Биография
Гарольд Рамис начинал путь в кино как актер, но в итоге стал режиссером, и весьма успешным, недаром его картины становились международными хитами. Работая в развлекательном жанре, постановщик никогда не забывал о философской и моральной составляющей, а потому «День сурка» и другие его фильмы давно перешли в разряд нестареющей комедийной классики.
Детство и юность
Гарольд родился 21 ноября 1944 года в Чикаго. Он воспитывался в еврейской семье, которая содержала продуктовый магазин в Вест-Сайде. Рамис называл родной город Меккой Среднего Запада, отмечая, что высокий уровень жизни сочетается там с хорошей культурой, благодаря чему можно «прожить замечательную артистическую жизнь, никогда не покидая Чикаго». Правда, сам Гарольд на малой родине не усидел и после окончания средней школы уехал в Сент-Луис штата Миссури, где поступил в Вашингтонский университет.
Во время учебы он начал практиковаться в написании комедийных пьес, однако к моменту выпуска из вуза еще не определился с будущим призванием и устроился работать в психиатрическую клинику, которая стала для него школой жизни. Рамис без всяких шуток говорил, что лечебница подготовила его ко всем трудностям и вызовам будущей профессии, поскольку научила общаться с людьми, выдающими самые неожиданные реакции.
Прежде чем связать биографию с кино, Гарольд успел поработать школьным учителем на заменах, а в свободное время внештатно писал статьи для Chicago Daily News. Со временем парню доверили позицию редактора юмористического раздела в журнале «Плейбой», где он разбирал шутки, присланные читателями. Параллельно Рамис выступал с чикагской труппой импровизационной комедии Second City.
Творческая карьера Гарольда Рамиса
Коллегами Рамиса по Second City были Джон Белуши и Билл Мюррей, вместе с которыми он записывал в Нью-Йорке комедийное радио-шоу The National Lampoon Radio Hour, пользовавшееся успехом по всей Америке. Благодаря ему Гарольд перекочевал на телевидение, получив роль пронырливого коррумпированного менеджера Мориса Грина в скетч-шоу SCTV, шедшем на канадском телевидении с середины 1970-х.
Рамис также продюсировал развлекательные ТВ-шоу, однако известность ему принесли работы в кино. Первым большим успехом стала комедия «Охотники за привидениями», вышедшая на экраны в 1984 году и ставшая мировым хитом. Гарольд сыграл там Игона Спенглера и выступил автором сценария, а его коллегами по площадке стали Билл Мюррей и Дэн Эйкройд. Успех «Охотников» ожидаемо породил продолжение, которое с успехом вышло в 1989-м.
А тем временем Рамис переключился на режиссерскую работу. Его главным шедевром стала романтическая комедия «День сурка», премьера которой состоялась в 1993-м и принесла постановщику славу одного из лучших комедиографов своего времени. Правда, съемки этой ленты о самоуверенном легкомысленном бабнике, бесконечно получающем шанс на новую жизнь, разрушили многолетнюю дружбу и творческий союз Гарольда и исполнителя главной роли Билла Мюррея.
Творческие разногласия приятелей оказались настолько серьезными, что Рамис в процессе работы схватил актера за шиворот и швырнул о стену, после чего их общение сошло на нет. Они не разговаривали 20 лет и простили друг друга лишь незадолго до смерти режиссера, когда Мюррей с коробкой пончиков пришел к старому другу, прикованному болезнью к кровати, и провел с ним пару часов за доброй беседой.
Репутацию выдающегося комедийного режиссера за Рамисом закрепил фильм 1999 года «Анализируй это», повествующий о душевных неполадках босса нью-йоркской мафии, разрешить которые он берется с помощью рядового психоаналитика. Находкой режиссера стал полный неожиданных ходов и искрометных шуток сценарий, написанный им же самим, а также привлечение на главную роль Роберта Де Ниро, которого зритель привык видеть в сложных драматических амплуа.
Три года спустя Гарольд выпустил продолжение криминальной комедии, дав ей название «Анализируй то». Параллельно он сам продолжал от случая к случаю сниматься в кино, но исключительно по приглашению, то есть не проходя проб и кастингов. В фильмографии американского актера такие проекты, как «Страна чудаков», «Немножко беременна», «Любовь по случаю».
Рамис неоднократно размышлял о перезагрузке «Охотников за привидениями» и даже писал для картины сценарий, однако современное прочтение старого хита вышло уже после его смерти. Режиссером фильма стал Пол Фиг, и в прокате он провалился, тем не менее в 2021 году вышла очередная часть франшизы с посмертным посвящением Гарольду.
Личная жизнь
Рамис был женат дважды. Первый брак он заключил еще в молодости, женившись в 1967 году на художнице Энн Плоткин из Калифорнии, которая родила ему дочь Вайолет в 1977-м. Девочка в трехлетнем возрасте снялась в отцовской комедии «Гольф-клуб», а позднее еще в паре фильмов. Впоследствии она написала автобиографию «Дочь охотника за привидениями», где поделилась подробностями личной жизни родителей, в частности тем, что их брак носил открытый характер.
В 1984 году Гарольд развелся с Энн. К тому моменту у него уже был роман с замужней постановщицей Эми Хекерлинг, которая родила от Рамиса дочь Молли, но дала ей фамилию тогдашнего мужа Нила Израэла. Хотя Эми и развелась с супругом, отношения с Гарольдом у нее не заладились, и семьей они так и не стали.
Второй женой режиссера стала Эрика Манн, которая родила ему двоих сыновей, Джулиана и Дэниела. Эрика исповедовала буддизм и оказала влияние на мировоззрение мужа, который даже подружился с далай-ламой. Главным увлечением Рамиса был бейсбол, а также он любил фехтовать, кататься на лыжах, играть на барабанах и гитаре.
Смерть Гарольда Рамиса
В 2010 году Гарольд перенес тяжелую инфекцию, которая спровоцировала осложнения аутоиммунного воскулита, после чего режиссеру пришлось заново учиться ходить. Однако болезнь не хотела отступать и стала причиной смерти, наступившей 24 февраля 2014 года. На кончину Рамиса отреагировал тогдашний президент США Барак Обама, опубликовавший по этому поводу проникновенное обращение.
Фильмография
Режиссер:
- 1980 — «Гольф-клуб»
- 1983 — «Каникулы»
- 1986 — «Клуб "Рай"»
- 1993 — «День сурка»
- 1995 — «Стюарт спасает свою семью»
- 1996 — «Множество»
- 1999 — «Анализируй это»
- 2000 — «Ослеплённый желаниями»
- 2002 — «Анализируй то»
- 2005 — «Ледяной урожай»
- 2009 — «Начало времён»
Актер:
- 1981 — «Добровольцы поневоле»
- 1984 — «Охотники за привидениями»
- 1987 — «Бум вокруг младенца»
- 1989 — «Охотники за привидениями 2»
- 1993 — «День сурка»
- 1994 — «Пустоголовые»
- 1997 — «Лучше не бывает»
- 2000 — «Фанатик»
- 2002 — «Страна чудаков»
- 2006 — «Прощальный поцелуй»
- 2007 — «Немножко беременна»
- 2007 — «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса»
- 2009 — «Начало времён»
- 2021 — «Охотники за привидениями: Наследники» (использовались архивные кадры)
Интересные факты
- Среди хобби Гарольда было создание войлочных шляп.
- Рамис приложил руку к 4 картинам, вошедшим в список «100 самых смешных фильмов» от Американского института кино.
- При съемке фильмов режиссер все держал в голове: у него в руках никогда не видели листков с заметками и даже сценария.