Биография
Гошу Острецова знают как московского художника, дизайнера и автора перформансов. Художественная жизнь столицы России с конца XX века не обходилась без его деятельного участия. Персональные проекты Острецова не теряют востребованности на арт-рынке, представляя собой репрезентативный пример современного искусства.
Детство и юность
Георгий родился 8 мая 1967 года в Москве. Его мать Людмила была искусствоведом и дала сыну свою фамилию. По отчеству он записан как Викторович, хотя его отцом был грузинский скульптор Элгуджа Амашукели — автор монумента «Мать Грузии», расположенного в центре старого Тбилиси.
Среди первых воспоминаний художника — стук печатной машинки, на которой мать набирала статьи об искусстве. А еще — затянутая тысячами красных флагов Москва накануне больших праздников.
Мама водила сына по художественным мастерским, где он становился свидетелем живого творческого процесса. Острецов помнит, как навещал Алису Порет, которая рассказывала ему о Данииле Хармсе. Мальчик мало что понимал тогда, но впоследствии эти воспоминания ранних лет мощно проявились. Мать Гоши умерла, когда ему было 13.
Острецов с детства любил рисовать и выдумывать новое и уже в 14 лет поступил в Театральное художественно-техническое училище при Большом театре, которое окончил в 1985 году. К тому моменту он уже участвовал в коллективных творческих акциях: например, самовольно занял вместе с товарищами-художниками заброшенное здание детсада и организовал там арт-сообщество «Детский сад».
Гоша полагал, что искусство связано с преображением реальности, и стремился вносить новую струю в сложившийся порядок вещей. Он вошел в творческое объединение «Новые художники», которое пыталось языком искусства передать стремительные изменения, происходившие в перестроечную эпоху во всех сферах жизни.
В тот период, когда наконец стали открываться все границы, молодой Острецов покинул СССР и поселился в Париже, где его умения нашли прикладное применение в сфере рекламы и дизайна. Он сотрудничал с Жан-Полем Готье и работал художником в картине «Такси», параллельно занимаясь искусством в его чистом виде.
Творчество
Творческий путь Гоши начался в конце 1980-х годов. За это время он представил десятки персональных и коллективных выставок и перформансов. В 1990-х он работал над проектом-антиутопией, который получил название «Новое правительство» и представлял собой пластический эксперимент и социальную провокацию. В продолжение идеи Острецов создал концептуальный автомобиль «Президент-мобиль», который предназначался для правителя будущего.
В искусстве Гоши важен принцип преемственности, а потому для него характерна пластическая и идейная трансформация жанров и их переплавка в новые смыслы и формы. Художник подвергает переосмыслению комиксы и иконографию, нью-вейв и конструктивизм, античность и цифровую эстетику.
Острецов занимается мифотворчеством, иллюстрируя придуманные миры, в процессе чего пишет картины и графические романы, создает инсталляции и скульптуры. В 2019 году художник представил публике выставку «Солнцеборцы», где синтезировал наследие античного мифа, русского авангарда и научной фантастики. На экспозиции были представлены работы «Планета Венера», «Матрица мультивселенной», «Меркурианин» и десятки других арт-объектов.
Личная жизнь
Острецов полагает, что личная жизнь имеет прямое влияние на творческий процесс: легко быть «вольным художником», порхая с цветка на цветок и перебиваясь случайными заработками, когда тебе 25 и ты не несешь ответственности ни за кого, кроме себя. Но когда человек обзаводится семьей, хочешь не хочешь ему приходится задумываться о конвертации своего потенциала в плоскость материальных благ.
Гоша женился, когда ему было 40. Жену он нашел в творческой среде: Людмила Константинова — выпускница Московского архитектурного института, художница, работающая в стиле концептуализма и современной цифровой эстетики, чьи работы находятся в коллекции Третьяковской галереи. Супруга младше Острецова на 17 лет.
Художники поженились в 2007 году, и сейчас у них уже четверо детей: Марфа, Фрося, Емельян и Мартын. Жизнь большой семьи требует оседлости, хотя долгое время Гоша стремился не привязываться к собственности, чтобы пребывать в состоянии легкости. Теперь же семья обзавелась загородным домом между Волоколамском и Рузой.
Дизайн жилища разработали сами владельцы, а Острецов еще и собственноручно изготовил мебель и светильники. Вещи из масс-маркета навевают на художника тоску, а потому любые мелочи в интерьере он стремился превратить в арт-объект. Посуду покупал на блошином рынке или заказывал у знакомых ремесленников. Даже диван из «Икеи» расписал, чтобы придать ему индивидуальность.
Гоша Острецов сейчас
Осенью 2021 года в московской галерее «Е. К. Артбюро» прошла персональная выставка Острецова, получившая наименование «Динозавры искусства». Название художник объяснил тем, что сам себя чувствует «древним ископаемым» на современной арт-сцене.
В экспозиции были представлены графические и живописные работы мастера, а также скульптуры, фотографии и книжные иллюстрации. Выставка стала попыткой осмысления собственной биографии и ее вплетенности в исторический процесс со свойственными ему культурными кодами. Художник посчитал, что уже настало время подводить некоторые итоги, и за 3 месяца создал проект, где задействовались все техники и материалы, которые он использовал за 35 лет творческой деятельности.
В 2022 году Острецов продолжает заниматься творчеством. Он разрабатывает язык того, что еще не стало современным искусством, но на нем, Гоша уверен, будут говорить художники последующих поколений.
На апрель была запланирована премьера реалити-шоу «Художники», в котором Острецов вместе с перформанс-артистом Федей Павловым-Андреевичем вошел в состав жюри. Участниками проекта стали 12 живописцев, которые боролись за денежный приз и возможность провести собственную выставку.
Интересные факты
- В детстве Гоша позировал для художника Геннадия Епишина и стал прообразом к его иллюстрациям «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского.
- Острецов придумывал костюмы для Жанны Агузаровой.
- Художник мечтает проиллюстрировать «Откровения Иоанна Богослова».