе 2023 года Абубакар, находясь уже не в России, выложил видео в инстаграм-аккаунте (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где предложил чеченским властям произвести обмен. Он был готов сдаться при условии, что его мать отпустят. Однако никакой реакции его манифест не получил. Летом того же года Зарему Мусаеву приговорили к 5,5 годам колонии. Женщину осудили по статье о мошенничестве, а также признали виновной в том, что она применяла насилие к сотруднику полиции.
Адвокат матери Абубакара не смог попасть на судебное заседание, как и журналистка Елена Милашина, прилетевшая в Чечню для освещения этого процесса. На обоих было совершено нападение, в результате чего они были госпитализированы, а после доставлены в больницу Москвы.
Сам Янгулбаев к тому моменту занялся мультизадачным проектом про Чеченскую Республику «Кост». Летом в отношении юриста было заведено еще одно дело об организации экстремистской деятельности, а затем к нему добавилось и дело о терроризме.
Интересные факты
- Семья Янгулбаевых принадлежит тейпу Келой, одним из самых известных представителей которого являлся Зелимхан Яндарбиев.
- После задержания Заремы Мусаевой старший сын экс-судьи Верховного суда Чечни ответил на высказывания Рамзана Кадырова, заявив, что, как цивилизованный человек, намерен бороться с оппонентами законными методами. Правозащитник обратился в Следственный комитет с целью проверить высказывания руководства республики на соответствие законодательству России.
- 23 января 2022 года ЕС призвал Россию освободить мать Абубакара Янгулбаева, дело Заремы Мусаевой взяла на контроль уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова.
- Министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев заявил, что правоохранители действовали законно, а повышенное внимание к делу привлекла национальность полицейских, проводивших задержание.