Биография
«Я должна снимать, пока в силах держать камеру в руках», — говорила Марина Голдовская. А студентам, осваивавшим операторское и режиссерское искусство, дама-кинематографист напоминала Мэри Поппинс, ведь в любой, даже самой крохотной сумочке Марины Евсеевны умещалась камера, а лекции преподавателя всегда были увлекательными.
Детство и юность
Будущая звезда кинодокументалистики появилась на свет в Москве 15 июля 1941 года в семье уроженца Никополя, сына часовщика, изобретателя в области кино- и фототехники Евсея Михайловича Голдовского. За три года до рождения Марины ее будущий отец, которому родители при рождении дали имя Иешуя, был арестован. Голдовского обвинили в намерении отравить советское руководство парами ртути. Из застенков Евсей Михайлович вернулся на удивление быстро (после ареста наркома Николая Ежова наступила кратковременная «оттепель»), но без зубов и с оставшейся на всю жизнь бессонницей.
После школы Марина окончила операторский факультет ВГИКа. Наставником Голдовской в кузнице кинематографических кадров был отец Галины Волчек Борис Израилевич Волчек, снявший в качестве оператора такие разноплановые фильмы, как «Пышка», «Белый клык», «Русский вопрос» и «Убийство на улице Данте».
Творчество
В книге «Женщина с киноаппаратом» Марина Евсеевна писала, что в молодости ее как оператора интересовал физический мир (природа, архитектура) и внешняя изобразительность. В дебютном фильме — короткометражке «Рождение поезда», снятом Голдовской вместе с однокурсником Игорем Беляковым, взгляд авторов был направлен на все «экзотическое» — движущееся, горящее и мерцающее. Юных кинематографистов не интересовало, что происходит в душах людей, укладывающих рельсы и управляющих поездами.
Переломным моментом в творчестве выпускница ВГИКа считала документальную ленту «Сергей Смирнов», в которой впервые начала вглядываться в глаза человека. В дальнейшем Марина Евсеевна буквально жила рядом со своими персонажами, и сюжеты фильмов менялись в связи с событиями, происходившими в их судьбах. Герои картин Голдовской зачастую так доверяли режиссеру, что отказывались от цензорских функций. Так, Олег Ефремов сказал, что посмотрит фильм о себе, когда его покажут по телевидению.
Персонажами Голдовской, фильмография которой насчитывает почти полсотни проектов, становились и звездные современники (Валентина Терешкова, Аркадий Райкин, легендарный председатель колхоза Владимир Бедуля), и знаменитости прошлого (Александр Пушкин и Иван Пущин), и трехлетний мальчик Денис, на примере которого Марина Евсеевна показала, как дети познают мир.
Расцвет творчества дочери изобретателя кинотехники пришелся на годы перестройки. Предвосхитил реформирование советского общества документальный фильм Голдовской «Архангельский мужик». Лента, снятая по сценарию Анатолия Стреляного, рассказала о внедрении семейного подряда на Русском Севере. Всемирную известность Марина Евсеевна обрела после выхода на экраны картины «Власть Соловецкая», в которой выжившие узники ГУЛАГа, включая Дмитрия Лихачева, поведали о годах подневольного труда.
Судьбам «маленьких людей», которым повезло и не повезло жить в России в эпоху перемен, посвящены фильмы «Осколки зеркала. Дневник смутного времени» и «Дом с рыцарями». Анна Политковская стала героиней лебединой песни Голдовской — картины «Горький вкус свободы».
Личная жизнь
О личной жизни «женщины с киноаппаратом» известно мало. Первым спутником жизни Марины Евсеевны и отцом ее единственного сына был сценарист и режиссер, профессор ВГИКа Давид Ливнев. Отпрыск творческой пары Сергей Ливнев, появившийся на свет весной 1964 года, прославился в 23 года, написав сценарий к фильму Сергея Соловьева «Асса».
По информации кинообозревателя газеты «Известия» Сергея Сычева, в 90-е годы XX века Голдовская вступила в брак с гражданином США и уехала на родину нового мужа, где стала профессором киношколы при Университете Южной Каролины. Когда смерть оборвала биографию американского супруга, Марина Евсеевна вернулась в Россию.
Смерть
В последние годы Голдовская жила в Юрмале и тяжело болела. Марина Евсеевна умерла 20 марта 2022 года. Сообщивший о кончине доктора искусствоведения сын не озвучил прессе причины смерти легенды советской и российской документалистики.
Фильмография
- 1970 — «Раиса Немчинская — артистка цирка»
- 1974 — «Валентина Терешкова»
- 1980 — «Пушкин и Пущин»
- 1981 — «Восьмой директор»
- 1985 — «Здравствуйте, это Бедуля говорит»
- 1986 — «Архангельский мужик»
- 1987 — «Олег Ефремов. Чтобы был театр»
- 1988 — «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы»
- 1988 — «Михаил Ульянов. Хроника одной роли»
- 1989 — «Выше, чем любовь»
- 1989 — «Мне девяносто лет, ещё легка походка…»
- 1999 — «Князь»
- 2003 — «Князь вернулся»
- 2011 — «Горький вкус свободы»
Интересные факты
- Росший в русскоязычной ассимилированной семье сын Марины Евсеевны Сережа в пять лет овладел грамотой и прочитал в паспорте отца национальность — еврей. Новость шокировала мальчика. Успокоился ребенок только тогда, когда родители сообщили, что и мама еврейка, и многие из знакомых детей, в тот числе симпатичная ему девочка Женя, тоже евреи.
- Первая в мире женщина-режиссер Алис Ги-Бланше прожила 95 лет.